Аттестация на первую квалификационную категорию. Мультимедийная презентация занятия. Образоватьельная область «Музыка»

Жанна Акулова
Аттестация на первую квалификационную категорию. Мультимедийная презентация занятия. Образоватьельная область «Музыка»

Самоанализ занятия

Образовательная область «Музыка»

Акулова Жанна Михайловна

Музыкальный руководитель МБДОУ

детский сад «Красная шапочка»,

п. г. т. Междуреченский,

Кондинского р-на,

Тюменской обл. ,

ХМАО-Югра.

Занятие проводилось в музыкальном зале в первой половине дня, с детьми подготовительной к школе группы «Березка». На занятии присутствовало 18 детей и воспитатель группы. Занятие составлено, согласно плану, рабочей учебной программы образовательной области «Музыка». Место занятия в планировании - восьмое в разделе «Средства музыкальной выразительности».

Тема: «Средства музыкальной выразительности».

Цель занятия: развивать музыкальную активность детей, закреплять знания о средствах музыкальной выразительности.

Задачи занятия:

Образовательные

Продолжать учить самостоятельно, изменять вид ходьбы, в соответствии со сменой частей в музыке, передавая характер каждой части.

Учить соотносить форму прослушанного произведения со схемой, мотивируя свой выбор.

Знакомить с мажорным и минорным ладом.

Знакомить с песней «Осень пришла»

Развивающие

Упражнять детей в приставном шаге, отмечая паузы в мелодии остановкой движения.

Развивать вокально-певческие навыки, расширять диапазон.

Совершенствовать технику исполнения знакомых танцевальных движений танца.

Развивать ритмический слух, ладовое чувство, воображение, фантазию.

Развивать ансамблевые навыки игры на музыкальных деревянных инструментах.

Воспитательные

Воспитывать чувство сострадания, желание помочь в трудной ситуации.

Воспитывать культуру общения со сверстниками.

Воспитывать музыкальную культуру детей.

Методическая информация о занятии.

Вид занятия - фронтальное.

Тип - совершенствование и углубление знаний, умений, навыков.

По содержанию – типовое, сюжетное.

Другие формы организации детей на занятии:

фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

В занятии прослеживалась интеграция следующих областей.

Физическая культура.

Развитие физических качеств в музыкально - ритмической деятельности.

Коммуникация.

Развитие свободного общения со взрослым и детьми о музыке.

Познание.

Расширение кругозора детей в разделе элементарных представлений о музыке.

Социализация.

Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире в музыкальном искусстве.

В течение предшествуемого занятию времени (сентябрь месяц) была проведена предварительная работа.

1. Слушание пьесы П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», беседа об эмоционально-образном содержании пьесы.

2. Разучивание распевки «Бычок», песни»Капельки» (1 куплет).

3. Ритмические игры по схемам, картинкам, стихам.

4. Беседа на тему: «Музыкальные и шумовые звуки».

5. Индивидуальная работа по музицированию на ударных музыкальных инструментах (ложки, бубенцы, тарелки, рубель).

6. Беседа о танцах народов мира; знакомство с еврейским танцем «Лиса в норке».

Большое внимание уделялось подбору музыкального репертуара, используемого на занятии. На занятии использовалась классическая, фольклорная и современная музыка русских и зарубежных композиторов. Главным критерием значимости любого произведения являлась его содержательная сторона, доступная пониманию детей.

Музыкальный репертуар.

«Ходьба разного характера» Н. Соловьева.

«Приставной шаг с остановкой» Е. Макарова.

«Веселый барабанщик» В. Жилин.

Попевка «Бычок» сл. П. Воронько, муз. И. Каплунова.

Песня «Капельки» сл. Э. Богданова, муз. В. Павленко.

Песня «Осень пришла» сл. С. Владимирова, муз. В Жубинская

Пьеса «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковский

Музицирование на текст стихотворения «Шла коза на каблуках» из детского фольклора, обработка К. Орф

Музицирование на текст стихотворения «Шла коза на каблуках» из детского фольклора, обработка К. Орф.

Материалы и оборудование

ТСО: музыкальный инструмент, музыкальный центр, аудиоматериалы, мультимедийная установка, презентация «Наполним музыкой страну Гармонию».

Музыкальные инструменты:

ложки (20 штук, рубель, тарелки, бубенцы (6 штук, деревянные палочки по количеству детей.

Дидактический материал и атрибуты:

Портрет П. И. Чайковского, конверт с письмом от Домисольки, схемы для д/игр: «Форма музыкального произведения», «Веселый барабанщик»; маска лисы, нотки красного и зеленого цвета (для рефлексии, интрументы и предметы для игры «Шумовые и музыкальные звуки» (стаканы с водой, мешочек с крахмалом, гармонь, газета, металлофон, ксилофон, ширма).

В процессе работы с детьми учитывались следующие педагогические принципы.

Принцип всестороннего развития

Обучаясь разным видам музыкальной деятельности, дети получают и общетеоретические понятия музыки.

Принцип сознательности

У детей формируется сознательное отношения к музыкальной деятельности. Дети определяют достоинства и недостатки своей деятельности.

Принцип посильной трудности

Соответствие материала возрасту детей.

Принцип систематичности

Взаимосвязь целей занятия с целями других занятий.

Принцип единства художественного и технического развития голоса

В процессе исполнения песен, танца, логоритмической игры

развивается мимика, эмоциональная отзывчивость детей.

Принцип уважения к личности ребенка и признания ребенка на ошибку

Каждый ребенок индивидуальность и требует бережного отношения.

Планируемый результат:

Закрепление полученных знаний, умений и навыков детей в игровой форме.

Умение воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;

Сформированность двигательных навыков и качеств (точность движений, пластичность в танце);

Проявление активности, самостоятельности в разных видах музыкальной деятельности.

Достижение каждым ребенком ситуации успеха в музыкальной деятельности, закрепление положительного отношения к занятию.

Структура занятия

- Водная часть: (организация детей) – 3 минуты

- Основная часть: (музыкальная деятельность детей) - 24 минуты

- Заключительная часть (подведение итогов)- 3 минуты

Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.

Для проведения занятия, музыкальный зал был разбит на зоны:

- зона для слушания – восприятия музыки, исполнительства;

-зона для музыкально-двигательных упражнений;

-зона для музицирования.

Такое зонирование помогало детям переходить от одного вида деятельности к другому непрерывно и последовательно.

Водная часть (3 мин) занятия предполагала организацию детей, с целью создания эмоционального настроя, установки на предстоящую деятельность. Это было осуществлено с помощью создания проблемно - игровой ситуации. После чтения письма, полученного от принцессы Домисольки, дети узнают, что «Музыкальная страна Гармония заколдована, в ней исчезли все мелодии и звуки». Детям предлагается отправиться в музыкальную страну, чтобы помочь принцессе Домисольке вернуть утраченные звуки и мелодии. Помогают детям подсказки принцессы, спрятанные в конверте.

Основная часть (24 минуты) - это практическая музыкальная деятельность детей, направленная на выполнение всех поставленных учебных задач.

В основную часть были включены музыкально ритмические упражнения.

Цель: закреплять умения самостоятельно изменять виды ходьбы, в соответствии со сменой частей в музыке, упражнять в приставном шаге, отмечая паузы в мелодии остановкой движения.

Обращается внимание детей на слайд с изображением заколдованного леса, через который идет дорога в страну Гармонию. Детям предлагается пройти по заколдованному лесу волшебницы Паузы, быть внимательными и двигаться так, как подсказывает музыка. Дети с интересом вовлекаются в игровой сюжет, двигаются широким, затем мелким шагом под музыку. Далее, детям предлагается пройти по «узенькому мосточку» приставным шагом. Дети выполняя упражнение отмечают паузы в мелодии, остановкой движения. Затем, дети располагаются в зоне исполнительской деятельности, чтобы узнать какие подсказки им приготовила в конверте Домисолька.

Первой подсказкой становятся Ритмические палочки. Так дети попадают в город Ритма и чтобы озвучить его, детям предлагается ритмизация по схемам в игре «Веселый барабанщик». Посредством воспроизведения ритмического рисунка активизируются слуховые анализаторы детей, развивается чувство ритма.

Развитие восприятия музыки следует в этапе слушания.

Целью данного этапа является развитие умения соотносить форму прослушанного произведения со схемой, мотивируя свой выбор; узнавать композитора, называть знакомое произведение по отрывку.

На данном этапе снова обращается внимание на конверт принцессы. Следующей ее подсказкой становиться портрет П. И Чайковского. Дети, узнав композитора, слушают пьесу «Марш деревянных солдатиков». Затем, определив количество частей пьесы, рассказывают о характере каждой из них. Далее, используя прием моделирования, дети соотносят трехчастную форму пьесы со схемой. Так, выполнив все задания данного этапа, дети наполняют звуками город Марша.

В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения работоспособности, а также активизации и развития артикуляционного аппарата была организована логоритмическая игра «Анко -Дранко».

Следующий этап основной части это развитие певческих навыков детей. И следующей подсказкой Домисольки становится музыкальная загадка. Дети узнают распевку «Бычок» по отрывку, а выполнив задание, попадают в город Песни. Так как в распевке изменяется ладовое настроение, далее следует знакомство с музыкальным ладом (мажором и минором), как одного из средств музыкальной выразительности. Кроме того, детям предлагается рассказать о пользе распевки для голоса, с целью закрепления валеологических знаний детей.

После интонирования распевки, следует знакомство с песней «Осень пришла». С помощью наглядных и словесных методов дети выделяют средства музыкальной выразительности песни.

Следующую песню «Капельки», дети определяют по музыкальному вступлению. С помощью упражнения «Эхо», «Споем шепотом» следует овладение детьми певческими навыками исполнения песни, разучивание второго куплета.

Так, справившись со всеми заданиями данного этапа, дети наполняют звуками город Песни.

Следующий этап основной части - это организация дидактической игры «Узнай звук». С целью развития музыкально- слуховых представлений детей (умения различать шумовые и музыкальные звуки по слуху). Дети эмоционально реагируют на шумовые звуки, отмечая их звучание подъемом руки, определяют их сходство с тем или другим явлением в природе (например, звук скрипа крахмала, сравнивают со скрипом снега и т. д.)

Следующей подсказкой принцессы Домисольки, становится загадка о козе. Угадав ее, дети попадают в город Музыкальных инструментов. На данном этапе было организовано музицирование на деревянных и металлических шумовых инструментах. Дети озвучивают текст детской попевки «Шла коза на каблуках», разделившись на группы - ложкари, тарелочники; индивидуальная игра на рубеле и больших тарелках. Управляет ансамблем ребенок-дирижер. Ритмично музицируя на музыкальных инструментах в ансамбле, дети наполняют звуками город Музыкальных инструментов.

Последней подсказкой из конверта Домисольки, становится маска Лисы. Дети вспоминают знакомый танец «Лиса в норке и попадают в город Танца. И чтобы озвучить его, детям предлагается расположиться в танцевальной зоне и повторить танец, после эмоционального показа - напоминания движений ребенком. Дети ритмичны и пластичны в танце, эмоциональны и раскрепощены.

В заключительной части (3 мин) подводится итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий. Это рассматривание плана страны Гармонии (все ли города Гармонии дети наполнили музыкой) и как результат - звучание колокольного звона в конце занятия. Что означало победу детей над злой волшебницей Паузой. Кроме того, был использован и метод самооценки детьми своих возможностей. Ребятам в качестве инструмента для самооценки было предложено выбрать звёздочку:

- выбор красной звездочки означал - «считаю, что со всеми заданиями справился хорошо»

- выбор зелёной - «считаю, что справился с заданиями хорошо, но при помощи воспитателя»

В результате все дети выбрали красную звездочку, что позволило сделать следующие выводы.

Дети активно и с воодушевлением работали на всех этапах занятия.

Дети успешно справились с заданиями, решив проблемную ситуацию – наполнив страну Гармонию звуками и мелодиями, тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности.

По итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:

Дети закрепили полученные знания, умения и навыки в игровой форме.

Отмечалась сформированность двигательных навыков и качеств детей,точность движений, пластичность в танце «Лиса».

Дети проявляли активность, самостоятельность в разных видах музыкальной деятельности.

Эмоционально воспринимали и передавали в пении, движении, основные средства выразительности музыкальных произведений.

Занятие прошло в оптимальном темпе, за счет смены деятельности. Тема и программное содержание занятия соответствуют уровню умственно – психического развития детей. Все части занятия связаны друг с другом единым игровым сюжетом. Логичность построения различных видов деятельности, позволила провести занятие, не выходя за рамки времени - 30 минут. Использование в занятии мультимедийной презентации и других материалов ТСО, обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению поставленных задач. Решению учебных задач также способствовали различные дидактические пособия, направленные на совершенствование знаний, умений и навыков детей.

Поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. Цель занятия - достигнута.

Используемая литература.

И. М. Каплунова «Праздник каждый день», Санкт-Петербург, 2009г.

И. М. Каплунова «Этот удивительный ритм», Санкт-Петербург, 200г.

С. Н. Захарова «Праздник каждый день», Москва, 1999г.

М. А. Михайлова, Н. В. Воронина «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Ярославль 2000г.

Е. П. Раевская «Музыкально – двигательные упражнения в детском саду» Москва 1991г.

К. Орф «Учимся танцевать» Москва 2008г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Информация о процедуре аттестации педагогических работников На сайте ИНСТИТУТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Республики Карелия можно посмотреть информацию о процедуре аттестации педагогических.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Аттестация на первую квалификационную категорию. Мультимедийная презентация занятия. Образоватьельная область «Музыка»
Опубликовано: 22 октября 2012 в 08:41
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...