Артикуляционная сказка «Друзья».

ирина пронина
Артикуляционная сказка «Друзья».

Учитель-логопед Пронина И. Н.

ГБДОУ №73

Красносельского р-на г. Санкт-Петербурга.

Материалы для домашней работы в помощь родителям и детям: Артикуляционная сказка. Проблемы мотивации детей и родителей.

Как логопед, работающий на логопункте, я работаю в жестких временных рамках и в начале года при большом количестве детей на логопункте с диагнозом НПОЗ сталкиваюсь с тем, что вводный этап обучения может занимать слишком много времени. В начале каждого занятия перед тем как перейти непосредственно к постановке звуков мы делаем артикуляционную гимнастику. Так как в начале года дети приходят совсем не подготовленными к занятиям на логопункте, освоение некоторых сложных элементов артикуляционной гимнастики, например упражнение «Чашечка» или «Грибок» может занимать достаточно много времени. В таких условиях важное значение приобретает самостоятельная работа ребенка и родителей дома.

Проблема в том, что детям свойственно конкретное контекст-зависимое мышление и простое монотонное выполнение артикуляционных упражнений для них невозможно. Родителям также часто бывает трудно запомнить все упражнения и тем более мотивировать детей к занятиям. Для решения этой проблемы я предлагаю использовать «Артикуляционную Сказку».Эту сказку я разработала сама. Основная цель «Сказки» - задать простой и понятный контекст, в который ребенок и родители смогут органично вписать артикуляционные упражнения, которые в противном случае были бы скучными и непонятными.

«Артикуляционная Сказка» — это история, которую родители читают ребенку, а в дальнейшем ребенок сам рассказывает ее и делает соответствующие упражнения. Дополнительным мотивационным фактором является то, что ребенок сам может придумывать некоторые детали рассказа (отмечено в тексте).

На первых занятиях учитель логопед знакомит ребенка с историей, используя наглядный материал в кабинете. В дальнейшем учитель-логопед использует тот же наглядный материал для того, чтобы напоминать ребенку этапы развития сюжета так, чтобы ребенок смог полностью сосредоточиться на артикуляционных упражнениях. В моем кабинете наглядность обеспечивается «артикуляционной гусеницей».

Так как одна из задач — также предоставить родителям и детям материалы для самостоятельной домашней работы, они получают на руки распечатку сказки, в которой отмечены сюжетно обусловленные моменты выполнения соответствующего упражнения с детальным описанием самого упражнения, так как родители часто забывают, как делать то или иное упражнение, с которыми их знакомят на индивидуальных консультациях.

Текст сказки я вклеиваю в тетрадь для домашних занятий. Также в тетрадь вклеивается инструкция с описанием упражнений.

Артикуляционная сказка.

Жили-были и дружили лягушка (1) и слоник (2). И был у них красивый домик. Вот однажды решили они сделать в доме ремонт. Сначала покрасили крышу (3) в …. (ребенок сам придумывает цвет, затем покрасили стены (4) в …. … цвет. Взяли …. краску и покрасили дверь (5). Рядом с домом стоял забор (6, они и его покрасили в …. .Дом получился красивее прежнего. Мимо проходил бегемот (7, увидел такой расписной теремок и решил зайти в гости. Лягушка и слоник обрадовались (8) гостю. Поставили самовар, испекли блинов (9, налили в чашки (10) чай и конфеты (чупа-чупс) достали (11). А потом лягушка взяла барабан (12, а слон — гармошку (13) и стали они играть. Поиграли, поплясали и на улицу пошли, пока шли — гриб (14) нашли. Потом на горку (15) побежали и на качелях (16) покачались. День уже заканчивался, стемнело (17) и друзья пошли домой, а бегемота к себе жить позвали.

Цифрами в тексте отмечены следующие упражнения:

«Улыбка»

«Трубочка»

«Маляр» (рот открыт, гладим кончиком языка верхнее небо от зубов назад и обратно.)

«Орешек» (С усилием надавливаем кончиком языка сначала на одну щеку, а потом на другую — «красим стены».)

Облизываем губы по кругу кончиком языка. Рот приоткрыт.

Чистим зубы языком. Проводим кончиком языка по поверхности всех зубов сначала с внешней, а затем с внутренней стороны. Движения языка плавные.)

«Бегемот» (Широко открыть рот, взрослый считает до 5).

Чередование «Улыбки» и «Трубочки»

«Лопатка» или «Блин» (Широкий распластанный язык положить на нижнюю губу и удерживать в состоянии покоя под счет до пяти; закрыть рот.)

«Чашечка» (Из положения «Лопатка» загнуть кончик и края языка внутрь и вверх.)

«Иголочка» (Рот открыт, показать узкий острый язык и удерживать под счет до пяти; убрать язык. Перед ртом ребенок держит палец так, будто это конфета леденец на палочке и тянется к ней языком.)

«Барабанщик» (Улыбнуться, широко открыть рот и постучать слегка напряженным кончиком языка по альвеолам верхних зубов, многократно и отчетливо произнося звук «д», постепенно ускоряя темп. Рот все время открыт.)

«Гармошка» (Язык в положении «Грибок». Не отрывая языка и не смыкая губы, открывать и закрывать рот. При этом движется только нижняя челюсть.)

«Грибок» (Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, присосать широкий язык всей плоскостью к небу. Губы не прикрывают зубы. Следить, чтобы края языка были плотно прижаты к боковым деснам и небу.)

«Горка» (Рот широко открыт. Зацепиться языком за нижние зубы. Спинка языка упруго выгибается, доставая средней частью кончиков верхних зубов).

«Качели» (Рот широко открыт. Кончик языка последовательно касается верхней и нижней губы.)

«Часики» (Рот полуоткрыт, языком делаем равномерные колебания от одного уголка рта к другому.)

Как мы видим, данная сказка задает простой ясный контекст, в который вписаны упражнения артикуляционной гимнастики на разные группы звуков. При этом история достаточно просто запоминается и мотивирует ребенка к работе, что ускоряет процесс работы как дома, так и в кабинете логопеда на логопункте. В результате использования такой сказки удалось существенно увеличить количество времени, которое родители уделяют домашним занятиям, повысить качество выполнения заданий, а значит ускорить работу над непосредственной постанокой звуков.

Публикации по теме:

Давайте знакомиться! Здравствуйте! Я работаю воспитателем в ГБДОУ д/с №32 присмотра и оздоровления Центрального района Санкт-Петербурга во второй младшей группе.

Новогодние красавицы.Новогодние красавицы. Одним из самых популярных предновогодних конкурсов стал конкурс поделок "Такие разные елки". Наш детский сад (ГБДОУ 93 Фрунзенского района.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Артикуляционная сказка «Друзья».
Опубликовано: 28 октября 2012 в 19:49
+15
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...