Аттестация. Портфолио воспитателя «Динамика сформированности предпосылок учебной деятельности»

Надежда Лебедева
Аттестация. Портфолио воспитателя «Динамика сформированности предпосылок учебной деятельности»

Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности направлена на определение готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности - учебной. В отличие от игровой деятельности учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность.

Большая часть учебных заданий, с которыми сталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Именно эти умения относятся к так называемым предпосылкам учебной деятельности, т. е. к тем, которые еще не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ее усвоения.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат

внутренними мотивами.

К показателям сформированности предпосылок учебной деятельности были отнесены:

умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец;

умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи;

умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности

Критериями оценки сформированности предпосылок учебной деятельности выступали:

высокий уровень: понимание учебного задания, его точное выполнение, выделение основного способа выполнения задания, умение его объяснить, правильно оценить работу других и собственную;

средний уровень: принятие и частичное выполнение задания, наличие отдельных ошибок, частичное выделение способа решения задачи, не всегда чёткое, логичное объяснение выполнения задания, несформированность оценки и самооценки;

низкий уровень: не полное или неверное выполнение задания, наличие существенных ошибок при выполнении, неумение объяснить выполнение задания, не чувствительность к оценке.

Для диагностики предпосылок учебных умений использовались следующие методики:

Методика «Бусы» (И. И. Аргунская)

Назначение: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Методика «Домик» (Н. И. Гуткина)

Назначение: Умение ориентироваться на образец, точно его копировать, умение слушать взрослого, переводить речевую команду в план деятельности, умение удерживать инструкцию.

Методика «Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г. Ф. Кумариной)

Назначение: установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению.

Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконина)

Назначение: методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Сравнительные результаты развития предпосылок общеучебных умений старших дошкольников показали:

Старшая группа (начало года) 33% - низкий уровень;

62,5% - средний уровень;

4,2 – высокий.

После проведенной работы результаты были следующие:

Подготовительный к школе возраст (конец года)

8,3% - низкий

54,2% - средний

37,5% - высокий

Таким образом, по результатам проведённой диагностики мы видим положительную динамику развития у детей предпосылок учебной деятельности. Если в старшей группе (2009 г) у детей преобладали низкий (33,3%) и средний (62,5 %) уровни, то на конец 2012 учебного года (подготовительная гр., преобладают средний (54,2 %) и высокий (37,5%) уровни развития предпосылок общеучебных умений. 91,7% детей

(22ребенка) готовы к началу регулярного обучения. 9,3% детей (2 ребёнка - ЗПР – рекомендовано повторное обследование ПМПК с целью дальнейшего продолжения обучения) – условная готовность к началу обучения.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: в старшей группе общеучебные навыки у детей ещё слабо развиты. Дети ещё не готовы к учебной деятельности: не умеют планировать свою деятельность, не всегда понимают и выполняют требования педагога, часто отвлекаются, утомляются на занятиях, обращаются за помощью, нуждаются в повторении заданий и показе способов выполнения.

В подготовительной к школе группе дети более самостоятельны, уже способны действовать по инструкции взрослого, внимательно слушают задание и самостоятельно выполняют, ведут активный поиск решения. Дети стали более сосредоточеннее, внимательнее, охотно вступают в контакт с взрослыми и сверстниками.

Положительной динамике способствовали регулярные систематические занятия, работа психолога, проведение с детьми исследовательской деятельности, развивающих игр, создание проблемных ситуаций, соблюдение режимных моментов, чтение детских энциклопедий и т. д. Все игровые занятия были направленны на развитие способности к сосредоточенности, концентрации внимания, восприятия задания на слух, развитие памяти и мелкой моторики рук.

Публикации по теме:

Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности. «Занятия».

Особенности формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГТ Презентация опытно-эспериментальной работы на тему: "Особенности формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Аттестация. Портфолио воспитателя «Динамика сформированности предпосылок учебной деятельности»
Опубликовано: 22 февраля 2014 в 16:47
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Символ года «Петушок Стёпа»
Символ года "Петушок Стёпа" Мастер - класс Вот такого замечательного петушка сделали мы вместе с дочкой для конкурса "Мастерская Деда Мороза" в...
Детский мастер класс «Дед Мороз»
Приглашаю всех коллег и друзей на мастер класс "Дед Мороз" -техникой оригами, который вам покажет Сусанна. Для работы нам нужен лист цветной...
Петя-Петушок. Мастер-класс мягкая игрушка из ткани.
Петя-Петушок. Совсем скоро Красная Огненная Обезьяна по восточному календарю уступит свой царственный трон Красному Огненному Петуху. Который по своему...
Как я мастерила Щелкунчика
Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Сейчас у всех хлопотная предпраздничная пора! Нынче в нашем детском саду утренники в подготовительных...
Фото отчет творческого конкурса: «Петушок — символ нового года»
На Руси спокон веков Уважали петухов. Кто еще сравнится С этой храброй птицей? В сказках он готов помочь, Разрешить все споры. Ведь недаром у него...