Аттестация. Портфолио воспитателей: «Наличие психологического комфорта на занятии»

Надежда Лебедева
Аттестация. Портфолио воспитателей: «Наличие психологического комфорта на занятии»

В настоящее время достаточно актуальна проблема взаимосвязи педагогического общения и эмоционального самочувствия дошкольника. Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения. Педагогическое общение – процесс сложный, многослойный. Оно представляет собой процесс непрерывно развивающихся и изменяющихся форм общения, которые образуют динамическую коммуникативную систему.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми, а ведь общение в значительной мере обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит.

Борис Слуцкий.

Принципы комфортности на занятии, (что ребенку необходимо, для создания психологического комфорта пребывания в детском саду).

В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности.

Полное доверие детям.

Принимать каждого ребенка таким, каким он есть.

Помощь в формировании целей, задач, стоящих как перед группой, так и перед каждым ребенком.

Быть затейником и участником детских игр и забав.

Привлекать родителей к образовательному процессу.

Приемы создания психологического комфорта:

Улыбайтесь.

Обращайтесь по имени к детям.

Будьте щедры на похвалу.

Понимайте детей.

Умейте слушать.

Золотые правила психологического комфорта на занятии:

Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком видеть только отрицательные мотивы.

Совместная деятельность сближает педагога с детьми.

Предусмотрительность и корректность поведения педагога снижает напряжение в общении.

Известно, основные средства образования дошкольника в детском саду – деятельность, формирующаяся под влияние организованных занятий с целой группой детей, протекающие в определенное время дня и общение с воспитателем. Деятельность ребёнка в детском саду должна быть окрашена положительными эмоциями. Так как успех образования определяется не только его информационностью, сколько желанием получить информацию. Ведь в состоянии повышенного интереса ребёнок способен подолгу наблюдать, рассуждать, фантазировать, увлечённо мастерить и т. д.

Продумывая организацию занятий, формы и методы его проведения, необходимо уделять большое внимание эмоциональному компоненту.

В настоящее время в качестве основного приоритета выступает личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности. Забота о его эмоциональном благополучии.

Главное направление развития эмоциональной сферы дошкольника – проявление произвольного поведения (способность управлять своими эмоциями) и все это является одним их моментов психологической готовности к обучению в школе.

Эмоциональное благополучие оценивалось по основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Веракса.

Оценка уровня:

1 – 1,4 - низкий уровень: большинство компонентов недостаточно развиты;

1,5 – 2,4 – средний уровень: отдельные компоненты не развиты;

2.% - 3 - высокий уровень: соответствует возрасту.

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»:

• Откликается на эмоции близких людей и друзей.

• Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

• Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

В результате диагностического обследования детей и анализа взаимоотношений ребенка в группе со сверстниками, взаимоотношений с взрослыми, было выявлено, что в начале 2009-2010 учебного года (средняя группа) 40% детей испытывали затруднения в общении как со сверстниками, так и с взрослыми людьми, 53,3% имели склонность к переживанию тревоги, чувство волнения и беспокойства, и лишь 6,7% детей были эмоционально стабильны.

Причины: каждый год имеет место движение детей (поступают новые дети, которым необходимо адаптироваться, влиться в коллектив). В старшей группе ситуация немного улучшилась, но все равно наблюдаются не вполне эмоционально благополучные дети. Есть дети с агрессивным поведением: Даннил К. Антон К, Маша П, которые не умеют уступать, упрямы, невнимательны к сверстнику. Есть дети, для которых характерна тревожность, замкнутость, страх перед неизвестным: Лиза К. Костя М ходит не регулярно в детский сад, поэтому очень плаксив, эмоционально неустойчив.

Исходя из полученных результатов диагностики, наметили работу с проблемными детьми: коррекционная работа психолога, индивидуальные консультации с родителями. Больше уделять внимания с/р играм, для сплочения коллектива.

В результате проведённой работы на май 2012 года мы имеем положительную динамику эмоционального благополучия детей в группе.

Вывод: Дети имеют статус эмоционального благополучия.

Что было сделано: коррекционная работа психолога с проблемными детьми, проведение игр на сплочение коллектива, специальных занятий, бесед, этюдов с детьми, вовлечение детей в кружок экологической направленности, проведение с детьми «минуток вхождения в день», которые настраивали детей на внимательное доброе отношение со сверстниками, участие в совместных делах со сверстниками, консультации с родителями.

Рекомендации педагогам и родителям по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста

В совместной работе педагогов и родителей по сохранению и укреплению психологического здоровья детей необходимо создавать условия, исключающие стрессы в жизни детей. Общеизвестные причины стрессов: дефицит положительных эмоций, отрицательная психологическая обстановка, излишний шум, «заорганизованность» воспитательного процесса, отсутствие гибких режимов, недостаточная двигательная активность.

Публикации по теме:

Использование педагогических возможностей культурно — досуговой деятельности в эмоционально-эстетическом развитии детей презентация опыта работы по теме самообразования. Культурно - досуговая деятельность является неотъемлемой частью в деятельности каждого.

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Презентация В своей презентации "Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности" я старалась.

Автор публикации:
Аттестация. Портфолио воспитателей: «Наличие психологического комфорта на занятии»
Опубликовано: 25 сентября 2013 в 09:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Вот и фасоль наша подросла»
Фотоотчёт: « Вот и фасоль наша подросла… » Целью нашей работы по выращиванию фасоли было направлено на развитие познавательного интереса к природному...
Мастер-класс дидактическая игра «Что у нас на столе?»
Мастер – класс дидактическая игра «Что у нас на столе? ». Цель: расширение представление об окружающем мире. Оборудование и материл: коробка из – под...
Памятка для родителей: «Гимнастика – ключ к здоровью и хорошему настроению»
Сегодня огромное количество мероприятий в нашей стране направлено на укрепление здоровья нации. Как правило, мы стараемся привить нашим детям здоровый образ...
Логопедический выпуск «Бюро путешествий «Солнцетур» Видеоролик с флешмоба
В апреле в нашем детском саду прошел логопедический выпуск трех групп. Каждый ребенок представлял свою страну и о ней читал стихотворение. В конце три группы...
Фоторепортаж с парада «9 Мая — День победы»
С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Уходит поколение, вынесшее...