МААМ-картинки

Артикуляционная гимнастика

Анна Семенова
Артикуляционная гимнастика

Консультация логопеда для родителей

«Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Публикация «Артикуляционная гимнастика» размещена в разделах

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением – достаточно ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.

Нарушения звукопроизношения занимают особое место среди расстройств речи. Развитие звуковой стороны речи в онтогенезе проходит определенный закономерный путь. Различного рода задержки развития, педагогическая запущенность, эмоциональная и речевая депривация, недоразвитие фонематического слуха часто приводят к нарушениям звукопроизношения различными по механизму. Выделяют несколько уровней нарушенного произношения: полное неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в простых словах; смешение близких по звучанию или артикуляции звуков при умении правильно произносить их изолированно.

Работа над звукопроизношением требует системного подхода, согласно которому необходимо развивать не только отдельные части речевого аппарата, но и добиваться совокупных координированных действий дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.

Одним из приемов повышения эффективности работы над постановкой и автоматизации звуков является артикуляционная гимнастика – система повторяющихся упражнений, направленных на тренировку артикуляционного аппарата с целью выработки четкости, точности, правильности движений всех его частей. Гимнастика осуществляется в определенной последовательности: вначале воспитываются более простые движения органов речи; когда ребенок их осваивает, переходят к выработке более сложных специфических движений. Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи, от его работы во многом зависит отчетливость речи, поэтому в артикуляционной гимнастике особое значение придается развитию его подвижности, повышению скорости переключения с одного движения на другое.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Недостаточно только отработать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.

Плавность и легкость движения предполагает движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышц всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.

Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, можно регулировать темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.

Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, желательно в игровой форме.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль. После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения от положения органов артикуляционного аппарата). Это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и служит показанием к временному прекращению упражнения.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15- 20.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они хорошо видели лицо взрослого. Лицо должно быть освещено, а губы - четко окрашены и видны.

Публикации по теме:

«Сказочная» артикуляционная гимнастика«Сказочная» артикуляционная гимнастика Развивать речевую моторику детей помогает необычная сказочная артикуляционная гимнастика. Для её проведения необходим красочный демонстрационный.

Артикуляционная гимнастика А. Г. «Утро с Музиком» 1. Котик встал (потягивание) Зубки чистить побежал Вправо – влево, вправо – влево Чистим зубки мы умело Пополощем ротик,.

Артикуляционная гимнастика Артикуляциооная гимнастика залог хорошей речи ребенка. При произношении различных звуков каждый орган занимает определенное положение.

Артикуляционная гимнастика-памятка для родителей Артикуляционная гимнастика для языка и губ, щек и неба просто необходима для детей, у которых есть отклонения в речи. Не могу спокойно смотреть.

Артикуляционная гимнастика «Прогулка в лесу» ПРОГУЛКА В ЛЕСУ. Оказывается, можно совместить приятное с полезным, и превратить скучную дорогу в поликлинику, в увлекательное путешествие.

Артикуляционная гимнастика-сказка «Приключения Смешариков»Артикуляционная гимнастика-сказка «Приключения Смешариков» Артикуляционная гимнастика – сказка «Приключения Смешариков» МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ №1. АВТОР: Добрый день, всем здоровья мы желаем.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика во второй младшей группе Артикуляционная гимнастика. "Бегемотик" Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время.

Мастер-класс по теме «Артикуляционная гимнастика» МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА". Цель: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития.

Утро радостных встреч (артикуляционная гимнастика) Утро радостных встреч (артикуляционная гимнастика) в средней группе «Пчёлка» Подготовила: воспитатель Султанова Наталья Дмитриевна. МБДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика
Опубликовано: 1 июня 2017 в 17:12
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД