Авторская программа для детей старшей логопедической группы (5–6 лет) «Говорим и показываем»

Зульфия алексеева
Авторская программа для детей старшей логопедической группы (5–6 лет) «Говорим и показываем»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «КОЛОБОК»

Авторская программа

коррекционно-развивающего сопровождения детей старшей логопедической группы (5-6 лет)

«Говорим и показываем»

Авторы-составители:

Алексеева З. М., воспитатель

Зайцева С. В., руководитель структурного подразделения

С. Челно-Вершины

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Говорим и показываем» предназначена для использования в дошкольных образовательных учреждениях, работающих с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с нарушениями речи.

Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования послужило толчком к переосмыслению содержания и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста, в том числе и с нарушениями речи.

Своевременное овладение правильной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных навыков. Развитие внимания, памяти, мыслительной, речевой деятельности ребенка дошкольного возраста – важнейшая составная часть его общего психического развития, невозможного без отсутствия хотя бы одного из данных компонентов.

Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. В норме, к 5 годам ребенок должен произносить все звуки. У многих детей, в силу ряда причин (нарушения анатомического строения речевого аппарата, функциональная незрелость речевых зон головного мозга, несформированность произвольных движений и т. д., этот процесс задерживается. Общее недоразвитие речи затрудняет общение, способствует возникновению таких психологических особенностей, как замкнутость, робость, нерешительность, приводит к снижению мыслительной активности, недоразвитию ряда психомоторных функций: страдает внимание, память; имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координированность движений пальцев рук. Сами собой нарушения речи не исправляются. Нарушения речи преодолеваются как педагогическими методами, включающими специально организованную образовательную деятельность и коррекционно-развивающие мероприятия, так и медицинскими средствами. При создании благоприятных условий, правильной организации образовательной деятельности и стратегии коррекционно-развивающей работы, можно исправить или минимизировать имеющиеся нарушения и предупредить появление сопутствующих нарушения развития.

При построении коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать все линии развития ребенка, следовательно, коррекционное воздействие должно быть направлено не только на речевые нарушения, но и на развитие психомоторной сферы, коммуникативно-познавательной деятельности.

Учитывая это, мы составили коррекционно-педагогическую программу, в основе которой лежат логоритмические занятия с использованием кинезиологической гимнастики.

Логоритмика – это система музыкально-двигательных, речевых и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых нарушений: от фонетико-фонематических нарушений речи (нарушения произношения ряда звуков) до тяжелых речевых дефектов, как общее недоразвитие речи (нарушение у ребенка сразу нескольких систем родного языка: лексики, грамматики, фонетики).

Кинезеологические упражнения направлены на развитие межполушарного взаимодействия, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процессы письма. Успешному развитию ребенка способствует учет функциональной ассиметрии полушарий головного мозга и организация образовательной деятельности в соответствии с динамикой развития головного мозга. Функциональная ассиметрия распределяет психические функции между полушариями. Правое полушарие – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое - отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения. Необходимым условием развития интеллектуально-познавательной и речевой активности является полноценное развитие межполушарного взаимодействия посредством включения в образовательную деятельность кинезиологических упражнений.

Таким образом, включение в логоритмику кинезеологических упражнений будет способствовать развитию межполушарного взаимодействия, а значит развивать познавательную, мыслительную и речевые деятельности, что, несомненно, будет способствовать повышению коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи в целом.

Программа определяет содержание и организацию коррекционно-развивающего сопровождения детей старшей логопедической группы. Программа реализуется на третьем часе физической культуры, как в первую, так и во вторую половину дня.

.

Принципы и подходы к формированию Программы

Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и обеспечивает познавательно-речевое, физическое, социально-личностное развитие детей в возрасте от 5-6 с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с общим недоразвитием речи приобретают особую значимость:

- от простого к сложному;

- систематичность;

- доступность;

- повторяемость материала;

- научная обоснованность и практическая применяемость

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- комплексно-тематического построения образовательного процесса;

Цели Программы — Коррекция психоречевых нарушений у старших дошкольников с ОНР через повышение двигательной активности и развитие межполушарного взаимодействия.

Задачи

Педагоги Дети Родители

1. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

2. Построение комплексно-тематической модели коррекционно-развивающего процесса. 3. Обеспечение познавательного, социально-личностного, и физического развития детей.

4. Интеграция образовательных областей в целях повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса 1. Развитие речевой, мыслительной двигательной сфер, памяти, внимания, облегчение процесса чтения и письма.

2. Развитие ручной и артикуляционной моторики, координации.

3. Развитие эмоциональности, музыкальных качеств (чувство ритма, слух). 1. Повышение компетентности родителей в области воспитания и обучения детей с ОНР.

2. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей с ОНР.

В основе Программы лежат методические разработки М. Ю. Картушиной «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет»Москва: Творческий центр «Сфера», 2009, практическое пособие О. А. Новиковской «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях» - Санкт Петербург: КОРОНА принт, 2005, кинезеологический комплекс упражнений, разработанный кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии Тверского областного института повышения квалификации А. Л. Сиротюк (Журнал «Дошкольное воспитание», №1 2005)

Организационные условия реализации программы:

Программа рассчитана на детей – 5-6 лет, воспитанников старшей логопедической группы.

Общее количество часов – 35 часов.

Периодичность проведения – 1 раз в неделю.

Продолжительность – 1 час (25 мин.).

Нормы наполнения групп – 13 детей.

Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая.

Санитарно-гигиенические требования.

Образовательная деятельность должна проводиться в музыкальном зале, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Дети одеты в удобную спортивную форму и чешки.

Материально-техническое оснащение Программы

Для проведения образовательной деятельности необходимо следующее материально-техническое оснащение: игрушки, другие атрибуты в необходимом для занятий количестве, магнитофон и прочее.

Для проведения занятий понадобятся:

- иллюстрации, сказки, стихи;

- подборка музыкальных произведений;

- подборка упражнений и этюдов;

Кадровое обеспечение: воспитатель, использующий данную программу, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Занятия могут проводиться как одним педагогом, так и несколькими сразу.

Прогнозируемые результаты

К концу учебного года:

1. Повысится эффективность коррекционно-развивающей работы.

2. Дети старшей логопедической группы должны:

- правильно произносить и дифференцировать в речи поставленные звуки;

- правильно передавать слоговую структуру слов;

- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка и возрастными нормами;

- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий;

- владеть элементарными графо-моторными навыками.

3. Дети должны свободно и легко исполнять упражнения на координацию корпуса, рук, ног, головы.

4. Повысится уровень развития ВПФ: памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления.

Диагностический инструментарий:

- диагностика уровня развития ВПФ (Векслер, тесты М. Н. Ильиной на определения уровня развития внимания, восприятия, памяти, тонкой моторики пальцев рук);

- речевые карты;

- мониторинг логопедического обследования;

- сравнение и анализ выполняемых упражнений, этюдов;

Виды и формы контроля освоения программы:

Промежуточный (18 часов работы по Программе)

Итоговый (35 часов работы по Программе).

Содержание программы

Тематический план

неделя Тема Цель

сентябрь I «Детский сад» Формирование умения согласовывать речь и движения

II «Светофория» Развитие внимания, мышления, координации движений, обшей моторики

III «Собираем урожай» Развитие темпа движений, ритма, общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве

IV «В сад осенний мы пошли» Формирование речевого дыхания, произвольности поведения и самоконтроля

октябрь I «В лес осенний мы пойдем» Развитие умения соотносить темп музыки с движением

II «Грибное лукошко» Развитие коммуникативных навыков и фонематического слуха

III «Летят перелетные птицы» Развитие межполушарного взаимодействия

IV «Лесные звери» Развитие рефлексии – умения реагировать на неправильную речь и сопутствующие ей движения

ноябрь I «Мы идем гулять» Развивать коммуникативные навыки, произвольность поведения, речевое дыхание

II «Игрушки» Развитие мимики, умения распределять мышечный тонус, оптико-пространственные ощущения

III «Путешествие в Страну фантазии» Отрабатывать выразительность мимики, пластики, выразительности речи

IV «Забытые игрушки» Развитие подражательности и изобретательной деятельности с элементами творчества

декабрь I «Зима» Развивать выразительность движений, темп, ритм, плавный длительный выдох

II «Зимние забавы» Развивать умение воздействовать на биологически активные точки для стимуляции работы мозга

III «Бал сказок» Развивать координацию движений, фантазию, творчество

IV «Новогодний хоровод» Развитие навыков самоконтроля, интонационной выразительности, просодических компонентов речи.

январь II «Зимующие птицы» Развитие общей произвольной моторики и моторики мышц лица, произвольности поведения

III «Зима в лесу» Коррекция моторных отклонений и нарушений звукопроизношений

IV «Зимнее подворье» Развивать произвольность поведения путем формирования личностных качеств: выдержки, сосредоточенности и внимания.

февраль I «Терем-теремок» Закрепление речевой активности в поведении и словесном общении

II «В гостях у снеговика Тимошки» Развивать фонематическое восприятие, двигательные, певческие, речевые и слуховые навыки

III «Бравые солдаты» Психомышечная тренировка с фиксацией напряжения ног

IV «Венский стул» Развитие воображения, внимания, регуляция мышечного тонуса

март I «Мамин день» Развитие артикуляционного аппарата, координации движений

II «Грачи прилетели» Развивать слуховое внимание, зрительную память

III «Где мы были, мы не скажем» Развивать подражательные движения, воображение, фантазию

IV «Капитошка» Развитие чувства ритма, темпа движений, умений снимать мышечные напряжения

апрель I «Весна идет, весне дорогу» Развитие речевого дыхания, мелкой моторики, силы голоса.

II «Все работы хороши» Развивать кинестические ощущения, общую и мелкую моторику

III «Тайна Третьей планеты» Развитие мыслительной деятельности, внимания, восприятия. фантазии

IV «Транспорт» Развитие зрительно-двигательных координаций, общей моторики

май I «В гости к Лунтику» Развитие звукоподражания, темпо-ритмических движений

II «А мы просо сеяли» Энерготизация мозга, активизация нейрогуморальной регуляции

III «Части тела» Снятие рефлексо периферического зрения, ритмирование правого полушария

IV «Спасем Витаминку» Развитие и закрепление навыков ЗОЖ

Литература

1. Борюкова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. – М., 2000.

2. Дмитриевских Л. С. Обучение дошкольников речевому общению. – М., 2011.

3. Косарева У. В. Коррекция и развитие. – С., 2002.

4. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. – М., 2009.

5. Новиковская О. А. Логоритмика. – Санкт-Петербург, 2005.

6. Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение. – М., 1972.

7. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. – М., 2003.

8. Сиротюк А. Л. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка. – Дошкольное воспитание, 2005. – №1.

9. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М., 2001.

Публикации по теме:

Сетка программного обеспечения в деятельности по музыкальному воспитанию музыкального руководителя Сетка программного обеспечения в деятельности по музыкальному воспитанию музыкального руководителя Шашковй Елены Николаевны № Возрастная.

Волшебные фигуры. Формирование элементарных математических представлений во второй младшей группе государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 4 п. г. т. Безенчук муниципального.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Потешки и стишки
  • Мебель, интерьер
Автор публикации:
Авторская программа для детей старшей логопедической группы (5–6 лет) «Говорим и показываем»
Опубликовано: 20 февраля 2013 в 18:37
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...