Авторские дидактические игры по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Надежда Бедная
Авторские дидактические игры по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 50 Красноармейского района

Формирование культурно-гигиенических навыков в младшей группе.

Период раннего дошкольного возраста наиболее благоприятный для формирования культурно – гигиенических навыков. Их воспитание имеет большое значение для успешности социализации детей и их здоровья. Это не просто усвоение правил и норм поведения, а вхождение малыша в мир взрослых.

Ребёнок развивает такое качество, как сила воли. Малыш ещё ничего не

умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не

всегда хочется доводить начатое дело до конца. Чтобы сделать всё в

правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить

волевые усилия. Выполнение культурно – гигиенических навыков создаёт

условия для формирования основ эстетического вкуса. Девочка начинает

приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её

причесали, завязали бантики. Малыш не только открывает себя, но и

оценивает свой внешний вид.

Взаимосвязано с формированием культурно – гигиенических навыков и

развитие нравственных чувств. Если малыш до трёх лет испытывает

удовольствие, что сначала выполняет действия вместе с взрослым, а потом

самостоятельно, то к четырём годам он радуется не тому, что он вымыл

руки, а тому, что он аккуратный: «Я хороший, потому что всё делаю

правильно».

Культурно – гигиенические навыки лежат в основе первого доступного

ребёнку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию.

Воспитание этих навыков – это первооснова для развития физически

крепкого ребёнка. В процессе работы были применены наглядные приёмы

обучения – показ, пример, которые занимают особенно большое место в

работе с маленькими детьми. Показ действия обязательно сопровождался

проговариванием («Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»).

Это помогает детям осмыслить действие в целом. В своей работе широко

использовала приём поощрения, но старалась этим не злоупотреблять,

чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения,

потребностью ребёнка.

Одним из ведущих приёмов в воспитательной работе явился приём

повторения действий, упражнений. Например, просьба перед мытьём

«показать, как засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько

чисто и сухо вытерты руки.

Хорошей формой упражнений детей в освоении культурно –

гигиенических навыков явились дидактические игры с применением

фольклора, которые разработала самостоятельно для детей:

«Мои ручки –мои помощники», «Найди своё полотенчико».

Авторская дидактическая игра

«Мои ручки – мои помощники»

Цель: научить детей применять полученные навыки в личной гигиене.

Материал: кукла Оля

Ход. К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу,

а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла садится за стол и берёт чашку в руки.

Воспитатель указывает на её руки.

Что это? (это руки)

Они Олины помощники. Что они делают? (берут чашку в руки)

Правильно, они помогают Оле пить чай. (Далее воспитатель заостряет внимание детей, как Оля берёт расчёску в руки).

Что Олины руки делают? (расчёсывают волосы)

Как она расчёсывает волосы? (Бережно, не спеша)

Затем, Оля умывает своё личико, используя фольклор: «Водичка,водичка…»

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Что бы глазки блестели,

Что бы щёчки горели,

Что б смеялся роток,

Что б кусался зубок!

Дети подражают Олиным действиям.

В конце игры воспитатель отмечает, что Олины руки, как и наши, могут

выполнять любые задания (одеваться, застёгивать пуговицы, вешать

одежду, мыть ручки и т. д.)

Авторская дидактическая игра

«Найди своё полотенчико»

Цель: закрепить знания о местонахождении своего полотенчика в

умывальной комнате.

Материал: зайка Лоло

Ход. К нам пришёл в гости зайка.

Он почему- то печальный.

Дети интересуются (Что случилось)

Зайка рассказывает, что его братья всегда умытые и чистые, и у каждого есть

свой полотенчик.

А у него нет.

Воспитатель с детьми помогают решить проблемную ситуацию.

Почему у зайки нет полотенчика?

Зайка объясняет, что не умеет умываться и мыть руки.

Сейчас наши дети тебя научат.

Ребята, используя фольклор: «Моем носик, моем щёчки…», имитируют приём умывания и вытирания рук полотенчиком.

Моем носик, моем щёчки

Маминого птенчика,

А на маленьком крючочке

Ждёт нас полотенчико.

Зайка доволен, что у него всё получилось.

Воспитатель убеждает зайку, что теперь и у него будет свой полотенчик.

Дети вручают зайке новый полотенчик.

Зайка благодарит детей и просит показать ему свои полотенчики.

Дети сопровождают зайку в умывальную комнату, где воспитатель

косвенно анализирует знания детей о местонахождении личного предмета

гигиены.

В конце игры воспитатель с детьми проводит физкультурную минутку: «Зайкасерый умывается…»

Зайка серый умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик,

Вымыл ротик,

Вытер сухо!

Публикации по теме:

Проект: Формирование культурно-гигиенических навыков. Ранний возраст. Проект: Формирование культурно-гигиенических навыков. Ранний возраст. Составитель проекта: воспитатель Козмодемьянова Надежда Владимировна.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков для детей дошкольного возраста «В гостях у Мойдодыра» Проект по формированию культурно-гигиенических навыков для детей дошкольного возраста Разработчик и руководитель проекта воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Экология
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Авторские дидактические игры по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 22 сентября 2013 в 14:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фото отчёт о не запланированных наблюдениях «Бабочка чудесная прилетела к нам!»
Как – то в дождливый день девочки из нашей группы заметили на окне красивую бабочку, залетевшую в комнату. Это была бабочка Павлиний глаз – самая...
Проект в старшей группе «Мы сажаем огород»
Проект «Мы сажаем огород» Воспитатель: Радостева Наталья Михайловна Старшая группа. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и...
Традиции нашей школы
Школа - это государство, маленький мир, в котором наши ученики не только получают знания, но и учатся жить. Школьные традиции являются тем звеном, которое...
«Наш любимый домашний питомец!» Фотоотчет.
Я очень люблю животных. Это поистине наши братья меньшие, без которых жизнь была бы скучна и бессмысленна. Я хочу вам рассказать о нашем домашнем питомце -...
Итоги диагностики, проведенной в апреле-мае 2017 года в младшей группе
Итоги диагностики, проведенной в апреле-мае 2017 года в младшей группе «Почемучки» Составители: Ковалева О. А, Важенина О. А. Диагностика проводилась по...