Аттестация. Портфолио воспитателей: «Наличие психологического комфорта на занятии»

Надежда Лебедева
Аттестация. Портфолио воспитателей: «Наличие психологического комфорта на занятии»

В настоящее время достаточно актуальна проблема взаимосвязи педагогического общения и эмоционального самочувствия дошкольника. Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения. Педагогическое общение – процесс сложный, многослойный. Оно представляет собой процесс непрерывно развивающихся и изменяющихся форм общения, которые образуют динамическую коммуникативную систему.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми, а ведь общение в значительной мере обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит.

Борис Слуцкий.

Принципы комфортности на занятии, (что ребенку необходимо, для создания психологического комфорта пребывания в детском саду).

В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности.

Полное доверие детям.

Принимать каждого ребенка таким, каким он есть.

Помощь в формировании целей, задач, стоящих как перед группой, так и перед каждым ребенком.

Быть затейником и участником детских игр и забав.

Привлекать родителей к образовательному процессу.

Приемы создания психологического комфорта:

Улыбайтесь.

Обращайтесь по имени к детям.

Будьте щедры на похвалу.

Понимайте детей.

Умейте слушать.

Золотые правила психологического комфорта на занятии:

Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком видеть только отрицательные мотивы.

Совместная деятельность сближает педагога с детьми.

Предусмотрительность и корректность поведения педагога снижает напряжение в общении.

Известно, основные средства образования дошкольника в детском саду – деятельность, формирующаяся под влияние организованных занятий с целой группой детей, протекающие в определенное время дня и общение с воспитателем. Деятельность ребёнка в детском саду должна быть окрашена положительными эмоциями. Так как успех образования определяется не только его информационностью, сколько желанием получить информацию. Ведь в состоянии повышенного интереса ребёнок способен подолгу наблюдать, рассуждать, фантазировать, увлечённо мастерить и т. д.

Продумывая организацию занятий, формы и методы его проведения, необходимо уделять большое внимание эмоциональному компоненту.

В настоящее время в качестве основного приоритета выступает личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности. Забота о его эмоциональном благополучии.

Главное направление развития эмоциональной сферы дошкольника – проявление произвольного поведения (способность управлять своими эмоциями) и все это является одним их моментов психологической готовности к обучению в школе.

Эмоциональное благополучие оценивалось по основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Веракса.

Оценка уровня:

1 – 1,4 - низкий уровень: большинство компонентов недостаточно развиты;

1,5 – 2,4 – средний уровень: отдельные компоненты не развиты;

2.% - 3 - высокий уровень: соответствует возрасту.

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»:

• Откликается на эмоции близких людей и друзей.

• Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

• Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

В результате диагностического обследования детей и анализа взаимоотношений ребенка в группе со сверстниками, взаимоотношений с взрослыми, было выявлено, что в начале 2009-2010 учебного года (средняя группа) 40% детей испытывали затруднения в общении как со сверстниками, так и с взрослыми людьми, 53,3% имели склонность к переживанию тревоги, чувство волнения и беспокойства, и лишь 6,7% детей были эмоционально стабильны.

Причины: каждый год имеет место движение детей (поступают новые дети, которым необходимо адаптироваться, влиться в коллектив). В старшей группе ситуация немного улучшилась, но все равно наблюдаются не вполне эмоционально благополучные дети. Есть дети с агрессивным поведением: Даннил К. Антон К, Маша П, которые не умеют уступать, упрямы, невнимательны к сверстнику. Есть дети, для которых характерна тревожность, замкнутость, страх перед неизвестным: Лиза К. Костя М ходит не регулярно в детский сад, поэтому очень плаксив, эмоционально неустойчив.

Исходя из полученных результатов диагностики, наметили работу с проблемными детьми: коррекционная работа психолога, индивидуальные консультации с родителями. Больше уделять внимания с/р играм, для сплочения коллектива.

В результате проведённой работы на май 2012 года мы имеем положительную динамику эмоционального благополучия детей в группе.

Вывод: Дети имеют статус эмоционального благополучия.

Что было сделано: коррекционная работа психолога с проблемными детьми, проведение игр на сплочение коллектива, специальных занятий, бесед, этюдов с детьми, вовлечение детей в кружок экологической направленности, проведение с детьми «минуток вхождения в день», которые настраивали детей на внимательное доброе отношение со сверстниками, участие в совместных делах со сверстниками, консультации с родителями.

Рекомендации педагогам и родителям по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста

В совместной работе педагогов и родителей по сохранению и укреплению психологического здоровья детей необходимо создавать условия, исключающие стрессы в жизни детей. Общеизвестные причины стрессов: дефицит положительных эмоций, отрицательная психологическая обстановка, излишний шум, «заорганизованность» воспитательного процесса, отсутствие гибких режимов, недостаточная двигательная активность.

Публикации по теме:

Использование педагогических возможностей культурно — досуговой деятельности в эмоционально-эстетическом развитии детей презентация опыта работы по теме самообразования. Культурно - досуговая деятельность является неотъемлемой частью в деятельности каждого.

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Презентация В своей презентации "Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности" я старалась.

Автор публикации:
Аттестация. Портфолио воспитателей: «Наличие психологического комфорта на занятии»
Опубликовано: 25 сентября 2013 в 09:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...