Аттестация. Портфолио воспитателя «Динамика сформированности предпосылок учебной деятельности»

Надежда Лебедева
Аттестация. Портфолио воспитателя «Динамика сформированности предпосылок учебной деятельности»

Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности направлена на определение готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности - учебной. В отличие от игровой деятельности учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность.

Большая часть учебных заданий, с которыми сталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Именно эти умения относятся к так называемым предпосылкам учебной деятельности, т. е. к тем, которые еще не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ее усвоения.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат

внутренними мотивами.

К показателям сформированности предпосылок учебной деятельности были отнесены:

умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец;

умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи;

умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности

Критериями оценки сформированности предпосылок учебной деятельности выступали:

высокий уровень: понимание учебного задания, его точное выполнение, выделение основного способа выполнения задания, умение его объяснить, правильно оценить работу других и собственную;

средний уровень: принятие и частичное выполнение задания, наличие отдельных ошибок, частичное выделение способа решения задачи, не всегда чёткое, логичное объяснение выполнения задания, несформированность оценки и самооценки;

низкий уровень: не полное или неверное выполнение задания, наличие существенных ошибок при выполнении, неумение объяснить выполнение задания, не чувствительность к оценке.

Для диагностики предпосылок учебных умений использовались следующие методики:

Методика «Бусы» (И. И. Аргунская)

Назначение: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Методика «Домик» (Н. И. Гуткина)

Назначение: Умение ориентироваться на образец, точно его копировать, умение слушать взрослого, переводить речевую команду в план деятельности, умение удерживать инструкцию.

Методика «Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г. Ф. Кумариной)

Назначение: установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению.

Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконина)

Назначение: методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Сравнительные результаты развития предпосылок общеучебных умений старших дошкольников показали:

Старшая группа (начало года) 33% - низкий уровень;

62,5% - средний уровень;

4,2 – высокий.

После проведенной работы результаты были следующие:

Подготовительный к школе возраст (конец года)

8,3% - низкий

54,2% - средний

37,5% - высокий

Таким образом, по результатам проведённой диагностики мы видим положительную динамику развития у детей предпосылок учебной деятельности. Если в старшей группе (2009 г) у детей преобладали низкий (33,3%) и средний (62,5 %) уровни, то на конец 2012 учебного года (подготовительная гр., преобладают средний (54,2 %) и высокий (37,5%) уровни развития предпосылок общеучебных умений. 91,7% детей

(22ребенка) готовы к началу регулярного обучения. 9,3% детей (2 ребёнка - ЗПР – рекомендовано повторное обследование ПМПК с целью дальнейшего продолжения обучения) – условная готовность к началу обучения.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: в старшей группе общеучебные навыки у детей ещё слабо развиты. Дети ещё не готовы к учебной деятельности: не умеют планировать свою деятельность, не всегда понимают и выполняют требования педагога, часто отвлекаются, утомляются на занятиях, обращаются за помощью, нуждаются в повторении заданий и показе способов выполнения.

В подготовительной к школе группе дети более самостоятельны, уже способны действовать по инструкции взрослого, внимательно слушают задание и самостоятельно выполняют, ведут активный поиск решения. Дети стали более сосредоточеннее, внимательнее, охотно вступают в контакт с взрослыми и сверстниками.

Положительной динамике способствовали регулярные систематические занятия, работа психолога, проведение с детьми исследовательской деятельности, развивающих игр, создание проблемных ситуаций, соблюдение режимных моментов, чтение детских энциклопедий и т. д. Все игровые занятия были направленны на развитие способности к сосредоточенности, концентрации внимания, восприятия задания на слух, развитие памяти и мелкой моторики рук.

Публикации по теме:

Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности. «Занятия».

Особенности формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГТ Презентация опытно-эспериментальной работы на тему: "Особенности формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Аттестация. Портфолио воспитателя «Динамика сформированности предпосылок учебной деятельности»
Опубликовано: 22 февраля 2014 в 16:47
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...