Аттестация. Портфолио воспитателя «Динамика сформированности предпосылок учебной деятельности»

Надежда Лебедева
Аттестация. Портфолио воспитателя «Динамика сформированности предпосылок учебной деятельности»

Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности направлена на определение готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности - учебной. В отличие от игровой деятельности учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность.

Большая часть учебных заданий, с которыми сталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Именно эти умения относятся к так называемым предпосылкам учебной деятельности, т. е. к тем, которые еще не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ее усвоения.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат

внутренними мотивами.

К показателям сформированности предпосылок учебной деятельности были отнесены:

умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец;

умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи;

умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности

Критериями оценки сформированности предпосылок учебной деятельности выступали:

высокий уровень: понимание учебного задания, его точное выполнение, выделение основного способа выполнения задания, умение его объяснить, правильно оценить работу других и собственную;

средний уровень: принятие и частичное выполнение задания, наличие отдельных ошибок, частичное выделение способа решения задачи, не всегда чёткое, логичное объяснение выполнения задания, несформированность оценки и самооценки;

низкий уровень: не полное или неверное выполнение задания, наличие существенных ошибок при выполнении, неумение объяснить выполнение задания, не чувствительность к оценке.

Для диагностики предпосылок учебных умений использовались следующие методики:

Методика «Бусы» (И. И. Аргунская)

Назначение: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Методика «Домик» (Н. И. Гуткина)

Назначение: Умение ориентироваться на образец, точно его копировать, умение слушать взрослого, переводить речевую команду в план деятельности, умение удерживать инструкцию.

Методика «Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г. Ф. Кумариной)

Назначение: установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению.

Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконина)

Назначение: методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Сравнительные результаты развития предпосылок общеучебных умений старших дошкольников показали:

Старшая группа (начало года) 33% - низкий уровень;

62,5% - средний уровень;

4,2 – высокий.

После проведенной работы результаты были следующие:

Подготовительный к школе возраст (конец года)

8,3% - низкий

54,2% - средний

37,5% - высокий

Таким образом, по результатам проведённой диагностики мы видим положительную динамику развития у детей предпосылок учебной деятельности. Если в старшей группе (2009 г) у детей преобладали низкий (33,3%) и средний (62,5 %) уровни, то на конец 2012 учебного года (подготовительная гр., преобладают средний (54,2 %) и высокий (37,5%) уровни развития предпосылок общеучебных умений. 91,7% детей

(22ребенка) готовы к началу регулярного обучения. 9,3% детей (2 ребёнка - ЗПР – рекомендовано повторное обследование ПМПК с целью дальнейшего продолжения обучения) – условная готовность к началу обучения.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: в старшей группе общеучебные навыки у детей ещё слабо развиты. Дети ещё не готовы к учебной деятельности: не умеют планировать свою деятельность, не всегда понимают и выполняют требования педагога, часто отвлекаются, утомляются на занятиях, обращаются за помощью, нуждаются в повторении заданий и показе способов выполнения.

В подготовительной к школе группе дети более самостоятельны, уже способны действовать по инструкции взрослого, внимательно слушают задание и самостоятельно выполняют, ведут активный поиск решения. Дети стали более сосредоточеннее, внимательнее, охотно вступают в контакт с взрослыми и сверстниками.

Положительной динамике способствовали регулярные систематические занятия, работа психолога, проведение с детьми исследовательской деятельности, развивающих игр, создание проблемных ситуаций, соблюдение режимных моментов, чтение детских энциклопедий и т. д. Все игровые занятия были направленны на развитие способности к сосредоточенности, концентрации внимания, восприятия задания на слух, развитие памяти и мелкой моторики рук.

Публикации по теме:

Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности. «Занятия».

Особенности формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГТ Презентация опытно-эспериментальной работы на тему: "Особенности формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Аттестация. Портфолио воспитателя «Динамика сформированности предпосылок учебной деятельности»
Опубликовано: 22 февраля 2014 в 16:47
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Видеоотчет фрагмента развлечения в старшей группе «Путешествия Нильса с дикими гусями».
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию маленький видеофрагмент с развлечения по сказке "Путешествие Нильса с дикими гусями". С этим материалом в...
Мое творчество в стиле поп-арт. Часть 2
Доброго вечера! Вчера рассказала про интересное направление в живописи, как поп-арт. Почитать подробнее можно в заметке Мое творчество в стиле Поп-арт...
Урок по подготовке нормативов ГТО в детском саду
Урок по подготовке нормативов ГТО в детском саду. Пояснительная записка. Внедрение в дошкольную программу нормативов ГТО – это не просто очередная...
Прогулка. Наблюдение за природой.
Прогулки в детском саду - это не только средство закаливания, они также помогают осуществить всестороннее развитие детей. Цель:формировать представление об...
Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной...
Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи : коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику звукам...