Экологическое воспитание дошкольников. Конспект познавательного занятия НОД в старшей группе «Тайга Кузбасса»

Галина Челнокова
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект познавательного занятия НОД в старшей группе «Тайга Кузбасса»

Конспект познавательного занятия НОД с экологическим содержанием «Тайга Кузбасса». В старшей группе.

Цель: Познакомить детей с деревьями тайги, дать понятие хвойные и лиственные деревья, показать их красоту, учить распознавать деревья по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам, запаху;

Дать детям понятия об этажах природы и сформировать знания о представителях обитания каждого этажа;

Развивать внимание, логическое мышление, память; воспитывать любовь к родному краю, к лесам Кузбасса – тайге.

Материал: Пихтовое масло, кедровые орешки, иголки лиственницы, картина тайги со снимающимися языками пламени; картины хвойных деревьев; картина «Этажи леса»;

картинки разнообразных животных, птиц, насекомых.

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей, что в уголке природы кто-то всхлипывает.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, среди цветов сидит, странный человечек

- Кто это? (высказывание детей)

- Давайте спросим, как его зовут.

- Тише ребята, он что-то шепчет мне на ушко.

- Человечек говорит: «Его зовут «Тайгуша». Странное имя, оно вам ни о чём не напоминает? (высказывание детей)

- Правильно «Тайгуша» от слова тайга, лес, природа.

«Тайгуша» живёт в тайге. На доску вывешивается плакат тайги. Ведь именно более половины нашей Кемеровской области покрыты лесами. Тайга - это царство хвойных пород. К ним относятся: Пихта, Ель, Сосна, Лиственница. Давайте вместе с вами и «Тайгушей рассмотрим хвою деревьев. Какая она? (ответы детей).

Дидактическая игра «Детки с ветки».

-Попросит «Тайгушу» рассказать нам о тайге.

У «Тайгуши» в руках картины: (Воспитатель от имени «Тайгуши» рассказывает детям о деревьях, которые растут в тайге, и демонстрирует картинки этих деревьев).

Пихта – главный великан тайги, она живёт очень долго, обладает лечебными свойствами. Из пихты делают пихтовое масло. Давайте понюхаем и определим, что оно нам напоминает. (Дети нюхают ароматическое масло с пихтовым запахом).

Сосна – тоже обладает лечебными свойствами, она очищает воздух, и даёт здоровье людям. Лечебными свойствами у сосны обладает смола.

Кедр - самое высокое дерево в тайге, семена кедра – это кедровые орехи. Кедровые орешки добавляют в йогурт, шоколад который вы любите. Горсть кедровых орешек, не только вкусно, но и питательная пища, повышает работоспособность. Попробуйте. (Дети пробуют орешки).

Лиственница – долго живёт, её древесина самая прочная. Из древесины лиственницы изготавливают мебель. Лиственница тоже имеет хвою, но не вечно зелёную, а опадающую с наступлением холодов. (Рассмотреть иголки).

Самое распространенное дерево – это ель. Без неё не обходится не один новогодний праздник. Ребята, а вы знаете, какой дальнейший путь ели, которую после новогодних праздников выносят из дома?

(Выслушать ответы детей).

Ели перерабатываются, и из них делают карандаши и бумагу (предложить детям рассмотреть карандаши).

Именно эти деревья лучше переносят суровую длинную зиму, прохладное лето.

Так же как и в других лесах в тайге есть этажи природы.

Самый высокий этаж, пятый – это верхушки самых высоких деревьев: сосен, елей (показывается на картинки). Четвёртый – кроны деревьев пониже: берёзы, осины, рябины.

Третий – это кусты и совсем молоденькие деревца. А два нижних этажа второй и первый – травы, цветы, грибы, мхи. В подвале тайги (почве) прячутся корни зелёных обитателей леса. На каждом их пяти этажей расположены «квартиры» и в каждом свои жилицы. Как вы думаете, кто живёт в подвале?

Ответы детей: Мыши, кроты.

Воспитатель: А кто на первом этаже?

Ответы детей: Звери: лисы, волки, зайцы и т. д.

Воспитатель: Кто живёт на высоких этажах?

Ответы детей: Птицы: Дятлы, сороки, сойки и т. д. Но помните, что певчие птицы вьют гнёзда на кустах и низких деревьях, а это третий этаж. Жильё дятла, сойки, сороки чуть выше. Выше всех на пятом этаже леса, строят свои гнёзда иволги и крупные хищные птицы: такие как канюк, ястреб.

Дидактическая игра «Каждого жильца на своё место»

Детям предлагается расположить зверей, птиц, насекомых на этажи леса. Каждого животного на своё место.

Воспитатель: Какая красивая картина у нас получилась. Была бы всегда в лесу такая красота. Но и в лес приходит самая настоящая беда – это пожар. (Обращаем внимание на картину, на которой изображены языки пламени). От маленькой искры, хвоя от деревьев вспыхивает моментально.

В результате гибнут огромные пространства леса и животные.

Огонь траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.

Он, испуганная стая белок рыжих,

Метался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы.

И, как снежинки, искры в них летели

Над серыми сугробами золы.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему в лесу случаются пожары?

(рассуждение детей).

Воспитатель: Посмотрите, языки пламени хотят, сгубить всю природу нашего леса. Нам надо поспешить, что бы спасти лес от огня. При выполнении заданий мы потушим эти огоньки. И поможем «Тайгуши» спасти его дом.

Задание 1: Загадки.

Её всегда в лесу найдёшь.

Пойдём гулять и встретим,

Стоит колючая как ёж,

Зимою в платье летнем.

(Ель)

У меня длинней иголки,

Чем у Ёлки.

Очень прямо я росту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки - только на макушке.

(Сосна).

Есть у родственницы ёлки

Не колючие иголки.

Но в отличие от ёлки,

Опадают те иголки.

(Лиственница).

Задание 2. От какого дерева эти шишки?

Задание 3. Назови этажи тайги?

Задание 4. Какие деревья переносят суровую зиму?

На каждое задание убираем пламя огонька с картины.

Воспитатель: Молодцы! Вы помогли «Тайгуше», спасти лес от огня.

Если вам понравилось занятие то возьмите картинки с животными, птицами, насекомыми и прикрепите их на карту тайги.

Тайгуша: Спасибо вам ребята, за помощь. Один бы я не справился. А это вам от меня на память. Каждому ребёнку дарит эмблему «Спасатели леса от огня».

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Путешествие по родному краю» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Промышленновский детский сад «Радуга» Конспект непосредственной образовательной.

Методическая разработка по экологии для старшей группы «Знакомство с лесом»Методическая разработка по экологии для старшей группы «Знакомство с лесом» Методическая разработка по экологии для старшей группы: Перспективное планирование знакомства с деревьями «Знакомство с лесом» Сентябрь.

Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект познавательного занятия НОД в старшей группе «Тайга Кузбасса»
Опубликовано: 20 января 2014 в 19:01
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Мой город Саратов»
Тема: «Мой город Саратов» Характеристики проекта: По доминирующему методу: информационно – практико –ориентированный. По характеру содержания: ребенок и...
Международный День защиты детей. Фотоотчет
В детстве ярко солнце светит, смех звенит и там и тут. Это дети всей планеты песню звонкую поют. 1 июня – первый день лета. Это еще и Международный День...
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс Необходимые материалы и инструменты: • Цветная или офисная бумага ( цвет по вашему...
Мастер-класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка»
Мастер- класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка». Помещение, в котором проводиться праздник надо украсить. Можно...
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...