Аттестация «Условия для формирования экологической культуры у младших дошкольников».

Марина Тимохова
Аттестация «Условия для формирования экологической культуры у младших дошкольников».

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы.

Знания, которые ребенок получает при этом, приводят к процессу становления осознанно-правильного отношения к природе.

Важно научить детей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу.

Методы и приемы, применяемые в экологическом воспитании - разнообразны, при этом всегда учитываются возрастные и психологические особенности дошкольников, т. к. это способствует наибольшему успеху в усвоении детьми учебного материала и устойчивому интересу к своей деятельности.

Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Необходимо научить детей экологически целесообразному образу жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности.

Объект – профессиональная деятельность воспитателя за аттестационный период, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Предмет – самоанализ деятельности воспитателя

Цель: самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя за аттестационный период, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников

Задачи:

- вычленение ведущих задач, решаемых воспитателем в аттестационный период;

- анализ полученных результатов образования;

-установление причинно-следственных связей между результатами образования и условиями их получения;

- выявление противоречий, возникших в аттестационный период, и проектирование путей решения этих противоречий в следующий аттестационный период;

- самооценка эффективности собственной деятельности.

Аналитическая часть.

1.1. Анализ результатов деятельности воспитателя за межаттестационный период

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы.

Цель деятельности воспитателя в аттестационный период: создание условий для формирования экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста.

Работа осуществлялась по двум направлениям:

1) Работа с воспитанниками

Цель: составление системы работы воспитателя с воспитанниками, способствующей формированию основ экологической культуры личности дошкольников.

Задачи:

1. Формирование системы элементарных научных экологических знаний,

доступных пониманию младшего дошкольника через интегрированный подход.

2. Развитие познавательного интереса к миру природы.

3. Формирование первоначальных умений и навыков экологически

грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями.

4. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к

миру природы и окружающему миру в целом.

5. Формирование психических процессов: памяти, внимания, мышления,

воображения. Развитие творческих способностей детей.

6. Расширение экологической развивающей среды.

Работа с воспитанниками осуществлялась в несколько этапов.

1 этап. Диагностическое обследование на начало года.

Цель: определение уровня экологических знаний воспитанников 3-4 лет.

По результатам диагностического обследования на конец 2009-2010 учебного года у детей 3-4 лет преобладал недостаточный уровень экологических знаний. У детей проявлялся в основном ситуативный интерес к познавательной деятельности. Дети с недостаточным уровнем знаний не проявляли активности, стремлении оказать помощь взрослому при организации различной деятельности в уголке природы, не задавали вопросы, не проявляли интерес к животному и растительному миру.

2 этап. Составление и реализация педагогического проекта «Я и экология», направленный на формирование основ экологической культуры воспитанников 3-4 лет.

Цель проекта: создание системы нетрадиционных подходов в экологическом образовании дошкольников, направленной на становление у детей познавательного, эмоционально-нравственного, отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры воспитанников.

Задачи:

1. Формировать элементарные экологические знания, доступные пониманию дошкольника младшего возраста через интегрированный подход.

2. Развивать познавательный интерес к миру природы.

3. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умения наблюдать за природными объектами и явлениями.

4. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

5. Формировать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.

6. Расширить экологическую развивающую среду.

3 этап. Диагностическое обследование на конец года.

Цель: определить характер динамики, оценить результативность работы, а также определить дальнейшее содержание деятельности воспитателя

По результатам апробации педагогического проекта «Я и экология» за период с 2009-2012 годы были получены следующие результаты:

Сравнительный анализ уровня экологических знаний воспитанников 3-4 лет в 2009-2012 г.

Анализ уровня экологических знаний воспитанников за 2009-2012 годы показал, что уровень экологических знаний дошкольников повысился на 37%. Дети имеют представление об отличии природы от рукотворного мира, без затруднений выбирают из предложенных предметов природные объекты, регулярно интересуются явлениями живой и неживой природы, проявляют бережное отношение. Ухаживают за растениями. Различают домашних животных и диких, называют их различия.

Произошло обогащение знаний по экологическому воспитанию: о живой и неживой природе, сформировались первоначальные умения и навыки экологически безопасного поведения ребёнка в природе, умения наблюдать за природными объектами и явлениями.

Дошкольники проявляют любознательность, интерес к результату деятельности, удовлетворенность от достигнутого, стремятся быть успешными, учатся адекватно оценивать свои умения.

2) Работа с родителями воспитанников

Цель: взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам экологического воспитания ребенка

Задачи:

1. Повышение уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей.

2. Формирование у родителей потребности в знаниях о экологической культуре в жизни и желания передавать их детям собственным примером.

Для организации взаимодействия с родителями воспитанников использовались такие формы как:

- коллективные формы взаимодействия: групповые родительские собрания, тематические беседы, круглые столы, устный журнал;

- индивидуальные формы работы: беседы и консультации, которые проводятся по запросам родителей;

- формы наглядного информационного обеспечения: информационные листы, буклеты, мини-библиотеки по вопросам профилактики и оздоровления ребенка.

Для достижения стабильных результатов в формировании у воспитанников экологической культуры, совместно с родителями активно используется метод проектной деятельности. Результатом этой деятельности стали, совместно разработанные проекты: «Вода источник жизни», «Морское путешествие», «Войди в природу с добротой». В рамках проекта составлена картотека подвижных, народных игр, игр-заданий экологической направленности.

В результате тесного творческого взаимодействия с родителями и детьми в группе установились доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса. Для отслеживания результативности работы с родителями использовалось анкетирование на разные тематики: «Какое место занимает физическая культура в вашей семье», «Я и мой ребенок на улицах города», «Удовлетворенность родителями оздоровительной работой в ДОУ» и другие.

Анализ информационной экологической культуры родителей на начало

учебного 2010-2011года

По результатам анкетирования уровень информационной культуры родителей по вопросам воспитания экологической культуры, вырос на 40%. Большая часть родителей осведомлены о том, как воспитывать экологическую культуру ребенка, знают, как это сделать и хотели бы дальше получать помощь ДОУ относительно воспитания своего ребенка.

Дети с интересом участвуют в экспериментальной и практической деятельности, что подтверждает успешное развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

Сегодня основной целью дошкольного воспитания является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной и социальной активностью.

2. Анализ условий получения результата

Создание педагогических условий, оптимальных для каждого ребенка, на основе личностно ориентированного подхода предполагает формирование развивающей среды в условиях ДОУ. Для эффективной реализации основных направлений деятельности воспитателя необходимо было создать специальные условия. А именно:

2.1. Материально-технические условия

Для реализации системы экологического воспитания, направленных на развитие познавательных процессов в группе была создана эколого-развивающая среда, необходимая для успешного проведения наблюдений, игр, НОД по ознакомлению детей с природой.

Совместно с родителями создали экологическую библиотеку. В ней помещены книги о животном и растительном мире планеты, методические брошюры и энциклопедии по уходу за растениями, животными, рыбами. Библиотека включает в себя множество календарей о временах года и о природе, альбомов и атласов о растениях и животных.

Были изготовлены макеты «Времена года», «Аквариум».

Большую роль сыграли красочные энциклопедии из серии «Тайная жизнь животных» и книги М. Мышковской «Азбука животного мира» в стихах, загадках и раскрасках, сказки и стихи собственного сочинения.

Была систематизирована подборка дидактических игр, открыток, иллюстраций и альбомов. С помощью родителей была создана коллекция из природного материала – необходимая в работе по обследованию и экспериментированию, а также в изготовлении поделок из бросового и природного материалов.

2.2. Методическое обеспечение

Для реализации поставленной цели были созданы следующие условия:

В качестве теоретического и методического основания для разработки данной программы использовались результаты отечественных исследований, положительный опыт работы с дошкольниками в области экологического образования.

Были использованы концептуальные подходы: теория и методика экологического воспитания С. Н. Николаевой; Перспективный план работы по формированию экологической культуры у дошкольников «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич, программа «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, методические разработки «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» И. Н. Павленко, Н. Г. Родюшковой, методические рекомендации «Ознакомление с природой через движение» М. А. Руновой, А. В. Бутиловой, программа экологического образования «Мы» и др.

2.3. Информационное обеспечение

Педагогическое просвещение в условиях детского учреждения носит образовательный характер. Имеется в виду ознакомление родителей с различными областями психологических и педагогических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений. Просветительская работа проводилась посредством групповых консультаций, которые направлены на повышение информационной компетенции родителей воспитанников:

«Познаем вместе с ребенком»

«Роль семьи в экологическом развитии детей младшего дошкольного возраста»

«Развитие исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста в игре»

«Условия формирования экосознания у ребёнка»

«Влияние детско-родительских отношений на формирование экологической культуры у детей»

Также средством в просвещении является стендовая информация, специально оформленные брошюры, распечатки развивающих игр и упражнений:

«Советы родителям по развитию творческих способностей ребенка дошкольника»;

«Развиваем творческие способности в ребенке»

«Игры, игровые упражнения, тренинги для развития познавательной активности детей»

«Семья глазами ребенка» и другие

Буклеты: «Говорю красиво и правильно», «Игры и упражнения связной речи», «Экспериментируем», «Волшебный мир пальчиков»

Брошюры: «Экология и ребёнок», «Развивающие игры», «Польза развивающих игр для детей», «Игра в звуки»

2.4. Профессионально-личностный потенциал

С целью повышения профессионально-личностного потенциала и обобщения опыта педагогической деятельности участвовала и представляла результаты работы на уровне ДОУ:

1. Ежегодно представляла результаты деятельности на открытых докладах ДОУ.

2. Активно участвовала с воспитанниками в творческих конкурсах, выставках на уровне ДОУ и города.

3. Принимала участие педагогических советах ДОУ.

Таким образом, эффективность педагогической деятельности обеспечивает создание специальных условий, таких как подбор педагогического инструментария, создание специальной развивающей среды, поиск и применение современных развивающих методов и форм.

3. Анализ противоречий

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы. Важны вопросы формирования гуманного отношения детей к природе. Они интегрируются с задачами развития речи, движений. Игровых умений, общения, овладения продуктивными видами деятельности при осуществлении процесса экологического воспитания ребенка. Знания, которые ребенок получает при этом, приводят к процессу становления осознанно-правильного отношения к природе. Это нацелило на поэтапное расширение объёма экологических знаний у воспитанников более старшего возраста, в различных областях, интегрируя их.

Исходя из этого, следует определить содержание работы на следующий межаттестационный период.

Проектная часть

Перспектива деятельности педагога на межаттестационный период

Этапы Цель Содержание Методическое пособие Срок

Информационно-мотивационный

Повышение самообразования 1. Посещение курсов, ГМО

2. Посещение библиотек, сайтов. Подбор необходимой психолого-педагогической литературы по данной теме 2012-2013гг.

Диагностический Выявить уровень экологического образования дошкольников среднего, старшего возраста Диагностика уровня экологического образования дошкольников среднего, старшего возраста Подбор методической литературы и разработок по данной теме 2013-2014гг.

Формирующий Составление системы нетрадиционных подходов в экологическом образовании дошкольников среднего, старшего возраста Апробация, корректировка и внедрение системы Подбор методической литературы 2014-2016гг.

Контрольно-аналитический Определение эффективности системы нетрадиционных подходов в экологическом образовании дошкольников среднего, старшего возраста 1. Анализ результатов деятельности, выявление проблем.

2. Обобщение опыта для педагогов ДОУ и города Методическая литература с описанием форм и методов развития речи у дошкольников 2015-2016гг

Заключение

Основной целью деятельности воспитателя в аттестационный период стало формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Основным направление работы: познавательное развитие.

При реализации данного направления были получены следующие результаты.

Общий уровень познавательного развития вырос на 28,5%. Дети познакомились с различными формами взаимодействия объектов, научились устанавливать причинно-следственные связи в природе, т. к. в этом возрасте наглядно-действенное мышление активно дополняется наглядно - образным. В дальнейшем дети смогут усваивать более сложные представления и понятия о природе. Целенаправленными наблюдениями, беседами, в процессе занятий добились того, что у детей появились первые ростки, направленные на созидание (любовь к жизни).

Для решения задач данного направления деятельности педагога в группе была создана эколого-развивающая среда, необходимая для успешного проведения наблюдений, игр, непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с природой. Создана экологическая библиотека. Изготовлены макеты «Времена года», «Аквариум». Систематизирована подборка дидактических игр, открыток, иллюстраций и альбомов.

Таким образом, полученные результаты педагогической деятельности по данному направлению позволяют говорить о том, что поставленная цель была достигнута.

Учитывая важность экологического образования, было определено содержание работы на следующий аттестационный период – поэтапное расширение объёма экологических знаний у воспитанников более старшего возраста в различных областях, интегрируя их.

Публикации по теме:

Презентация «В гости к березке». Добрый день, коллеги!Основным направлением в моей работе является познавательно - речевое развитие детей. В своей работе, как материал,.

Презентация проекта «Пасха в гости к нам пришла» Детство - время развития всех сил человека, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.

Библиотека изображений:
  • Дом, предметы быта
  • Научная лаборатория
  • Экология
Автор публикации:
Аттестация «Условия для формирования экологической культуры у младших дошкольников».
Опубликовано: 11 ноября 2012 в 14:43
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рубашка для сказочной книге о мастерах и мастерицах
Приветствую всех гостей моей странички. Вчера Танюша Кирюшатова Предложила нам обзор готовых страниц по текстильной книге по своим сказкам. Страниц уже...
Фото отчёт «Весенние работы детей второй младшей группы «Алёнушка».
Добрый день уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию небольшой фото отчёт детских работ. Очень...
Фотоотчет. Как мы провели День весеннего дождя в младшей группе.
Что такое вода — интересно ребятам, Это то, без чего нам, друзья, не прожить. Человечеству послана она во благо, И водой мы, конечно, должны дорожить....
Фотоотчёт по лепке — дымковская игрушка «Барыня»
Уже на протяжении многих лет знакомлю детей с дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – русская игрушка, которая прочно вошла в быт нашего детского сада....
Экологический проект «Книга своими руками»
Экологический проект. Тема: "Книга своими руками" Автор: Четверикова Светлана Николаевна, воспитатель, г. Москва, гимназия № 2072, д/о № 4. Вид проекта:...