Артикуляционная сказка «Друзья».

ирина пронина
Артикуляционная сказка «Друзья».

Учитель-логопед Пронина И. Н.

ГБДОУ №73

Красносельского р-на г. Санкт-Петербурга.

Материалы для домашней работы в помощь родителям и детям: Артикуляционная сказка. Проблемы мотивации детей и родителей.

Как логопед, работающий на логопункте, я работаю в жестких временных рамках и в начале года при большом количестве детей на логопункте с диагнозом НПОЗ сталкиваюсь с тем, что вводный этап обучения может занимать слишком много времени. В начале каждого занятия перед тем как перейти непосредственно к постановке звуков мы делаем артикуляционную гимнастику. Так как в начале года дети приходят совсем не подготовленными к занятиям на логопункте, освоение некоторых сложных элементов артикуляционной гимнастики, например упражнение «Чашечка» или «Грибок» может занимать достаточно много времени. В таких условиях важное значение приобретает самостоятельная работа ребенка и родителей дома.

Проблема в том, что детям свойственно конкретное контекст-зависимое мышление и простое монотонное выполнение артикуляционных упражнений для них невозможно. Родителям также часто бывает трудно запомнить все упражнения и тем более мотивировать детей к занятиям. Для решения этой проблемы я предлагаю использовать «Артикуляционную Сказку».Эту сказку я разработала сама. Основная цель «Сказки» - задать простой и понятный контекст, в который ребенок и родители смогут органично вписать артикуляционные упражнения, которые в противном случае были бы скучными и непонятными.

«Артикуляционная Сказка» — это история, которую родители читают ребенку, а в дальнейшем ребенок сам рассказывает ее и делает соответствующие упражнения. Дополнительным мотивационным фактором является то, что ребенок сам может придумывать некоторые детали рассказа (отмечено в тексте).

На первых занятиях учитель логопед знакомит ребенка с историей, используя наглядный материал в кабинете. В дальнейшем учитель-логопед использует тот же наглядный материал для того, чтобы напоминать ребенку этапы развития сюжета так, чтобы ребенок смог полностью сосредоточиться на артикуляционных упражнениях. В моем кабинете наглядность обеспечивается «артикуляционной гусеницей».

Так как одна из задач — также предоставить родителям и детям материалы для самостоятельной домашней работы, они получают на руки распечатку сказки, в которой отмечены сюжетно обусловленные моменты выполнения соответствующего упражнения с детальным описанием самого упражнения, так как родители часто забывают, как делать то или иное упражнение, с которыми их знакомят на индивидуальных консультациях.

Текст сказки я вклеиваю в тетрадь для домашних занятий. Также в тетрадь вклеивается инструкция с описанием упражнений.

Артикуляционная сказка.

Жили-были и дружили лягушка (1) и слоник (2). И был у них красивый домик. Вот однажды решили они сделать в доме ремонт. Сначала покрасили крышу (3) в …. (ребенок сам придумывает цвет, затем покрасили стены (4) в …. … цвет. Взяли …. краску и покрасили дверь (5). Рядом с домом стоял забор (6, они и его покрасили в …. .Дом получился красивее прежнего. Мимо проходил бегемот (7, увидел такой расписной теремок и решил зайти в гости. Лягушка и слоник обрадовались (8) гостю. Поставили самовар, испекли блинов (9, налили в чашки (10) чай и конфеты (чупа-чупс) достали (11). А потом лягушка взяла барабан (12, а слон — гармошку (13) и стали они играть. Поиграли, поплясали и на улицу пошли, пока шли — гриб (14) нашли. Потом на горку (15) побежали и на качелях (16) покачались. День уже заканчивался, стемнело (17) и друзья пошли домой, а бегемота к себе жить позвали.

Цифрами в тексте отмечены следующие упражнения:

«Улыбка»

«Трубочка»

«Маляр» (рот открыт, гладим кончиком языка верхнее небо от зубов назад и обратно.)

«Орешек» (С усилием надавливаем кончиком языка сначала на одну щеку, а потом на другую — «красим стены».)

Облизываем губы по кругу кончиком языка. Рот приоткрыт.

Чистим зубы языком. Проводим кончиком языка по поверхности всех зубов сначала с внешней, а затем с внутренней стороны. Движения языка плавные.)

«Бегемот» (Широко открыть рот, взрослый считает до 5).

Чередование «Улыбки» и «Трубочки»

«Лопатка» или «Блин» (Широкий распластанный язык положить на нижнюю губу и удерживать в состоянии покоя под счет до пяти; закрыть рот.)

«Чашечка» (Из положения «Лопатка» загнуть кончик и края языка внутрь и вверх.)

«Иголочка» (Рот открыт, показать узкий острый язык и удерживать под счет до пяти; убрать язык. Перед ртом ребенок держит палец так, будто это конфета леденец на палочке и тянется к ней языком.)

«Барабанщик» (Улыбнуться, широко открыть рот и постучать слегка напряженным кончиком языка по альвеолам верхних зубов, многократно и отчетливо произнося звук «д», постепенно ускоряя темп. Рот все время открыт.)

«Гармошка» (Язык в положении «Грибок». Не отрывая языка и не смыкая губы, открывать и закрывать рот. При этом движется только нижняя челюсть.)

«Грибок» (Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, присосать широкий язык всей плоскостью к небу. Губы не прикрывают зубы. Следить, чтобы края языка были плотно прижаты к боковым деснам и небу.)

«Горка» (Рот широко открыт. Зацепиться языком за нижние зубы. Спинка языка упруго выгибается, доставая средней частью кончиков верхних зубов).

«Качели» (Рот широко открыт. Кончик языка последовательно касается верхней и нижней губы.)

«Часики» (Рот полуоткрыт, языком делаем равномерные колебания от одного уголка рта к другому.)

Как мы видим, данная сказка задает простой ясный контекст, в который вписаны упражнения артикуляционной гимнастики на разные группы звуков. При этом история достаточно просто запоминается и мотивирует ребенка к работе, что ускоряет процесс работы как дома, так и в кабинете логопеда на логопункте. В результате использования такой сказки удалось существенно увеличить количество времени, которое родители уделяют домашним занятиям, повысить качество выполнения заданий, а значит ускорить работу над непосредственной постанокой звуков.

Публикации по теме:

Давайте знакомиться! Здравствуйте! Я работаю воспитателем в ГБДОУ д/с №32 присмотра и оздоровления Центрального района Санкт-Петербурга во второй младшей группе.

Новогодние красавицы.Новогодние красавицы. Одним из самых популярных предновогодних конкурсов стал конкурс поделок "Такие разные елки". Наш детский сад (ГБДОУ 93 Фрунзенского района.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Артикуляционная сказка «Друзья».
Опубликовано: 28 октября 2012 в 19:49
+15
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...