МААМ-картинки

Авторская программа «Волшебный мир бумажных превращений» по бумажной пластике и оригами

Светлана Владимировна Могильникова
Авторская программа «Волшебный мир бумажных превращений» по бумажной пластике и оригами

Пояснительная записка

«Чем больше мастерства в детской руке

тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Публикация «Авторская программа „Волшебный мир бумажных превращений“ по бумажной пластике и оригами» размещена в разделах

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Обучение работе с бумагой, изготовление поделок невозможно без формирования таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Способность анализа развивается от более общего и грубого различия до более тонкого. Я работаю в логопедической разновозрастной группе; дети, посещающие группу, имеют проблемы в развитии речи. Это побудило меня написать дополнительную программу по бумажной пластики и оригами. Основная идея программы – приобщение детей к деятельности конструирования из бумаги, формирования у них чувства успеха, уверенности в себе, развитие способностей к творческому поиску. Ведь изготовление поделок развивает мелкую моторику пальцев рук, а значит, и развивается и речь детей: усвоение и называние форм, цветов и оттенков, пространственных обозначений, способствует обогащению словаря; высказывание в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

В. М. Бехтерев писал, что движение руки тесно связаны с речью и её развитием. В. А. Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов, попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Любая работа с бумагой – складывание, обрывание, закручивание– не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение, зрения.

Актуальность данной программы заключается в необходимости освоения и широкого использования в практике конструирования из бумаги как эффективного средства развития психических процессов, коррекции речи и формирования познавательных интересов, потребностей и способностей детей дошкольного возраста

Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие этого не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности т. п – всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Мне, как педагогу хочется надеяться, что овладение детьми бумажной пластики и оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т. е. развитию ребёнка. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных умений у детей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов и соответствует возрастным особенностям дошкольника.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Основные принципы при бумажной пластики и оригами :- доступность. - постепенность. – системность – сотрудничество.

Связь с другими видами деятельности:

- согласование на основе тематического плана - учет индивидуальных способностей.

Целью данной программы является : развитие всесторонних способностей детей (психологических, творческих, речевых и познавательных) средствами бумажной пластики и оригами.

Задачи

Образовательные:

Знакомить детей с методами, и техникой по бумажной пластики и оригами, обогащать знания с применением различных материалов;

закреплять самостоятельную деятельность детей по развитию творческих способностей у детей через бумажную пластику и оригами;

обогащать детскую фантазию;

Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;

Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия,

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца и создавать новые сюжеты раскрывая свой внутренний мир в области бумажной пластики и оригами;

воспитывать образное видение воображаемого сюжета, фантазировать, сочетать используемый материал в процессе;

Формировать интерес к бумажной пластики и оригами;

.

Направленность программы

Наибольшую эффективность работы по данной программе дает способ совместной деятельности педагога и детей, направленной на решение творческой задачи. Педагог должен не только научить детей, но и пробудить их творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату. Обучение по данной программе способствует формированию умений и навыков работать коллективно, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи.

Дидактические принципы и подходы в организации образовательного процесса построения и реализации программы : Программа «Волшебный мир бумажный превращений» рассчитана для детей 5 - 7 лет, на два года обучения. Работа с детьми начинается в старшей группе. Занятия в старшей группе продолжительностью 20-25 минут проводятся 1раз в неделю. Второй год обучения - подготовительная группа, занятия продолжительностью 25-30 минут - 1раз в неделю. Занятия проводятся во вторую половину дня.

Образовательный процесс выстраивается на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.

Принципы:

- принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

принцип цикличности: построение или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;

принцип оптимизации и гуманизации воспитательно - образовательного процесса;

- принцип развивающего характера художественно-эстетического образования с учетом интересов, способностей и предоставления права выбора детям.

Содержание программы.

Блок 1 – «Волшебные полоски»

Блок 2- «Игры с бумагой»

Блок 3 – «Объемная аппликация»

Блок 4 – «Рваная бумага»

Блок 5 – «Мятая Бумага»

Блок 6 – «Торцевание» - (мозайка)

Блок 7 – «Оригами»

Формы и методы контроля:

• Диагностика в виде работы (2 раза в год) в начале года и в конце.

• Педагогический мониторинг развития интегративных качеств дошкольника.

• Сотрудничество с родителями и приглашение их на совместную деятельность.

• Участие в выставках детского сада, в муниципальных и всероссийских конкурсах.

Модель организации образовательного процесса

Старшая группа

5-6 лет Подготовительная группа

6-7 лет

Количество занятий в неделю 1 1

Количество занятий в год 32 32

Продолжительность занятий 20-25 мин 25-30 мин

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

В результате обучения по данной программе дети :

– научатся техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.

- появится у детей интерес к бумажной пластике и оригами

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике бумажной пластики и оригами;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; коррекции речи, мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством оригами;

– научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами

Основные требования к уровню подготовки детей

Знать:

- Различные способы и приемы бумажной пластики и оригами : свертывание, скручивание, складывание; рваная бумага, мятая бумага, аппликация из цветных полосок, объемная аппликация, торцевание, конструирование из бумаги.

- Особенности и различные виды бумаги : калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага для ксерокса, гофрированная бумага, обёрточная бумага, обои.

Уметь:

-Выполнять различные манипуляции с бумагой : складывать, сворачивать, скручивать, свертывать, мять, рвать на нужные кусочки.

- Создавать аппликации из полосок, а также объемные. Использовать навыки декоративного конструирования, придумывать свой узор, располагать элементы декорирования ритмично, соблюдая сочетаемость цветов и оттенков.

- Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.

Данная таблица используется при определении уровней овладения ребенком позиции субъекта деятельности (педагогическая диагностика Крулехт М. В.)

Уровни Начало года Конец года

Низкий – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен или репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества

Средний – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера; качества результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинированные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел организован частично.

Высокиц – развитые комбинированные умения, общественный способ конструирования из бумаги, полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементом новизны

Количество детей в группе

Календарно-тематический план 1-го года обучения старшая группа.

Месяц Тема Содержание

занятия Материал Сопутствующие формы работы

Сентябрь Волшебные полоски Цветы из снежинок Познакомить детей с новым способом изготовления цветов. Бумажная пластика

Развитие творчества, воображения. Полоски бумаги разного цвета, куклы. Разучивание хоровода «Цветы» (муз. Бахудовой)

Светофор Изготовление светофора из трех шаров разного цвета.

Правила дорожного движения Игрушка светофора, машинки, цветная бумага ПДД «Пешеходный переход». Воспитание эмоциональной отзывчивости.

Мышка Бумажная пластика

Изготовление мышки из шарика. 5 полосок из плотной бумаги одинакового цвета, салфетки. Театрализованная деятельность. С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

Октябрь Цыпленок Бумажная пластика.

Научить склеивать цыпленка из двух шариков одинакового размера. Развитие воображения через воспитание наблюдательности. 8 полосок 1*19 см, по одной полоске 1*28см и по одной полоске 1*9,5см из плотной бумаги желтого цвета. Воспитание бережного отношения к животным. Рисование «Цыплята гуляют в траве».

Котенок Бумажная пластика. Изготовление котенка из шариков разной величины. Воспитание любви к животным По 5 длинных и коротких полосок из плотной бумаги, вата и дождик для щечек, глаза из конфетти. Театрализованная деятельность. В. Сутеев «Кто сказал «Мяу»?», «Усатый – полосатый».

Медвежонок Изготовление медвежонка из двух шаров разной величины. Закрепление навыков. Пополнение игрового уголка, изготовление персонажей сказок для драматизации. Полоски коричневого цвета, конфетти для глаз, игрушки – три медведя. Театрализованная деятельность. Русская народная сказка «Три медведя».

Лиса и заяц Изготовление лисы и зайца из шаров разной величины. Способствовать развитию воображения, эмоциональной отзывчивости. Полоски из цветной бумаги разного цвета, игрушечные лиса и заяц, домики, петушок, собачка, медведь. Театрализованная деятельность. Русская народная сказка «Заюшкина избушка.

Ноябрь Игры с бумагой Такая разная бумага. Скрутите… Скатайте… Познакомить детей с различными видами бумаги. Научить детей превращать бумагу в подзорную трубу, цилиндр. Листы бумаги, цветные карандаши, кораблик Ознакомление с окружающим. Морское путешествие.

Сложите… Изучить прием складывания бумаги. Сделать гармошку, бабочку. Развивать моторику пальцев, познакомить с новым способом манипуляции с бумагой. Цветные листы бумаги, клей, нитка, музыкальные инструменты: гармошка, барабан, металлофон Музыкальное воспитание. Разучивание песни «Я играю на гармошке…»

Сомните… Изготовление осьминога. Изучить прием сминания бумаги. Цветная бумага, рисунок осьминога. Пальчиковая игра «Осьминожки».

Солнышко Изготовление солнышка из скрученной бумаги. Научить детей и скатывать шарики, скручивать веревочки. Цветные квадратики, кружочки, треугольники, ,клей кисточка, 1\2 альбомного листа, картинки с изображением солнышка Экологическое воспитание. Игра «Солнышко и дождик».

Беседа «Какая бывает погода».

Декабрь Объемная аппликация Ёлка Познакомить детей с понятием объемной аппликации. Научить детей склеивать из цветной бумаги объемную елку. Развивать пространственное восприятие, поддерживать интерес к бумажной пластике Прямоугольник коричневого цвета 1,5*1 см, прямоугольник зеленого цвета 14*22 см, шаблон Изобразительная деятельность. Рисование по загадке «Зимой и летом одним цветом».

Снегурочка Создать объемную аппликацию «Снегурочка» используя бумагу и вату. Показать детям новый способ аппликации. Способствовать развитию у детей воображения, умения использовать в аппликации дополнительный материал. Голубой прямоугольник 5,5*6 см – корона, белый круг радиусом 1,5 см – голова; красная полоска 1*3 см – рукавички, круга голубого цвета радиусом 8 см – шубка, конфетти для глаз, щёк, носа и рта, вата. Развитие речи. Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

Ёлочные игрушки из «гармошки» Показать детям, как из обычной цветной бумаги сделать необычные игрушки на елку. Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества. Развивать мелкую мускулатуру рук. Цветные прямоугольники 6*12 из плотной бумаги разного цвета, елочные игрушки. Развитие навыков декоративного конструирования.

Январь Рваная бумага Смешные человечки Показать новый способ аппликации: рваная бумага. Создать аппликацию из кусочков рваной бумаги «Смешные человечки». Свободное творчество. Развитие фантазии и воображения Различные кусочки цветной бумаги, клей. кисточки Музыкальное воспитание. Разучивание песни «Смешной человечек».

Натюрморт с яблоком Создание натюрморта с яблоком. Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев. Цветная бумага, клей, кисточки, альбомный лист; яблоко, ваза, цветы. Художественное воспитание. Объяснить детям, что такое натюрморт, рассмотреть картины.

Деревья в снегу

«Зимний пейзаж» Учить передавать и создавать композицию из кусочков бумаги с использовать дополнительный материал. Развивать мелкую моторику пальцев, фантазию, воображение. Цветная бумага, обои, клей, кисточки, вата, манка, альбомный лист. Ознакомление с окружающим.

Экскурсия в зимний лес.

КРО. Игра «Повтори не ошибись»

Загадывание загадок.

Февраль Мятая бумага Черепашки Показать новый способ аппликации: мятая бумага. Развивать воображение. Изготовление черепашки. Листы и кусочки цветной бумаги, клей, кисточка. Развитие речи. Чтение отрывка из сказки «Золотой ключик».

Золотая рыбка Создать золотую рыбку из мятой бумаги. Закрепить навыки работы с мятой бумагой, развивать эмоциональную отзывчивость Цветная бумага, клей, кисточка, игрушки – рыбки и удочка. Игра «Рыбалка».

Гусеница Изготовление гусеницы из мятой бумаги. Способствовать усвоению навыков работы с мятой бумагой, развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру рук Цветная бумага, клей, кисточка, лист бумаги, картинки с изображением лета. Развитие речи

Заучивание скороговорок про гусеницу. Музыкальная игра «Сороконожка»

«Барашки на лугу» Показать детям, как создать барашек на лугу из цветной мятой бумаги. Формировать навыки сотрудничества, развивать фантазию. Способствовать развитию мелкой моторики рук поощрять творческие проявления детей. Цветная бумага, клей, кисточки. Развитие художественно – эстетического вкуса.

Март Торцевание (мозаика) Цветущий кактус Познакомить детей с техникой торцевания. Способствовать усвоению навыков работы с гофрированной бумагой. Учить детей пользоваться деревянной шпажкой. Развитие фантазии и воображения квадратики зелёной гофрированной бумаги со стороной 15—18 мм и инструмент зубочистка с отрезанным острым концом. Горшочек вылеплен из пластилина и основа для кактуса Экологическое воспитание Тема «Растения»- беседа, рассматривание иллюстраций. Отгадывание кроссворда. А. И. Григорьев

Подснежники для мамы. Продолжать учить детей с техникой торцевания. Учить детей пользоваться стержнем шариковой ручки. Развитие фантазии и воображения, творчества. полоска белой и зеленой гофрированной бумаги Театрализованная деятельность. Словацкая сказка «Двенадцать месяцев».

Чебурашка Продолжать учить детей с техникой торцевания. Учить детей пользоваться стержнем шариковой ручки. Развитие фантазии и воображения, творчества. Квадратики коричневой гофрированной бумаги, игрушечные Чебурашка и крокодил Гена. Музыкальное воспитание. Разучивание песни «Я был когда-то странной, игрушкой безымянной…»

Медвежонок Продолжать учить детей с техникой торцевания. Учить детей пользоваться стержнем шариковой ручки. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук. Воспитывать интерес к технике торцевания Квадратики коричневой гофрированной бумаги со стороной 15—18 мм, стержень шариковой ручки, клей, кисточка, лист картона Театрализованная деятельность. Русская народная сказка «Три медведя».

Апрель Оригами «Путешествие в страну Ориландию» Познакомить детей со страной,Ориландия “. Рассказать, где возникло искусство оригами, где используется оригами, о разнообразных свойствах бумаги и о ее видах. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность. Рассматривание готовых поделокв стиле оригами, конверты с набором разных видов бумаги - на каждого ребенка Познакомить детей со страной,Ориландия “. Рассказать, где возникло искусство оригами, где используется оригами

Базовая форма «треугольник». Ворона. Филин. Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. Рассматривание готовых поделок

в стиле оригами, квадратный лист бумаги Ознакомление с окружающим. Игра «Чьи это детки?»

Базовая форма «воздушный змей». Композиция «Два весёлых гуся». Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей гусей, соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, создавать коллективную композицию. Белая серая бумага, клей, кисточка, игрушка-гуся Музыкальное воспитание. Разучивание песни «Жили у бабуси два веселых гуся.»

Базовая форма «треугольник». Лиса. Волк. Учить детей складывать бумагу из знакомой базовой формы, Способствовать развитию мелкой моторики рук поощрять творческие проявления детей. Оранжевая, серая бумага на каждого ребенка. Развитие речи. Чтение р. н. с «Лиса и волк»

Май Базовая форма «воздушный змей». Пилотка Познакомить детей с принадлежностями одежды - головные уборы. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Воспитывать взаимодействие друг с другом, поощрять творческие проявления детей. Развивать у детей усидчивость, наблюдательность, память Образец пилотки. Лист бумаги 21*29 см., звездочка Развитие речи

Чтение «Пилотка»

Познакомить детей с принадлежностями одежды - головные уборы

Базовая форма «двойной треугольник». Лягушки Учить детей сворачивать бумагу с двух сторон, убирая боковые треугольники

внутрь. Используя новую базовую форму складывать крылья и хвост для петуха.. Способствовать развитию мелкой моторики рук. поощрять творческие проявления детей. Развивать у детей усидчивость, наблюдательность, память Цветная бумага на каждого ребенка, образец. Развитие речи

Рассказывание р. н. с. «Лягушка-путешественица»

Список литературы

.

.Григорьева Г. Г. Игровые приёмы и методы в творческой деятельности. - М., 1995г

Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Бумагапластика- М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)

Корнева Г. М Поделки из бумаги. - Изд. дом «Кристалл»-2002

Мейстер А. Г. Бумажная пластика, М. «Астрель», 20013. И. М. Петрова Объемная аппликация: Учебно – методическое пособие. - СПб. : «Детство – пресс»; 2008.

. Петрова. И. М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. - СПб. : «Детство – пресс»; 20054.

.Соколова. С. В. Оригами для старших дошкольников. – Методическое пособие для воспитателей ДОУ. «Детство-пресс» Санкт-Петербург; 2005

Публикации по теме:

Мастер-класс по бумажной пластике «Чудо-дерево»Мастер-класс по бумажной пластике «Чудо-дерево» Бумажная пластика - это искусство оживлять бумагу, создавая за короткое время выразительные образы из окружающего мира. Бумага - один.

«Конспект занятия по технологии «Волшебный квадрат» (Оригами)»«Конспект занятия по технологии «Волшебный квадрат» (Оригами)» Цель: Познакомить детей с новой для них техникой складывания фигурок из бумаги по типу оригами, научиться самостоятельно складывать простейшие.

«Мир бумажной филиграни» — выставка квиллинга в Музее Печати«Мир бумажной филиграни» — выставка квиллинга в Музее Печати Мы с Татьянами, Рыжковой и Кирюшатовой, давно собирались на эту выставку. Тем более я должна была передать страничку лоскутной книги Тане.

Авторская программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебный квадрат» МБДОУ «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» Канского.

Авторская программа по грамоте «Полиглотик» ЗВУКИ И БУКВЫ. Цели: Познакомить: - с понятием звуки и буквы; - дать понятие гласный звук, согласный звук; - с обозначением звуков на письме.

Программа дополнительного образования «Оригами» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Оригами» Автор составитель Бойко И. М. Олекминск 2015 Содержание программы.

Программа «Мир прекрасен, почувствуй этот мир!» Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить.

Программа «Удивительный мир оригами» для детей старшей группы (5–6 лет) Программа «Удивительный мир оригами» для детей старшей группы (5–6 лет) Пояснительная записка «Истоки творческих способностей и дарований.

Рабочая программа по изобразительному искусству для ГКП к учебнику «Волшебный мир народного творчества» Пояснительная записка Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа: 1. Закон от 29.12.2012.

Программа по художественно-творческой деятельности для детей с ОВЗ «Волшебный мир мозаики» "Волшебный мир мозаики"ВведениеАктуальность Мозайка - один из видов изобразительной деятельности, привлекательный и доступный для детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Авторская программа «Волшебный мир бумажных превращений» по бумажной пластике и оригами
Опубликовано: 20 ноября 2017 в 16:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД