Базовые образовательные технологии в образовательном процессе воспитания и обучения детей логопедической группы

Елена Закарян
Базовые образовательные технологии в образовательном процессе воспитания и обучения детей логопедической группы

Качество образования детей в дошкольном образовательном учреждении определяется, прежде всего, содержанием учебного процесса, реализуемым педагогом-воспитателем. В основу формирования содержания своих занятий воспитатель выбирает ту или иную образовательную программу, исходя из обобщенных характеристик обучаемой группы детей и их индивидуальных характеристик как объектов образовательного процесса. При этом, реализуя образовательный процесс, педагог решает в единстве задачи воспитания и обучения детей в период с трех до семи лет, формируя целостный образ ребенка, готового к обучению в школе. Работая воспитателем в логопедической группе, мной была выбрана и использовалась «Программа коррекционно-развивающейся работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (с четырех до семи лет)» Н. В. Нищева. Для решения основных задач программы подбирались и использовались такие педагогические технологии, которые наилучшим образом ей соответствовали и обеспечили охрану жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие, обучение и подготовку к школе.

При выборе педагогических технологий предпочтения были отданы технологиям системно-деятельностного и проектно-деятельностного подходов, а также индивидуального подхода. В образовательном процессе в качестве базовых педагогических технологий мной были реализованы следующие:

- личностно-ориентированная технология, направленная на построение образовательного процесса в соответствии с индивидуальными способностями и уровнем их развития, а так же особенностями каждого ребенка, что позволило на каждом возрастном этапе с одной стороны эффективно преодолевать имеющиеся элементы общего недоразвития, а с другой стороны развивать творческие способности и индивидуальность ребенка;

- технология сотрудничества, которая заключается в реализации принципа единства воспитателя и ребенка, выраженного формулой: «насколько воспитатель и ребенок, разные и отличные друг от друга, настолько же воспитатель и ребенок, одинаковые и ни чем не отличаются друг от друга». Реализуя данную формулу, воспитатель и ребенок постоянно меняются ролями: воспитатель говорит – ребенок слушает; ребенок говорит – воспитатель слушает; воспитатель делает – ребенок помогает; ребенок делает – воспитатель помогает и т. д. Это и есть смысл сотрудничества.

- технология взаимодействия с семьей, направленная на формирование целостного образовательного процесса воспитания и обучения ребенка в семье и в детском саду. Технология обеспечивает активное участие родителей ребенка в его жизни, воспитании и обучении ребенка, что, прежде всего, обеспечивает укрепление и совершенствование семьи, и формирование ее здорового образа жизни, как гарантию эффективного продолжения образования ребенка в школе.

В рамках принятых базовых образовательных технологий там, где это позволяло получить дополнительный образовательный эффект, использовались еще не ставшие традиционными эффективные формы работы с детьми и родителями: КВН, викторины, «Поле чудес», интегрированная непосредственно образовательная деятельность, использование мультимедийных презентаций. Данные формы работы реализовывались при организации совместных мероприятий (с родителями, с воспитателями других групп, нескольких групп и т. п.) в виде круглых столов, конференций, торжеств по случаю праздников, собраний, работа которых к тому же сопровождалась выпуском газет, листовок, репортажей, фото выставок. Все это способствовало совершенствованию образовательного процесса, решению задач воспитания и обучения.

Кроме того, принятые базовые технологии обеспечили возможность эффективно осуществлять групповые и подгрупповые способы обучения с использованием проблемно-поисковых ситуаций, с помощью которых осуществляется мотивация ребенка не только к познавательной, но и проектной деятельности. На таких занятиях через развитие представлений на основе эвристических методов понятия и зависимости открываются ребенком самостоятельно, и он сам начинает понимать важнейшие закономерности, что и побуждает его к проектной деятельности.

Классические игровые методы воспитания и обучения ребенка (игры-соревнования, сюжетные игры, театрализованная постановка, игровые этюды, обыгрывание сказочных сюжетов) в контексте принятых базовых образовательных технологий существенным образом модифицированы. В классическом игровом методе игра и предмет воспитания или обучения никак не связаны между собой в сознании ребенка, а педагог, организуя определенным образом игру, только надеется на то, что заложенный им в организацию игры предмет воспитания и обучения будет каким-то образом ребенком усвоен. Для ребенка здесь игра остается игрой, т. е. потребительской, а не продуктивной деятельностью, в то время как воспитатель пытается ее организовать как продуктивную. Полученная модификация игрового метода устраняет это противоречие, превращая классический игровой метод в продуктивный игровой метод, в котором ребенок, вовлекаясь в игру как потребительскую деятельность, здесь же осознанно приобщается к продуктивной деятельности. Полученный продуктивный игровой метод применяется для всех возрастных уровней, при этом переходя от одного возрастного уровня к другому, для ребенка всю большую и большую значимость приобретает продуктивная составляющая «игры», в которую его вовлекает воспитатель, так что к школе ребенок хорошо мотивирован к продуктивной образовательной деятельности.

Свою работу по использованию информационно-коммуникационных технологий я связываю с задачей максимально полного использования их возможностей и ориентирую на создание открытого интеллектуального информационного пространства образовательной деятельности логопедической группы №10 МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 76». Но эта перспектива. С учетом реальных возможностей организации в сфере информатики (группа не обеспечена объектами информатики) и моих личных возможностей (персональный компьютер с операционной системой Windows 7, пакетом приложений Office 2007 + Internet; ноутбук, я использую информационные технологии, реализованные основными приложениями пакета Office 2007 (Word, Excel, PowerPoint). С помощью этих приложений создана база данных учебно-методических документов реализуемой образовательной программы, конспектов занятий, картотек дидактических материалов, мультимедийных презентаций к занятиям. На базе технологий интернет в системе Google, используя сервисы «Документы» и «Календарь», приступила к созданию аналогичных баз данных с открытым доступом к ним для родителей и планированию образовательного процесса с оповещением по электронной почте, а в перспективе и по мобильной связи всех участников образовательного процесса о проводимых мероприятиях. Стала участником ряда международных и российских социальных сетей объединяющих воспитателей детских садов, где обмениваюсь опытом образовательной деятельности. Непосредственное применение информационных технологий на занятиях, выраженное пока в применении мультимедийных презентаций, позволяет эффективно решать образовательные задачи связанные не только с усвоение предмета. Применяя мультимедийные презентации, можно решать задачу формирования у ребенка навыков представления содержания рассказа, прочитанного воспитателем, в виде ярких графических образов, исчерпывающе задающих пространственную и временную структуру событий и действий, изложенных в озвученном рассказе. При этом ребенок учится решать сразу три задачи по рисункам пересказать рассказ, по рисункам составить рассказ и переложить рассказ целиком на рисунки. Наконец, применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения позволяет сформировать у ребенка положительное представление об объектах информатики как, прежде всего, инструментах положительной продуктивной деятельности. Ребенок самостоятельно начавший осваивать объекты информатики определит их в первую очередь как объекты удовлетворения своих игровых потребностей, что и приводит к компьютерной зависимости ребенка, а точнее к игровой зависимости. Вот почему еще важно применение информационных технологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

По направлению модернизации существующей традиционной системы дошкольного образования базовые педагогические технологии, принятые для осуществления выбранной образовательной программы, позволили эффективно решить задачу интеграции различных образовательных областей в единую целостную образовательную систему. Мною был обобщен, адаптирован и внедрен опыт работы по актуальной и важной теме «Использование разнообразных форм работы с семьей в детском саду с целью формирования единого образовательного пространства». Проведение непосредственно образовательной деятельности с использованием приведенных выше методов и информационных технологий позволило сформировать у дошкольников представление о богатстве и разнообразии мира семьи, о взаимосвязи поколений, влиянии семейной жизни на жизнь общества, привить им любовь и бережное отношение к семейным традициям и ценностям, приобрести знания и навыки бережного и благодатного семейного быта.

Предложена технология построения интегрального образовательного пространства как целостной системы, которая обеспечивает формирование у ребенка целостной картины жизни семьи и жизни общества путем сохранение, совершенствование и инновационное преумножение семейных традиций, традиций народного (семейного) воспитания, а также общественного воспитания и образования, что позволило создать в обучаемом ребенке исходное зерно образа доброделающего человека, человека истиной культуры.

Базовые педагогические технологии для своей эффективной реализации потребовали интеграции с физкультурно-оздоровительными технологиями, что особенно важно для логопедической группы. Данные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Сюда были включены развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Приемы этих технологий использовала в разных формах организации образовательного процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия воспитателя и ребенка и в период самостоятельной деятельности детей.

Все виды деятельности проводила на фоне положительных эмоциональных реакций, тесной взаимосвязи с родителями детей. Это способствовало достижению основных целей образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей обучаемых дошкольников и гармоничного развития личности.

Публикации по теме:

Анкета для начинающих педагогов Анкета для начинающих педагогов Уважаемые педагоги, для определения выбора тем занятий Школы молодого воспитателя ответьте, пожалуйста,.

Новый конкурс для педагогов и воспитателей Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе «Формула будущего - 2012 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Одежда, обувь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Базовые образовательные технологии в образовательном процессе воспитания и обучения детей логопедической группы
Опубликовано: 2 октября 2012 в 00:27
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о рисовании «Мамин портрет»
Продолжая публикации посвящённые Дню Матери предлагаю посмотреть рисунки моих воспитанников. Мамы у нас получились замечательные добрые и милые, красивые и...
Конспект занятия по аппликации «Букет маме» во второй младшей группе
Уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию занятие по аппликации во второй младшей группе " Букет маме". Приближается самый тёплый праздник - День...
Конспект НОД в первой младшей группе «Мамочка любимая»
Конспект НОД в первой младшей группе «Мамочка любимая». Задачи: -Приучать детей внимательно слушать стихи о маме. -Вызвать эмоциональный отклик на стихи....
Мастер-класс «Букет для мамы из одноразовых ложек»
День матери - праздник особый, Отмечаем его в ноябре: Зимы ожидает природа, И слякоть ещё на дворе. Но мы дорогим нашим мамам Подарим веселье сердец!...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Домашние животные и их...
Тема: «Домашние животные и их детеныши» Цели: расширять представления о животных и их детенышах; развивать мыслительные операции; развивать слуховое и...