Лучший педагог года

Автоматизация звука [Р] через формирование семантического поля слова «Рыба». Развитие функции словообразования

Татьяна Руденко
Автоматизация звука [Р] через формирование семантического поля слова «Рыба». Развитие функции словообразования

Конспект

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе № 6 «Светлячок»

(для методического объединения логопедов Калининского района)

Проводит: учитель-логопед первой категории Руденко Т. А. ДОУ ЦРР Д/С № 454

Тема занятия: Автоматизация звука «Р» через формирование семантического поля слова «РЫБА», развитие функции словообразования.

Цели:

Публикация «Автоматизация звука [Р] через формирование семантического поля слова „Рыба“, Развитие функции словообразования» размещена в разделах

1. Активизировать предметный, глагольный словарь по теме «РЫБЫ»

2. Отработать грамматические категории: уменьшительно-ласкательная форма, согласование глагола с существительным, относительные прилагательные.

3. Совершенствовать умение строить простое предложение и распространённое с предлогами – из, в.

4. Следить за чётким произношением звука «Р».

Наглядный материал:

1. Поле «речевых - чудес»

2. Схемы слов прилагательных, глаголов.

3. Картинки родственных слов.

4. Таблицы со словами (родственные слова, прилагательные, глаголы).

5. Наборное полотно, доска, магниты, мяч, картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Логопед приглашает детей в круг. Приветствует их.

– Доброе утро дети!

(Мы приветствуем вас, доброе утро, мы рады вас видеть, здравствуйте)

- С каким звуком, мы познакомились на прошлом занятии?

(Мы познакомились со звуком «Р»)

- Назовите слова с этим звуком «Р»

(дети называют слова и садятся на стульчики)

- Кто расскажет о звуке «Р» по таблице № 2?

– Какой звук сегодня будем стараться произносить красиво? (звук «Р»)

2. Интеллектуальная разминка:

Предлагаю детям присесть на стульчики и показываю зашифрованную карточку «ребус».

– А теперь отгадайте ребус (на рисунке изображена рыба и буква К (рыбак)

- Какое слово расшифровали? (слово рыбак)

(Логопед выставляет на речевое поле изображение рыбака)

– Что делает рыбак?

(Рыбак ловит, подсекает, вытаскивает рыбу)

- Какие предметы нужны рыбаку для рыбалки?

( Дети перечисляют: лопата, лодка, крючок, вёсла, удочка, ведро.)

– Найдите эти предметы у себя на картинке и обведите их простым карандашом.

3. Физ. пауза.

- Подарим рыбаку лодку.

- Встали, спинки выпрямили.

- Вместе со мной проговариваем слова и выполняем движения.

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья,

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синем морем поплыву,

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там

(Дети садятся)

- Рыбак время даром не терял и для нас что-то поймал.

– К слогу РЫ добавьте БА и получится слово РЫБА

- Какое слово поймали?

(Поймали слово рыба.)

– Разделите его на слоги.

– Сколько слогов в слове «РЫБА»? Почему?

- Сколько звуков в слове «РЫБА»?

– Назовите их по порядку

- Определите место звука «Р» в слове «РЫБА»

(дети договаривают слово, а логопед выставляет картинку на речевое поле)

4. «Дружная семейка» подбор родственных слов к слову РЫБА

- К слогу РЫБ добавьте КА и получится слово - РЫБКА.

- Маленькая рыбка, а ещё меньше – РЫБЁШКА.

- Кто ловит рыбу? - РЫБОЛОВ

– Кто выращивает рыбу? - РЫБОВОД

- На чём перевозят рыбу? - НА РЫБОВОЗЕ

- Послушайте, какие слова выросли :

рыба, рыбка, рыбёшка, рыболов, рыбовод, рыбовоз.

– Из кого слова выросли все эти слова?

(Из слова РЫБА)

- Вадим твоё слово РЫБА запомни его.

- Света твое слово – рыбка запомни его

- Дима твоё слово – рыбёшка.

- Максим твоё слово – рыболов.

- Аня твоё слово рыбовод.

- Егор твоё слово – рыбовоз.

(Дети выходят, встают в круг и держатся крепко за руки)

- Вот какая дружная семейка родных слов

(дети повторяют свои слова в кругу)

– А главное слово, какое? (РЫБА)

- Из этого слова вырастают не только дружные, родные слова, но и вкусные слова.

5. Игра «Вкусные слова» с мячом.

- Салат из рыбы - рыбный салат.

- Филе из рыбы – рыбное филе.

– Котлеты из рыбы - рыбные котлеты.

- Пирог с рыбой – рыбный пирог.

- Запеканка из рыбы – рыбная запеканка.

Суп из рыбы – рыбный суп. (уха)

(дети садятся на стульчики)

- Посмотрите, наш друг Непоседа загрустил.

– Давайте развеселим его.

– Придумаем к слову рыбка слова действия.

- Расскажите, что делает рыбка в воде?

(Дети придумывают слова действия к слову рыбка и выставляют схемы на речевое поле)

Рыба, рыбка, рыбёшка – плывёт, переплывает, заплывает, уплывает, выпрыгивает, затихает, плещется в воде, хватает, клюёт хлебные крошки …

- Сколько придумали слов действий? Посчитайте?

(дети считают хором или по одному)

- Расскажите «Красавчику» – Какая рыбка плавает в воде?

Маленькая, шустрая, ловкая, смелая, быстрая, золотая, красивая, аквариумная…

(Дети придумывают слова признаки, выставляют схемы на речевое поле)

- Сколько придумали красивых слов? Посчитайте?

- Посмотрите, сколько выросло слов на нашем поле.

– Что можно придумать из этих слов?

(Предложение, рассказ, сказку.)

– Нам поможет «клубочек» он свяжет слова в предложения. Непоседа нас опередил.

– Послушайте, какое предложение он придумал.

Рыбак поймал рыбу.

- Сколько слов в этом предложении?

– Назовите первое слово, второе, третье, и т. д.

– Выложите схему этого предложения.

(Дети работают с пеналами на столе и у доски.)

- Какие слова можно добавить в предложение?

- Посмотрите сколько слов на речевом поле, а предложение такое короткое.

– Сделаем его длинным и красивым.

– Какие слова вставим?

(«Красивые слова» Дети добавляют в предложения слова признаки.)

- Посмотрите, как выросло предложение.

(Рыбак поймал (выловил из реки) в реке маленькую, шуструю, рыбку.)

- Посмотрите, как улыбается Непоседа и «Красавчик».

Они многому у нас научились.

Итог:

Логопед приглашает детей в круг.

– Какой звук сегодня старались произносить хорошо (звук «Р»)

- Какие слова вырастили из слова «РЫБА» (рыбак, рыболов….)

- Что составили из этих слов. (Составили предложения)

Публикации по теме:

План работы методического объединения учителей-логопедов ДОУ на 2013–2014 учебный год Руководитель методического объединения - Прудникова Ольга Юрьевна, Учитель-логопед высшей квалификационной категории, МКДОУ ЦРР д/с № 5.

Выступление на РМО логопедов В этом году РМО логопедов в нашем районе начало свою работу после длительного перерыва. Последние РМО проводилось в 2007 году. Потом некоторых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Автоматизация звука [Р] через формирование семантического поля слова «Рыба». Развитие функции словообразования
Опубликовано: 27 декабря 2013 в 20:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД