Автоматизация звука [Р] через формирование семантического поля слова «Рыба». Развитие функции словообразования

Татьяна Руденко
Автоматизация звука [Р] через формирование семантического поля слова «Рыба». Развитие функции словообразования

Конспект

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе № 6 «Светлячок»

(для методического объединения логопедов Калининского района)

Проводит: учитель-логопед первой категории Руденко Т. А. ДОУ ЦРР Д/С № 454

Тема занятия: Автоматизация звука «Р» через формирование семантического поля слова «РЫБА», развитие функции словообразования.

Цели:

1. Активизировать предметный, глагольный словарь по теме «РЫБЫ»

2. Отработать грамматические категории: уменьшительно-ласкательная форма, согласование глагола с существительным, относительные прилагательные.

3. Совершенствовать умение строить простое предложение и распространённое с предлогами – из, в.

4. Следить за чётким произношением звука «Р».

Наглядный материал:

1. Поле «речевых - чудес»

2. Схемы слов прилагательных, глаголов.

3. Картинки родственных слов.

4. Таблицы со словами (родственные слова, прилагательные, глаголы).

5. Наборное полотно, доска, магниты, мяч, картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Логопед приглашает детей в круг. Приветствует их.

– Доброе утро дети!

(Мы приветствуем вас, доброе утро, мы рады вас видеть, здравствуйте)

- С каким звуком, мы познакомились на прошлом занятии?

(Мы познакомились со звуком «Р»)

- Назовите слова с этим звуком «Р»

(дети называют слова и садятся на стульчики)

- Кто расскажет о звуке «Р» по таблице № 2?

– Какой звук сегодня будем стараться произносить красиво? (звук «Р»)

2. Интеллектуальная разминка:

Предлагаю детям присесть на стульчики и показываю зашифрованную карточку «ребус».

– А теперь отгадайте ребус (на рисунке изображена рыба и буква К (рыбак)

- Какое слово расшифровали? (слово рыбак)

(Логопед выставляет на речевое поле изображение рыбака)

– Что делает рыбак?

(Рыбак ловит, подсекает, вытаскивает рыбу)

- Какие предметы нужны рыбаку для рыбалки?

(Дети перечисляют: лопата, лодка, крючок, вёсла, удочка, ведро.)

– Найдите эти предметы у себя на картинке и обведите их простым карандашом.

3. Физ. пауза.

- Подарим рыбаку лодку.

- Встали, спинки выпрямили.

- Вместе со мной проговариваем слова и выполняем движения.

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья,

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синем морем поплыву,

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там

(Дети садятся)

- Рыбак время даром не терял и для нас что-то поймал.

– К слогу РЫ добавьте БА и получится слово РЫБА

- Какое слово поймали?

(Поймали слово рыба.)

– Разделите его на слоги.

– Сколько слогов в слове «РЫБА»? Почему?

- Сколько звуков в слове «РЫБА»?

– Назовите их по порядку

- Определите место звука «Р» в слове «РЫБА»

(дети договаривают слово, а логопед выставляет картинку на речевое поле)

4. «Дружная семейка» подбор родственных слов к слову РЫБА

- К слогу РЫБ добавьте КА и получится слово - РЫБКА.

- Маленькая рыбка, а ещё меньше – РЫБЁШКА.

- Кто ловит рыбу? - РЫБОЛОВ

– Кто выращивает рыбу? - РЫБОВОД

- На чём перевозят рыбу? - НА РЫБОВОЗЕ

- Послушайте, какие слова выросли:

рыба, рыбка, рыбёшка, рыболов, рыбовод, рыбовоз.

– Из кого слова выросли все эти слова?

(Из слова РЫБА)

- Вадим твоё слово РЫБА запомни его.

- Света твое слово – рыбка запомни его

- Дима твоё слово – рыбёшка.

- Максим твоё слово – рыболов.

- Аня твоё слово рыбовод.

- Егор твоё слово – рыбовоз.

(Дети выходят, встают в круг и держатся крепко за руки)

- Вот какая дружная семейка родных слов

(дети повторяют свои слова в кругу)

– А главное слово, какое? (РЫБА)

- Из этого слова вырастают не только дружные, родные слова, но и вкусные слова.

5. Игра «Вкусные слова» с мячом.

- Салат из рыбы - рыбный салат.

- Филе из рыбы – рыбное филе.

– Котлеты из рыбы - рыбные котлеты.

- Пирог с рыбой – рыбный пирог.

- Запеканка из рыбы – рыбная запеканка.

Суп из рыбы – рыбный суп. (уха)

(дети садятся на стульчики)

- Посмотрите, наш друг Непоседа загрустил.

– Давайте развеселим его.

– Придумаем к слову рыбка слова действия.

- Расскажите, что делает рыбка в воде?

(Дети придумывают слова действия к слову рыбка и выставляют схемы на речевое поле)

Рыба, рыбка, рыбёшка – плывёт, переплывает, заплывает, уплывает, выпрыгивает, затихает, плещется в воде, хватает, клюёт хлебные крошки …

- Сколько придумали слов действий? Посчитайте?

(дети считают хором или по одному)

- Расскажите «Красавчику» – Какая рыбка плавает в воде?

Маленькая, шустрая, ловкая, смелая, быстрая, золотая, красивая, аквариумная…

(Дети придумывают слова признаки, выставляют схемы на речевое поле)

- Сколько придумали красивых слов? Посчитайте?

- Посмотрите, сколько выросло слов на нашем поле.

– Что можно придумать из этих слов?

(Предложение, рассказ, сказку.)

– Нам поможет «клубочек» он свяжет слова в предложения. Непоседа нас опередил.

– Послушайте, какое предложение он придумал.

Рыбак поймал рыбу.

- Сколько слов в этом предложении?

– Назовите первое слово, второе, третье, и т. д.

– Выложите схему этого предложения.

(Дети работают с пеналами на столе и у доски.)

- Какие слова можно добавить в предложение?

- Посмотрите сколько слов на речевом поле, а предложение такое короткое.

– Сделаем его длинным и красивым.

– Какие слова вставим?

(«Красивые слова» Дети добавляют в предложения слова признаки.)

- Посмотрите, как выросло предложение.

(Рыбак поймал (выловил из реки) в реке маленькую, шуструю, рыбку.)

- Посмотрите, как улыбается Непоседа и «Красавчик».

Они многому у нас научились.

Итог:

Логопед приглашает детей в круг.

– Какой звук сегодня старались произносить хорошо (звук «Р»)

- Какие слова вырастили из слова «РЫБА» (рыбак, рыболов….)

- Что составили из этих слов. (Составили предложения)

Публикации по теме:

План работы методического объединения учителей-логопедов ДОУ на 2013–2014 учебный год Руководитель методического объединения - Прудникова Ольга Юрьевна, Учитель-логопед высшей квалификационной категории, МКДОУ ЦРР д/с № 5.

Выступление на РМО логопедов В этом году РМО логопедов в нашем районе начало свою работу после длительного перерыва. Последние РМО проводилось в 2007 году. Потом некоторых.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Автоматизация звука [Р] через формирование семантического поля слова «Рыба». Развитие функции словообразования
Опубликовано: 27 декабря 2013 в 20:33
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...