Базовые образовательные технологии в образовательном процессе воспитания и обучения детей логопедической группы

Елена Закарян
Базовые образовательные технологии в образовательном процессе воспитания и обучения детей логопедической группы

Качество образования детей в дошкольном образовательном учреждении определяется, прежде всего, содержанием учебного процесса, реализуемым педагогом-воспитателем. В основу формирования содержания своих занятий воспитатель выбирает ту или иную образовательную программу, исходя из обобщенных характеристик обучаемой группы детей и их индивидуальных характеристик как объектов образовательного процесса. При этом, реализуя образовательный процесс, педагог решает в единстве задачи воспитания и обучения детей в период с трех до семи лет, формируя целостный образ ребенка, готового к обучению в школе. Работая воспитателем в логопедической группе, мной была выбрана и использовалась «Программа коррекционно-развивающейся работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (с четырех до семи лет)» Н. В. Нищева. Для решения основных задач программы подбирались и использовались такие педагогические технологии, которые наилучшим образом ей соответствовали и обеспечили охрану жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие, обучение и подготовку к школе.

При выборе педагогических технологий предпочтения были отданы технологиям системно-деятельностного и проектно-деятельностного подходов, а также индивидуального подхода. В образовательном процессе в качестве базовых педагогических технологий мной были реализованы следующие:

- личностно-ориентированная технология, направленная на построение образовательного процесса в соответствии с индивидуальными способностями и уровнем их развития, а так же особенностями каждого ребенка, что позволило на каждом возрастном этапе с одной стороны эффективно преодолевать имеющиеся элементы общего недоразвития, а с другой стороны развивать творческие способности и индивидуальность ребенка;

- технология сотрудничества, которая заключается в реализации принципа единства воспитателя и ребенка, выраженного формулой: «насколько воспитатель и ребенок, разные и отличные друг от друга, настолько же воспитатель и ребенок, одинаковые и ни чем не отличаются друг от друга». Реализуя данную формулу, воспитатель и ребенок постоянно меняются ролями: воспитатель говорит – ребенок слушает; ребенок говорит – воспитатель слушает; воспитатель делает – ребенок помогает; ребенок делает – воспитатель помогает и т. д. Это и есть смысл сотрудничества.

- технология взаимодействия с семьей, направленная на формирование целостного образовательного процесса воспитания и обучения ребенка в семье и в детском саду. Технология обеспечивает активное участие родителей ребенка в его жизни, воспитании и обучении ребенка, что, прежде всего, обеспечивает укрепление и совершенствование семьи, и формирование ее здорового образа жизни, как гарантию эффективного продолжения образования ребенка в школе.

В рамках принятых базовых образовательных технологий там, где это позволяло получить дополнительный образовательный эффект, использовались еще не ставшие традиционными эффективные формы работы с детьми и родителями: КВН, викторины, «Поле чудес», интегрированная непосредственно образовательная деятельность, использование мультимедийных презентаций. Данные формы работы реализовывались при организации совместных мероприятий (с родителями, с воспитателями других групп, нескольких групп и т. п.) в виде круглых столов, конференций, торжеств по случаю праздников, собраний, работа которых к тому же сопровождалась выпуском газет, листовок, репортажей, фото выставок. Все это способствовало совершенствованию образовательного процесса, решению задач воспитания и обучения.

Кроме того, принятые базовые технологии обеспечили возможность эффективно осуществлять групповые и подгрупповые способы обучения с использованием проблемно-поисковых ситуаций, с помощью которых осуществляется мотивация ребенка не только к познавательной, но и проектной деятельности. На таких занятиях через развитие представлений на основе эвристических методов понятия и зависимости открываются ребенком самостоятельно, и он сам начинает понимать важнейшие закономерности, что и побуждает его к проектной деятельности.

Классические игровые методы воспитания и обучения ребенка (игры-соревнования, сюжетные игры, театрализованная постановка, игровые этюды, обыгрывание сказочных сюжетов) в контексте принятых базовых образовательных технологий существенным образом модифицированы. В классическом игровом методе игра и предмет воспитания или обучения никак не связаны между собой в сознании ребенка, а педагог, организуя определенным образом игру, только надеется на то, что заложенный им в организацию игры предмет воспитания и обучения будет каким-то образом ребенком усвоен. Для ребенка здесь игра остается игрой, т. е. потребительской, а не продуктивной деятельностью, в то время как воспитатель пытается ее организовать как продуктивную. Полученная модификация игрового метода устраняет это противоречие, превращая классический игровой метод в продуктивный игровой метод, в котором ребенок, вовлекаясь в игру как потребительскую деятельность, здесь же осознанно приобщается к продуктивной деятельности. Полученный продуктивный игровой метод применяется для всех возрастных уровней, при этом переходя от одного возрастного уровня к другому, для ребенка всю большую и большую значимость приобретает продуктивная составляющая «игры», в которую его вовлекает воспитатель, так что к школе ребенок хорошо мотивирован к продуктивной образовательной деятельности.

Свою работу по использованию информационно-коммуникационных технологий я связываю с задачей максимально полного использования их возможностей и ориентирую на создание открытого интеллектуального информационного пространства образовательной деятельности логопедической группы №10 МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 76». Но эта перспектива. С учетом реальных возможностей организации в сфере информатики (группа не обеспечена объектами информатики) и моих личных возможностей (персональный компьютер с операционной системой Windows 7, пакетом приложений Office 2007 + Internet; ноутбук, я использую информационные технологии, реализованные основными приложениями пакета Office 2007 (Word, Excel, PowerPoint). С помощью этих приложений создана база данных учебно-методических документов реализуемой образовательной программы, конспектов занятий, картотек дидактических материалов, мультимедийных презентаций к занятиям. На базе технологий интернет в системе Google, используя сервисы «Документы» и «Календарь», приступила к созданию аналогичных баз данных с открытым доступом к ним для родителей и планированию образовательного процесса с оповещением по электронной почте, а в перспективе и по мобильной связи всех участников образовательного процесса о проводимых мероприятиях. Стала участником ряда международных и российских социальных сетей объединяющих воспитателей детских садов, где обмениваюсь опытом образовательной деятельности. Непосредственное применение информационных технологий на занятиях, выраженное пока в применении мультимедийных презентаций, позволяет эффективно решать образовательные задачи связанные не только с усвоение предмета. Применяя мультимедийные презентации, можно решать задачу формирования у ребенка навыков представления содержания рассказа, прочитанного воспитателем, в виде ярких графических образов, исчерпывающе задающих пространственную и временную структуру событий и действий, изложенных в озвученном рассказе. При этом ребенок учится решать сразу три задачи по рисункам пересказать рассказ, по рисункам составить рассказ и переложить рассказ целиком на рисунки. Наконец, применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения позволяет сформировать у ребенка положительное представление об объектах информатики как, прежде всего, инструментах положительной продуктивной деятельности. Ребенок самостоятельно начавший осваивать объекты информатики определит их в первую очередь как объекты удовлетворения своих игровых потребностей, что и приводит к компьютерной зависимости ребенка, а точнее к игровой зависимости. Вот почему еще важно применение информационных технологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

По направлению модернизации существующей традиционной системы дошкольного образования базовые педагогические технологии, принятые для осуществления выбранной образовательной программы, позволили эффективно решить задачу интеграции различных образовательных областей в единую целостную образовательную систему. Мною был обобщен, адаптирован и внедрен опыт работы по актуальной и важной теме «Использование разнообразных форм работы с семьей в детском саду с целью формирования единого образовательного пространства». Проведение непосредственно образовательной деятельности с использованием приведенных выше методов и информационных технологий позволило сформировать у дошкольников представление о богатстве и разнообразии мира семьи, о взаимосвязи поколений, влиянии семейной жизни на жизнь общества, привить им любовь и бережное отношение к семейным традициям и ценностям, приобрести знания и навыки бережного и благодатного семейного быта.

Предложена технология построения интегрального образовательного пространства как целостной системы, которая обеспечивает формирование у ребенка целостной картины жизни семьи и жизни общества путем сохранение, совершенствование и инновационное преумножение семейных традиций, традиций народного (семейного) воспитания, а также общественного воспитания и образования, что позволило создать в обучаемом ребенке исходное зерно образа доброделающего человека, человека истиной культуры.

Базовые педагогические технологии для своей эффективной реализации потребовали интеграции с физкультурно-оздоровительными технологиями, что особенно важно для логопедической группы. Данные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Сюда были включены развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Приемы этих технологий использовала в разных формах организации образовательного процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия воспитателя и ребенка и в период самостоятельной деятельности детей.

Все виды деятельности проводила на фоне положительных эмоциональных реакций, тесной взаимосвязи с родителями детей. Это способствовало достижению основных целей образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей обучаемых дошкольников и гармоничного развития личности.

Публикации по теме:

Анкета для начинающих педагогов Анкета для начинающих педагогов Уважаемые педагоги, для определения выбора тем занятий Школы молодого воспитателя ответьте, пожалуйста,.

Новый конкурс для педагогов и воспитателей Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе «Формула будущего - 2012 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Одежда, обувь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Базовые образовательные технологии в образовательном процессе воспитания и обучения детей логопедической группы
Опубликовано: 2 октября 2012 в 00:27
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...