Авторская программа «Знакомим дошкольников 5–7 лет с архитектурой»

Эльвира Зухович
Авторская программа «Знакомим дошкольников 5–7 лет с архитектурой»

Программа адресована педагогам дополнительного образования, воспитателям В ней раскрыты задачи и содержание работы по ознакомлению дошкольников с одним из видов искусства – архитектурой.

Программа апробирована в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №8» г. Емвы РК в течение двух лет. Результаты работы по программе показали целесообразность и обоснованность предлагаемого в ней подхода к ознакомлению детей дошкольного возраста с архитектурой. Программа разработана с учётом принципов общей дидактики.

Методический аппарат, заложенный в программу, поможет педагогам более свободно ориентироваться в её содержании. При составлении программы учитывались те возможности, которыми будет располагать педагог, готовясь к работе с детьми. Это хрестоматии по истории, искусству, репродукции картин, иллюстрации, фотографии и т. д. В программе имеется большая подборка литературы в помощь педагогам, предусматривается приложение с перспективным планированием работы в старшей и подготовительной к школе группе.

Актуальность

создания подобной программы обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств ознакомления детей с искусством,их духовного развития, воспитания национальной культуры детей. Новизна и оригинальность программы заключается в том, что в ней представлена система и содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с архитектурой.

Цель программы

– с помощью системы занятий формировать у детей дошкольного возраста знания об архитектуре, приобщать их к своей национальной культуре, и, развивая интерес к искусству архитектуры, воспитывать гордость за художественный талант своих соотечественников.

Задачи программы:

приобщение детей к миру искусства;

развитие интеллекта, детского творчества;

развитие интереса к изучению памятников архитектуры России, РК;

ознакомление с особенностями архитектуры народного жилища коми;

воспитание эстетического восприятия детей;

воспитание любви к своей Родине.

Отличительной особенностью данной программы является то, что знакомство с архитектурой происходит в процессе разнообразных видов деятельности детей и опирается на региональные особенности республики Коми, т. к. задачи по ознакомлению с искусством не могут решаться вне содержания той национальной культуры, национальных традиций, которые веками создавались народом, чей менталитет на данной территории является приоритетным. В основе программы естественное и непринуждённое приобщение детей к миру искусства, развитию активного интереса к древнему зодчеству, архитектуре Коми края. В процессе ознакомления с архитектурой дети получают знания о том, какие дома бывают в разных странах, из чего их можно строить, знакомятся с историей жилищ, профессией архитектора, «Путешествуют» по городам «Золотого кольца», знакомятся с историей народного жилища коми, способами его украшения, учатся создавать чертежи и сооружать по ним постройки.

Программа нацеливает ребёнка на воспитание осознанного отношения к искусству, побуждает к детским открытиям, к усвоению социального опыта.

Методика работы строится таким образом, чтобы полученные знания об искусстве архитектуры, дети могли бы и хотели применять в своей художественной деятельности, чтобы у ребят формировались такие качества, как творческая активность, инициативность, самостоятельность и возникал бы интерес к истории культуре народа коми.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 5-7 лет. Это наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, поэтому программа предусматривает расширение этого потенциала.

Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению ознакомления детей с архитектурой, определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение двух лет.

Этапы реализации программы:

1-й – знакомство детей с понятием «архитектура», профессией «архитектор»; путешествие в историю жилищ («Древнее зодчество», «Из чего построен дом», коми керка, «Мой родной город»); цикл занятий «юный архитектор» (художественно-творческая деятельность).

2-й – Виды архитектуры; дома в разных странах; народное жилище коми; памятники архитектуры (Кремль, «Путешествие по «Золотому кольцу»); «юный архитектор» (художественно-творческая деятельность).

Программа предполагает различные формы работы с детьми. Занятия проводятся с сентября по май один раз в неделю, могут быть фронтальными, подгрупповыми и индивидуальными. Педагогу необходимо тщательно готовится к ним, так как ознакомление детей с архитектурой требует специальных знаний, подбора иллюстративного материала. Занятия (познавательные, художественно-творческие) могут проводиться как в первую, так и во вторую половину дня. Чёткой структуры они не имеют. Длительность -20-25 минут. Материалы для занятий включают в себя как авторские разработки, так и различные справочные материалы, а также опыт работы с детьми, накопленный отечественными педагогами-практиками на современном этапе. В программе запланировано проведение бесед с детьми, во время которых педагог формирует положительно-эмоциональное отношение к тому, о чём беседует, закрепляет полученные ранее знания, просит рассказать об увиденном, поделиться своими впечатлениями. Бесед обязательно сопровождаются показом иллюстраций, репродукций, слайдов и т. п. Решение поставленных программных задач решается также в ходе проведения дидактических игр, в экспериментальной деятельности, во время целевых прогулок. Данная программа предусматривает принцип интеграции в тематическом планировании работы с детьми по ознакомлению с архитектурой. Особое внимание уделяется комплексным занятиям, в процессе которых дети осваивают несколько видов деятельности. Все формы организации деятельности детей предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий.

Ожидаемые результаты:

1. расширение представления детей о видах архитектуры;

2. создание интереса к памятникам архитектуры, их истории;

3. умение делать обобщения об архитектурных сооружениях;

4. владение знаниями об архитектуре жилых и хозяйственных построек коми;

5. умение создавать проекты, используя шаблоны, строить по ним;

Представленные вопросы позволяют проследить развитие у детей художественного восприятия архитектурных сооружений, уровень знаний об архитектуре, проанализировать эффективность реализации программы.

• Вопросы, выявляющие уровень представлений об архитектуре, её видах:

1. Педагог демонстрирует иллюстрации с изображением цирковых артистов, танцоров, театрального представления, предметов народного творчества, репродукций картин, дома, церкви, крепости и даёт задание отобрать те изображения, которые можно отнести к архитектуре. (Дом, крепость, церковь)

2. Педагог предлагает детям рассмотреть фотографии жилых домов, общественных зданий, промышленных сооружений, мостов и предлагает разложить их по группам (4 группы).

• Вопросы, выявляющие знание памятников архитектуры:

1. назовите несколько городов, входящих в «Золотое кольцо»

2. Назовите один из памятников архитектуры «Золотого кольца» (можно предложить репродукцию картин или фотографии, опишите его.

3. Какие памятники архитектуры республики Коми вы знаете? Чем они знамениты?

• Вопросы, выявляющие знание храмовой архитектуры:

1. педагог показывает иллюстрацию храма, изображённого крупным планом и

просит показать, назвать: купол, арки, аркатурный поясок, барабан и т. д.

• Вопросы, выявляющие знание истории архитектуры жилых построек коми:

1. Как в прошлом крестьяне коми выбирали место для строительства дома?

2. Куда обращены были фасады домов? (К реке)

3. Из каких изб мог состоять дом коми? (Зимняя и летняя изба) Что располагалось между избами? (Сени)

4. Каким орнаментом коми украшали наличники дома? (Солярный орнамент, лосиные рога, конь, птица)

5. Как коми украшали постройку, предназначенную для укрепления крыши? (Охлупень в виде конской головы, птиц)

• Вопросы, позволяющие определить знание зависимости видов постройки от различных условий:

1. Игра «Построй дом». Детям предлагается карта мира с условными обозначениями: жаркая пустыня, луг, ледяная пустыня, вечнозелёный лес, лиственный лес, тропический лес, горы; картинки с изображением домов (на сваях, на воде, переносные, на деревьях, ледяные, кожаные и т. д.) Дети раскладывают изображения домов на карте, объясняют свой выбор. (Климат – материал, конструкция).

• Задания, позволяющие определить умение детей создавать проекты, делать чертежи, используя шаблоны, строить по шаблонам:

1. Детям раздают нарисованный шаблон, а ребёнок подбирает подходящие детали, называет их (куб, цилиндр, призма, конус, параллелепипед, полуцилиндр, усечённый конус.)

2. Детям предлагается готовый шаблон, по которому они должны построить

изображённое (спроектированное) здание.

3. Самостоятельно спроектировать, начертить и построить замок (дворец, дом)

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы могут быть различными: презентация, где дети выступают в качестве руководителей проектов. Например, проект «Мой город», «Я – архитектор», «Дома в разных странах» и т. п., выставки продуктов художественного творчества детей, педагогов, родителей, открытое занятие в форме КВНа, викторины, показ видеофильма о процессе работы с детьми по темам программы, занятия-путешествия, в которых дети выполняют роль экскурсоводов («Путешествие по Древней Москве», «Памятники архитектуры «Золотого кольца», «У бабушки в коми деревне» и т. д., занятия, где дети выступают в роли архитектора, строителя («Строим древний город», «Замки для королей», «Город будущего» и т. п.)

Программа обозначает лишь общее содержание и направление в работе, поэтому педагог может проявить инициативу в выборе поурочного планирования материала, в выборе, чередовании тем занятий.

Учебный план.

Старшая группа.

Раздел

"Строительное искусство"

Темы:

Что такое архитектура

Строительные профессии

Здания различного назначения

Мосты.

Из чего построен дом.

Моя улица.

Мой город.

Раздел "

История жилищ"

Подготовительная к школе группа

Раздел

"Древняя и современная архитектура"

Темы: Древнее зодчество.

Дома в разных странах.

Народное жилище коми.

Храмовая архитектура.

Мой город.

Современная архитектура.

Раздел

"Памятники архитектуры"

Темы: Памятники «Золотого кольца»

Кремль, собор Василия Блаженного

Архитектурные памятники Республики Коми.

Программу можно считать усвоенной детьми, если:

ребёнок 6-7 лет выделяет виды архитектуры, может рассказать о профессии архитектора, видит, называет особенности архитектурных сооружений и соотносит их с функциональным назначением, знает разнообразие строительных материалов, украшений (колонны, арки, портики и др., может рассказать о строительстве домов в древности, знает традиции, особенности строительства домов в республике Коми, может рассказать о памятниках архитектуры России, своей республики, умеет самостоятельно с помощью шаблонов чертить проекты зданий и строить их. Важным показателем успешности усвоения программы является наличие у детей устойчивого интереса к искусству архитектуры, и чувство того, что они являются наследниками, отвечающими за сохранность памятников архитектуры.

Содержание дополнительной образовательной программы:

старшая группа

Дать понятие «архитектура», познакомить с профессией архитектор; дать знания о жилище древнего человека (пещеры, деревья, шалаши, дома из костей мамонта). Рассказать о том, когда и как начали строить дома (избы, хоромы, терема) на Руси. Знакомить с архитектурой жилища коми (типы домов). Знакомить с характерными особенностями жилых домов, общественных зданий, промышленных сооружений, мостов; учить делать обобщения (у зданий есть фундамент, стены, окна, крыши, у мостов – устои, перекрытия, спуски., что все здания отличаются по строению, оформлению. Уточнить знания о том, для чего нужны дома. Расширять знания о строительных материалах: дерево, кирпич, лед, солома, бамбук, кожа, камень, ветви, листья. Рассказать о строительстве родного города, его достопримечательностях.

Подготовительная к школе группа

Продолжать знакомство с архитектурой, с русским деревянным зодчеством, познакомить с историей жилищ коми народа. Рассказать о домах в разных странах (дома на сваях, на воде, переносных домах, дом – минка, дом – иглу бамбуковые дома и др.). Познакомить детей с храмовой архитектурой. Рассказать об архитектуре древней Москвы, Кремля, Соборе Василия Блаженного, памятниках «Золотого кольца», родного края (Турьинская Воскресенская церковь, Онежская церковь Рождества Богородицы, дом Сухановых в Сыктывкаре) Развивать умение детей видеть красоту старинных сооружений, современной архитектуры. Учить детей делать чертежи по шаблону, закрепить знание объёмных геометрических тел, создавать проекты зданий, сооружать постройки из «конструктора».

Справочный материал для педагога.

Архитектура (от лат. греч. – строитель) – строительное искусство, зодчество. Искусство проектировать и строить.

Архитектор (греч.) – зодчий, художник, занимающийся практическим зодчеством, составлением проектов и смет предполагаемых сооружений и руководящий производством строительных работ. Название «архитектор» привилось в России со времён Петра Великого (до него были зодчие, муроли, т. е. лепные мастера, и палатные мастера, когда указом 1713 года в первый раз предписано было строить в столицах дома не иначе как по планам, составленным архитекторами, и с тех пор составление планов и смет для построек сделалось обязанностью специалистов.

Арка –выступающая часть здания, перекрытая полукуполом или полусводом.

Барабан – венчающая часть здания, имеющая цилиндрическую или многогранную форму, несущая на себе купол.

Витраж – изображение из цветного стекла, который пропускает свет.

Декор – система украшений сооружения или изделия.

Зарон – (от рус. ронять) – день, когда из отобранных деревьев срубалось три и по ним определяли, можно ли приступать к строительству.

Конёк – в русском деревянном зодчестве скульптурное завершение (в виде головы коня или птицы) бревна (охлупня, венчающего крышу.

Коньковые подвески – плоские бляшки с контурным изображением двух конских голов, направленных в разные стороны, между которыми изображалась фигура человека.

Палата – богатое жилое каменное или деревянное здание в два и более этажей со множеством помещений.

Стамики – украшение крыши в виде резных столбиков над князевым бревном дома. Стамики имели различную форму – это или круглых столбик с конусообразным навершием, столбик с шаром наверху или с двумя, тремя, четырьмя шарами, как бы насаженными друг на друга.

Терем – верхняя часть богатых хором.

Уключины – желоба, в которые упирались теснины крыш. Уключины скульптурно обрабатывались и имели разные формы, передающие образы птиц и животных (в виде конской головы или в виде «курицы»).

Фасад – внешняя сторона, внешний вид, вертикальная поверхность здания или его части.

Фронтон – завершение фасада, образованное скатами крыш и карнизом.

Хоромы – богатый дом и строения, соединённые сенями и переходами.

Литература:

1. Брофман В. Архитектурная школа имени папы Карло :книга для детей и взрослых. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС,2001.

2. Данилина Г. Н. Дошкольнику- об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» - М. :АРКТИ,2005.

3. Жеребцов П. Н. К истории народного жилища коми. – Сыктывкар,1960.

4. Жеребцов П. Н. Конаков Н. Д. Королёв К. С. Из жизни древних коми. –Сыктывкар,1985.

5. Клейман Т. В. Детям о культуре народа коми/Под ред. Харитоновой В. В. -Сыктывкар,1994.

6. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду:Программа и конспекты занятий. –М. :ТЦ Сфера,2006.

7. Куцакова Л. В. Москва златоглавая (пособие по моделированию и макетированию). М. ,1999.

8. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика –Синтез,2006.

9. Орлова Н. Золотое кольцо России. - М. : Белый город,2006.

10. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. - М. :ТЦ Сфера,2005.

11. Стеркина Р. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений РФ//Дошкольное воспитание. 1995. № 8. С. 2

12. Шевчук Л. В. Дети и народное творчество. –М. : Просвещение,1985.

13. Родники Пармы. Научно-популярный сборник/Под ред. Напалкова А. Д. - Сыктывкар6Коми книжное издательство,1989.

14. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17-20 веков/Глав. ред. М. Н. Аксёнова. - М. :Аванта+,1999.

15. Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Т. 6./Под ред. В. Славкина –М. : Компания «Ключ –С»,1994. С. 16 -18,136.

16. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Т. 10/ Сост. Г. Шалаева. -М. : Компания «Ключ –С»,1995. С. 209,268-270.

17. Я познаю мир:Дет. Энцикл. : История /Сост. Н. В. Чудакова,А. В. Громов –М. : ТКО «АСТ»,1996. С. 137,173-179.

18. Микляева Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция. - М. : Айрис-пресс,2006.

19. Письмо Минобразования России от 18.06.2003 №28-02-484/16.

Авторская программа «Знакомим дошкольников 5–7 лет с архитектурой»

Пещера древнего человека.

Создание эскизов.

Публикации по теме:

«Степ-аэробика для дошколят». Программа кружка. Авторская методическая разработка Авторская методическая разработка "Степ-аэробика для дошколят" предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Рассчитана на 2 года.

Выступление «Сердце отдаю детям» Вот уже 45 лет наш детский сад «Звездочка» радушно открывает свои двери для самых маленьких жителей нашего городка. Одним из приоритетных.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Авторская программа «Знакомим дошкольников 5–7 лет с архитектурой»
Опубликовано: 9 апреля 2013 в 22:38
+15
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...