«Артикуляционная гимнастика». Педагогический проект

Анна Сенич
«Артикуляционная гимнастика». Педагогический проект

Педагогический проект (познавательно-эмпирический).

«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Автор проекта: учитель-логопед д/с «Огонёк», Сенич Анна Николаевна.

Тема проекта:

«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников".

Актуальность выбора темы проекта.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь педагогов.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, артикуляционная гимнастика и другие). Артикуляционная гимнастика одна из них. Знакомство детей артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время.

Объект проекта: процесс формирования артикуляционной моторики у дошкольников.

Предмет проекта: комплекс специальных упражнений артикуляционной гимнастики, направленный на развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.

Цель проекта: сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.

Задачи:

1. Расширение и углубление теоретических знаний по разделу звуковая культура речи.

2. Раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.

3. Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.

4. Изучение, обобщение и внедрение в практику опыта коллег.

5. Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.

Гипотеза: Если в системе педагогической работы, направленной на формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста, активно использовать артикуляционную гимнастику в игровых и нетрадиционных методах и приемах, то это более эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы.

Ожидаемый результат:

1. Использование нетрадиционных и игровых приемов для развития артикуляционной моторики будет способствовать формированию правильного звукопроизношения дошкольников.

2. Повышение квалификации, профессионального и педагогического мастерства педагогов детского сада.

3. Повышение рейтинга МДОУ.

Этапы реализации :

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

Участники проекта: воспитатели детского сада, дошкольники разных возрастных групп, логопед, логопеды детских садов города Надыма.

Сроки реализации проекта: 12 месяцев

Предполагаемый продукт проекта:

• оформление альбомов по артикуляционной гимнастике (комплексов для определенных видов нарушений в звукопроизношении (Л, ЛЬ, Р, РЬ, С, З, Ц, Ш, Ж, Щ);

• организация выставки «Артикуляционная гимнастика»;

• презентация проекта на методическом совете логопедов детских садов города Надыма;

• популяризация на интернет ресурсах методической литературы по теме среди родителей и воспитателей (http://www.maaam.ru, www.оgonek-nadym.ru., «одноклассники. ru» - группа «Огонёк»).

• участие в телевизионной программе «Оранжевое утро» (Практикум по артикуляционной гимнастике) (СМ. : E-mail: trc_nadym@mail.ru, nst@nadym.ru №538 от 13.10. 2014)

Стратегия осуществления проекта

1 этап: подготовительный.

Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.

Подготовка дидактических пособий и презентаций.

2 этап: основной.

Проведение артикуляционной гимнастики - включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.

I. Работа с воспитателями.

1. Беседа о значимости артикуляционной гимнастики, рекомендации по ее выполнению и проведению.

Цель: сформировать у воспитателей представление о необходимости внедрения артикуляционной гимнастики в педагогический процесс; выработать практические навыки проведения артикуляционной гимнастики у воспитателей с детьми.

2. Использование в работе по подготовке речедвигательного аппарата традиционных и нетрадиционных логопедических методов и средств воздействия: «Веселые истории для артикуляционной гимнастики»; сопряженная гимнастика или театр пальчиков и языка (использование игрушки – бегемотика Жужи); адаптированные сказки («Язычок в зоопарке», «Язычок на прогулке», «Котик»)

Цель: заинтересовать педагогов новыми приемами для осуществления традиционных способов проведения артикуляционной гимнастики; на практике изучить педагогические приемы и провести мастер-класс для воспитателей младших и средних групп

3. Участие в телевизионной передаче «Оранжевое утро» в целях пропаганды логопедических знаний и эффективности проведения артикуляционной гимнастики. (СМ. : E-mail: trc_nadym@mail.ru, nst@nadym.ru №538 от 13.10 2014)

Цель: привлечь внимание общественности к проблемам логопедии и вызвать интерес к проведению артикуляционной гимнастики в целях профилактики речевых нарушений.

4. Внедрение в практику новых технологий – «Артикуляционная гимнастика и компьютер»

Цель: апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по использованию артикуляционной гимнастики в воспитании правильного звукопроизношения. (СМ. : speechteach@yandex.ru)

II. Работа с родителями.

1. Консультации о значимости артикуляционной гимнастики для выработки правильного звукопроизношения;

Цель: профилактика речевых нарушений.

2. Выступление на родительских собраниях «Что такое и для чего нужна артикуляционная гимнастика»;

Цель: пропаганда логопедических знаний в целях профилактики речевых нарушений.

3. Создание комплексов упражнений с учетом нарушенного звукопроизношения (индивидуально, вклеивается в тетрадь для домашних заданий) ;

Цель: осуществление личностно-ориентированного подхода для коррекции речевых патологий.

4. Практикумы по освоению навыков проведения артикуляционной гимнастики со своими детьми;

Цель: закрепление умений в использовании практических приемов и средств для проведения артикуляционной гимнастики

5. Создание презентаций (Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» для детей)

Цель: сформировать у родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики.

6. Мастер-классы родителей по презентациям в вечернее время.

Цель: воспитание звуковой культуры речи, чувства гордости и сопричастности в педагогическом процессе.

7. Пропаганда проведения артикуляционной гимнастики как эффективного средства для правильного формирования звукопроизношения через социальные сети (http://www.maaam.ru, www.оgonek-nadym.ru., «одноклассники. ru» - группа «Огонёк»).

III этап: заключительный.

1. Работа с детьми – слайды по сказкам про весёлого Язычка.

Цель: выработка правильных артикуляционных поз, развитие подвижности органов артикуляции.

2. Задания родителям и детям – сочинение своих сказок про весёлого Язычка с использованием любимых артикуляционных упражнений;

Цель: совершенствование навыков связной речи, укрепление сотрудничества с родителями средствами совместного творчества

3. Организация выставки в музее детского сада. Посещение выставки детьми и родителями.

Цель: закрепление полученных навыков.

Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей дошкольного возраста.

5. Презентация проекта на методическом совете логопедов города.

Цель: обобщение опыта работы по проекту и популяризация деятельности детского сада.

Ключевые понятия.

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение. Этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем- и детям, и взрослым- научиться говорить правильно, четко и красиво.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика.

- совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произношения звуков.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастикаАртикуляционная гимнастика Из опыта работы могу точно сказать, что артикуляционная гимнастика для наших детей логопатов является основой всех основ. Мы знаем, что.

Артикуляционная гимнастика 1. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить.

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях Предлагаю Вашему вниманию комплекс артикуляционной гимнастики, который можно использовать перед пением на музыкальных занятиях и в индивидуальной.

Артикуляционная гимнастика — это не скучно! С первого взгляда кажется, что гимнастика это скучные упражнения, которые ребенок должен делать каждый день. Но это не так! Десятки известных.

Артикуляционная гимнастика Упражнения для языка: логопедическая зарядка. Логопедическая зарядка на звук[м] Артикуляционная гимнастика: Для челюсти: - сомкнуть.

Фотоотчет «Пальчиковая и артикуляционная гимнастика»Фотоотчет «Пальчиковая и артикуляционная гимнастика» Уже с давних времен было известно влияние воздействия руки на мозг человека. Речевая область в головном мозгу расположена рядом с двигательной.

Информационный буклет. Артикуляционная гимнастика. Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! Хочу поделится информационным буклетом для родителей логопедической группы. Он выполнен в программе.

Консультация для педагогов ДОУ «Артикуляционная гимнастика» Консультация для педагогов на тему: «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» Учитель-логопед МКДОУ №10 г. Элиста Ванькаева.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика Не подлежит сомнению тот факт, что неправильное звукопроизношение является одним из самых частых проявлений.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика» Нарушения звуковой стороны речи отрицательно влияет на формирование и развитие фонематической и лексико-грамматической стороны речи, что.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
«Артикуляционная гимнастика». Педагогический проект
Опубликовано: 20 марта 2016 в 09:07
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экологическая акция «Мы за чистый город!» Фотоотчет
Экологическая акция «Мы за чистый город! » Фото отчет Цель нашей акции – привлечь внимание жителей города к проблемам экологии и чистоты окружающей...
Фотоотчёт «Оформление окна и подоконника с приходом весны»
Фото отчёт « Оформление окна и подоконника с приходом весны». "Весна – пора возрождения, время перемен, пора расцвета. Не долго думая, после зимнего...
Работа кружка «Чудесный мир аппликаций» (средняя группа). Часть 3
Цель кружка «Чудесный мир аппликаций»: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 4-5 лет через аппликацию. В средней группе дети учатся...
Работа кружка «Чудесный мир аппликаций» (средняя группа). Часть 2
Цель кружка «Чудесный мир аппликаций»: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 4-5 лет через аппликацию. Правила работы с ножницами: -На...
Работа кружка «Чудесный мир аппликаций» (средняя группа). Часть 1
Цель кружка «Чудесный мир аппликаций»: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 4-5 лет через аппликацию. Задачи: -Учить основным приёмам в...