МААМ-картинки

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ

Арина Никитенко
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ

Разработано музыкальным руководителем д/с № 367 ВАО г. Москвы Никитенко А. В.

Открытое занятие

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа).

Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы технику правильного произношения звуков в пении и выразительной декламации стихотворного текста.

Публикация «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах

Задачи: разрабатывать в игровой форме артикуляционный аппарат; мелкую моторику; закреплять навыки певческого дыхания; закреплять понятие высокого, среднего и низкого звуков в слуховом анализе и пении; в игровой форме закреплять понятия: время года, месяц, осенние приметы; хождение змейкой; построение полукругом, в круг, врассыпную; учить детей выразительному прочтению текста, в соответствии с образом, персонажем сказки; закреплять навыки детей в игровом творчестве.

Атрибуты: листочки трех видов по количеству детей (кленовые, дубовые, рябиновые, шарфик для ветерка; ширма напольная, перчатки различных цветов.

Ход занятия.

В зал под музыку змейкой входят дети старшей группы («На дворе – листопад» песня-игра музыка Т. Бокач «Колокольчик» № 39 стр. 23).

Встают полукругом. Здороваются с гостями (по желанию здоровается любой ребенок).

Музыкальный руководитель: Вы проснулись, потянулись, встали на ножки… Улыбнулись.

Звучит песня-приветствие (коммуникативная игра «Здравствуйте!» музыка М. Картушиной сборник «Аничков мост» стр. 56).

(Приложение № 1)

Музыкальный руководитель: Мы выходим на улицу и приветствуем окружающий нас мир.

Проводится пальчиковая речевая игра «Здравствуй!» по стихотворению Т. Сикачёвой (автор игры И. Бодраченко).

Я здороваюсь везде: дома и на улице.

Даже «Здравствуй!» говорю

Я знакомой курице.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, вольный ветерок.

Здравствуй, маленький дубок.

Здравствуй, утро. Здравствуй, день.

Мне здороваться не лень.

Дети рассказывают стихотворение с разной интонацией в голосе.

Дети садятся на места (под музыку идут змейкой).

Музыкальный руководитель проводит с детьми упражнения для шеи,

плечевого пояса и кистей рук (под фонограмму песни Т. Морозовой «Разноцветная осень». Разработка комплекса упражнений музыкального руководителя А. Никитенко.

По окончании упражнений музыкальный руководитель проводит артикуляционную игру-сказку «Теремок» (автор: Т. Овчинникова. Сборник: «Артикуляционная и пльчиковая гимнастика) под фонограмму: музыка Т. Морозовой «Маленькая фея».

1. В лесу стоит маленький домик -

Настоящий теремок.

2. У домика красивая черепичная крыша

(поднять руки над головой в форме "крыши")

3. И большая кирпичная труба

(сложить губы «трубочкой»)

4. В доме три маленьких резных окошка,

(руки над головой в форме окошка,

рот открыть)

5. И большая дубовая дверь

(ладошки перед лицом, показываем зубки)

6. Стены в домике покрашены

(опустить руки на колени)

Красивой розовой краской

(языком внутри гладить щеки)

7. Вдруг подул сильный ветер

(дети поднимаю руки вверх, голосом имитируют звук ветра)

8. Дверь открывалась и закрывалась

(открывают и закрывают рот)

9. Даже стены в домике закачались

(поочередно надувают щечки: правую, левую)

10. Вдруг домик затрещал и рассыпался

(губами издают звук "пф-р-р",

руками изображают падение домика)

11. Прибежала мышка-норушка

(сжимают кисти рук в кулаки мизинцами показывают хвостик)

12. Увидела, что домик рассыпался

(жуют губки)

И расплакалась (изображают плачущую мышку

13. Прискакала лягушка-квакушка

(кисти рук сжимаются и

разжимаются с силой «ква-

ква»)

14. Увидела, что мышка плачет

И сказала:

15. «Не плачь, мышка, пойдем ко мне

жить.»

(кистями рук показывают говорящую лягушку)

16. Обрадовалась мышка, улыбнулась

(широко улыбаются губами)

И побежала с лягушкой.

(мизинцами показывают хвостик)

По окончании сказки дети играют в артикуляционную игру «Подари улыбку другу».

Музыкальный руководитель спрашивает детей, что можно увидеть ранней осенью на лесной полянке. Дети отвечают: «грибы» (показывают руками); «цветы» (называют цветы, показывают руками – складывают кисти рук бутончиками, нюхают – вдох, подули на пальчики – «лепестки» - медленный выдох); «ягоды» (называют, показывают руками, нюхают, чмокают губами); «бабочки» (показывают кистями рук бабочку); жучки (изображают руками и голосом улетающего жучка: сжать кулачки; из указательных пальцев и мизинцев сделать «усики» жучка; «побегать» усиками по ножкам со звуком «ж-ж-ж» на в низком регистре; затем, постепенно поднимая руки, переходить из низкого голосового регистра в высокий на одном дыхании с резким выдохом на высоком звуке, кулачки разжать); «деревья» (показывают руками высокое дерево); «старое дерево» (горловой скрип).

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поиграем с пальчиками и отгадаем загадку. (Музыкальный руководитель с детьми проводит пальчиковую игру «Сова». Разработка движений музыкального руководителя А. Никитенко).

Наши пальчики играли,

(Сжимать и разжимать кулачки на каждый слог)

И гуляли, и плясали.

(Пальчики «гуляют» по ножкам, вращают кистями рук)

А теперь мы, детвора, в лес отправимся: - Ура!

(Хлопают в ладоши, на «Ура!» поднимают руки ладошками вверх)

Только вот молва идёт: птица в том лесу живёт.

(«Грозят» указательными пальцами обеих рук, показывают «птицу»)

Птица не простая, птица вот такая:

(Выставляют руки ладошками вперёд)

Днём на дереве сидит,

(Руки кладут на пояс)

Толи дремлет, толи спит.

(Складывают ладошки и кладут под щёку, закрывают глаза ладошками)

Ночью по лесу летает, малых детушек пугает.

(Кистями рук изображают крылья, сжимают и разжимают кулачки на каждый слог)

Всё головушкой вертит, во все стороны глядит.

(Поворачивают голову вправо и влево на каждый слог)

Вот такая голова. Что за птица-то?

(Показывают «голову» руками (окошко, выставляют руки вперёд ладошками)

Дети: Сова!

Вопрос: Какие звуки издает сова?

Ответ: «Ух»! (Все изображают «уханье» совы). Проводятся несколько игр на развитие различных видов певческого дыхания и певческой атаки.

Исполняется (стоя) пальчиковая игра «В лесу темно» («Вышли пальцы погулять» автор И. Бодраченко).

Вопрос музыкального руководителя: Какое сейчас время года? Месяц? Какие осенние приметы вы можете назвать? Почему осень называют «золотой»? Загадать загадку про осенние листья: Падают с ветки золотые монетки.

Ответы детей.

Вопрос: А чьи песенки мы можем услышать, когда гуляем по осеннему лесу?

Ответы детей: Песенку ветра, дождя, воды, упавших листьев…

Музыкальный руководитель предлагает детям исполнить песню-игру «У кого какая песня» (на музыку А. Жилинского).

Дети змейкой под музыку выходят на середину зала и встают полукругом.

Исполняется песня-игра «У кого какая песня» (см. «Музыкальный руководитель» № 5/2009 стр. 9).

Музыкальный руководитель: Какие замечательные зонты раскрылись над вашей головой: большие, прочные. Теперь нам никакой дождик не страшен.

Дети становятся врассыпную по залу. Инсценировка песни «Дождик» (с пальчиковой игрой) муз. М. Красева, сл. Н. Френкель («Учите детей петь» для 3-5 лет, стр. 119. Авторы: Т. М. Орлова, С. И. Бекина. Москва, 1986 год.)

По окончании песни музыкальный руководитель проводит с детьми игру «Мы большой построим дом» (сборник: «Кукляндия» М. Родиной).

1. Воспитатель группы проводит с детьми пальчиковые игры «Мальчик-с-пальчик» (Т. Овчинникова «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика») стр. :

Мальчик-с-пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(Каждого зверя дети показывают руками).

Вопрос: Давайте покажем, какой гриб вырос у нас на поляне.

Инсценировка пальчиковой игры «Гриб» автор Т. Овчинникова:

Меж еловых мягких лап

Дождик кап-кап-кап.

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

(Каждое слово сопровождается показом).

Инсценировка стихотворений про зверят.

Музыкальный руководитель: Вы замечательно сегодня занимались. Теперь можно и поиграть. В какую игру будем играть?

Ответ: В игру с осенними листочками. (Или показ сценки для перчаточных кукол «Необычная планета» автор М. Родина сборник «Кукляндия»).

Воспитатель раздает ведущим листья трех видов: кленовый, рябиновый, дубовый. При этом уточняет правильное название листьев (лист с клена кленовый; лист с дуба – дубовый; лист рябины).

Исполняется песня-игра «На дворе – листопад» музыка Т. Бокач («Колокольчик» № 39 стр. 23). Игра проводится 2 раза. (Приложение № 2). По окончании игры дети собирают листья.

Музыкальный руководитель: Наше занятие окончено. Подойдите все ко мне. Чем мы сегодня занимались?

Ответы: Мы делали зарядку для шеи и рук; учились правильно дышать, когда поем; играли в игру «Теремок»; пели песни про дождик, про листья… Играли в игру «Мальчик-с-пальчик», «Гриб»; играли в игру с осенними листьями.

Музыкальный руководитель еще раз уточняет названия листьев, с которыми проходила игра.

Предлагает детям попрощаться с взрослыми. Дети прощаются и под музыкальное сопровождение выходят из зала.

Вступительное слово к открытому занятию «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»

Внедряю артикуляционную гимнастику и пальчиковые игры в свою практику давно, так как долгое время работала в дошкольных и школьных учреждениях компенсирующего вида. Но, если в специализированных учебных заведениях есть специалисты: логопеды и дефектологи, - то в образовательных учреждениях, рассчитанных на массовые группы, таких специалистов нет.

В 2006-2007 годах в ВАО массово закрывались логопедические группы и детские сады компенсирующего вида. При переходе в д/с № 367 я столкнулась с такой проблемой: комплектация групп детьми по-своему развитию соответствующих массовой группе и детьми с логопедическими и психофизическими проблемами. Поэтому, введение в музыкальные занятия артикуляционной гимнастики и пальчиковых игр, стало необходимостью.

Пальчиковые игры – это одна из форм логопедической работы на развитие мелкой моторики пальцев рук. Этот раздел логопедии как никакой другой органично объединяет в себе возможность игры и обучения. Работая над мелкой моторикой, мы решаем следующие задачи:

- формирование у ребёнка моторных функций пальцев рук;

- готовим руку к письму;

- опосредованно влияем на развитие речи, памяти, внимания.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией…есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи…» Именно поэтому трудно переоценить роль игр, упражнений, гимнастик, развивающих мелкую моторику пальцев рук. Если обратиться к истории, можно встретить пальчиковые игры в русском фольклоре («Сорока-сорока», «Идёт коза рогатая»). И то, что многое из опыта наших предков не забыто, а наоборот, продолжает развиваться, говорит о пользе и важности развития мелкой моторики в детском возрасте.

Систематическими занятиями артикуляционной гимнастикой и пальчиковыми играми на музыкальных занятиях мы решаем следующие задачи:

- коррекция речи;

- работа с двуязычными детьми;

- «просодика» – плавность и выразительность пения и речи;

- артикуляция;

- дыхание с разной силой атаки (мягкая, жёсткая, придыхательная);

- развитие общей моторики пальцев рук и артикуляция на уровне координации;

- развитие чувства ритма;

- память и тонус;

- быстрое переключение с движения на движение;

- ориентирование в пространстве (право, лево, вверх, вниз, за, перед, рядом, около, свободное передвижение по залу, построение в круг).

Артикуляционная гимнастика и пальчиковые игры развивают у детей способность к творчеству в разыгрывании диалогов и театрализованной деятельности. С помощью артикуляционной гимнастики ребёнок способен выразить мимикой лица такие эмоции, как: гнев, радость, испуг, печаль.

Занятия пальчиковыми играми начинается с простейших движений:

1. сжатие пальцев в кулак

2. загибание пальцев поочерёдно

3. соединение пальцев, ладоней

4. движение на плоскости

5. упражнения на две руки

6. трудные на дифференциацию движения

Артикуляционную гимнастику и пальчиковые игры можно вводить в занятия с детьми с самого раннего возраста.

Уже в 3-6 месяцев малыш начинает играть со своими ручками: направляет руки ко рту, следит за движением своих рук; направляет руку к предмету и захватывает его.

6-12 месяцев – ребёнок умеет перекладывать предмет из одной руки в другую.

На занятиях с детьми раннего возраста рекомендуются игры: «Усыплялки», «Хлопалки», «Сорока-ворона» сборник «Пальчиковая гимнастика» авторы Е. Тимофеева, Е. Чернова; «Ладошечки» сборник «Топ-хлоп, малыши» авторы Т. Сауко, А. Буренина.

Занятия с детьми раннего возраста не должны превышать 5 минут, позже - 10 минут. За это время ребёнок в состоянии удерживать внимание, интерес к материалу и запоминать предложенный объём информации.

На занятиях с детьми 3-4 лет вводятся упражнения для мышц плечевого пояса. Артикуляционная гимнастики и пальчиковые игры могут проводиться под музыкальное сопровождение. Пальчиковой игрой могут сопровождаться и обыгрываться знакомые детям песни «Курочка», «Лошадка»: сначала на несколько слов - одно движение, позже – на слово, на слог. Проводятся игры: артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок»; пальчиковая гимнастика: «Ладошки», «Кулачки», «Водица»; «Кот на печи», «Мышки», «Здравствуй», «Кошки и мышки», «Сова».

Эти игры вы найдёте в сборниках «Забавы для малышей» театрализованные развлечения для детей 2-3 лет автор М. Картушина; «Растим малыша» автор Е. Лунина; «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду» автор Т. Овчинникова, журнал «Музыкальный руководитель» «Пальчиковые игры» автор И. Бодраченко, сборники по разным возрастам А. Никитиной: «20 (2-3 года, 29 (4-5 лет), 33 (6-7 лет) лексических тем».

Дети 4-7 лет усваивают более сложные упражнения и движения: игра пальцами на каждый слог; творческая импровизация при обыгрывании песен и изображение персонажей сказки; обыгрывание стихотворного текста.

Рекомендуются упражнения для кистей рук (для 1-й и 2-х рук): «рисование» кругов в воздухе в одну сторону, в разные; перекладывание мелких предметов (пуговиц, монет) со стола в чашку и обратно (1-й и 2-мя руками). Желательно, чтобы все упражнении проводились под музыку (можно на время).

В группах и дома возможна игра с длинными бусами: ребёнок пальчиком выкладывает из бус разные узоры. Во время творчества должна звучать спокойная музыка.

Упражнения на развитие активности пальцев правой и левой рук «Ай-яй-яй», «Иди сюда», «Приехала бабушка», «День рождения пальчика».

Решить задачу свободного передвижения детей по залу и постановки в круг помогает игра «Мы большой построим дом» (см. «Кукляндия» автор М. Родина). Эта игра может проводиться и в группах для разучивания и закрепления стихотворного текста, для работы над сказочными образами.

В старшей и подготовительной группах вводятся театрализованные игры «Рыбка», «Весёлые змейки», «Тропический ливень», «Ипподром». Проводятся сказки с перчаточными куклами, куклами - «варежками», куклами – марионетками.

Эти игры и сказки вы найдёте в сборнике «Кукляндия» авторы М. Родина, А. Буренина.

В настоящее время большой популярностью у логопедов и музыкальных руководителей пользуется «логоритмика» - («лого» слово, «ритмика» - движение) – сочетание музыки и методов развития ритмических чувств, восприятия, пластичности, гибкости, творчества, импровизации через движения.

Цель логоритмики: выработать у ребёнка «уловку», привычку послоговой ритмизации речи. Необходимо заниматься логоритмикой с детьми с разной степенью заикания и двуязычными детьми.

Авторы: А. Буренина «Ритмическая мозаика»; Анисимова «Музыкальные игры для детей»; Шашкина «Логоритмические занятия с детьми ФФНР»; Н. Рычкова «Логопедическая ритмика» диагностика и коррекция произвольных движения у детей, страдающих заиканием; Т. Овчинникова «Логопедические распевки»; Н. Нищева «Логопедические распевки».

Анализируя свою работу с детьми могу сделать следующие выводы, что систематические занятия артикуляционной гимнастикой и пальчиковыми играми в массовых группах необходимы и приводят к следующим результатам:

- речь детей становится более правильной, выразительной. Осознанной»

- стирается языковой барьер с двуязычными детьми;

- дети стали общительней, активней в проявлении своих умений и навыков;

- быстро включаются в игровой процесс;

- пение стало более плавным;

- достаточно грамотно распределяется дыхание длинных музыкальных фразах;

- более осознанное исполнение (отличие) низких, средних и высоких звуков.

На открытом занятии вы увидите следующие упражнения: «Здравствуйте!» коммуникативная игра М. Картушиной сборник «Аничков мост»; «Здравствуй!» пальчиковая речевая игра «Авторские методики» И. Бодраченко; «Теремок» артикуляционная игра «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики» автор Т. Овчинникова; пальчиковая игра «Сова» И. Бодраченко; «У каждого своя песенка» логопедическая распевка; «Дождик» муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Мы большой построим дом» игра автор М. Родина «Кукляндия»; «Мальчик-с- пальчик», «Гриб» пальчиковые игры автор Т. Овчинникова; «Необычная планета» сказка для перчаточных кукол «Кукляндия» автор М. Родина.

Публикации по теме:

Использование наглядных средств при проведении артикуляционной гимнастикиИспользование наглядных средств при проведении артикуляционной гимнастики Использование наглядных средств при проведении артикуляционной гимнастики Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный.

Здоровьесберегающие технологии. Чтобы обучение для дошкольника не было "мученьем", педагоги на занятиях используют различные виды здоровьесберегающих технологий сохранения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ
Опубликовано: 9 декабря 2012 в 15:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД