Лучший педагог года

Конспект занятия «Берегите первоцветы — весны первые шаги»

ГАЛИНА КОНТИМИРОВА
Конспект занятия «Берегите первоцветы — весны первые шаги»

Берегите первоцветы — весны первые шаги

Воспитательные задачи: воспитывать у детей чувства любви и гуманного отношения к природе; социальную активность и экологически грамотное поведение; самостоятельность, уверенность, аккуратность при работе с изобразительными средствами.

Образовательные задачи: Расширить представления детей о раннецветущих растениях, занесенных в Красную книгу Ставропольского края. Формировать осознанное отношения к проблеме истребления редких и исчезающих видов цветов. Актуализировать и расширить представления детей о правилах поведения в природе; познакомить с Конвенцией СИТЕС «О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения»; с операцией «Первоцвет», организуемой Дружиной охраны природы. Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной технике рисования на наждачной бумаге. Совершенствовать умение формировать композицию рисунка, передавать настроение весны через изображение первоцветов, подбирать соответствующую цветовую гамму. Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на явление природы в передачи своего отношения через художественное творчество.

Публикация «Конспект занятия „Берегите первоцветы — весны первые шаги“» размещена в разделах

Развивающие задачи: Развивать самостоятельность в художественном поиске и воплощении замыслов; любознательность, внимание, воображение; чувство формы, пропорции, цвета; мелкую моторику, рук, связную речь, способность рассуждать.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: Беседы: «Красная книга Ставропольского края», «Конвенция СИТЕС «О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения»; «Операция Первоцвет», «Значение растений в природе и для человека». Рассматривание иллюстраций из альбома «Береги живое», картинок с изображением первоцветов, дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц и стихов, чтение художественной литературы о природе.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением первоцветов; несанкционированных точек торговли первоцветами; экологических катастроф; наждачная бумага, карандаши, масляная пастель, кисточки, музыкальная фонограмма «Подснежник».

Место проведения СООД: кабинет художественно-эстетического развития.

Участники ССОД: воспитанники подготовительной группы.

Содержание деятельности:

1. Введение в образовательную ситуацию. Организация детей.

Дети входят в изостудию, воспитатель встречает их и предлагает послушать стихотворение.

Воспитатель: Ребята, однажды мой внук прочитал мне стихотворение, я до сих пор помню чувства, которые испытала, слушая его. Я нашла это стихотворение в интернете, хотите послушать?

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы беленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

Наверно, жарко припекало

Сегодня солнышко с утра.

Цветку под снегом душно стало,

И он подумал, что пора,

И вылез. Но кругом всё тихо,

Соседей нет, он первый здесь.

Его увидела зайчиха.

Понюхала, хотела съесть.

Потом, наверно, пожалела:

Уж больно тонок ты, дружок!

И, вдруг, пошёл пушистый, белый

Холодный мартовский снежок.

Он падал, заносил дорожки.

Опять зима, а не весна,

И от цветка на длинной ножке,

Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея.

Головку слабую клоня,

Сказал: «Умру, но не жалею:

Ведь началась весна с меня

Воспитатель: О каком цветке это стихотворение? ( предполагаемый ответ: о подснежнике)

Воспитатель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? ( предполагаемые ответы: жалость, любовь, сочувствие, нежность)

Воспитатель: Полностью согласна с вами, ребята. Сколько нежности и восхищения смелостью этого маленького первоцвета в этом стихотворении. Великий сказочник Г. Х. Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок». Без красоты цветов беднее наша жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное. Писатели и поэты, художники и композиторы находят в них источник вдохновения,

2. Актуализация представлений детей по теме.

Воспитатель: Видели ли вы когда-нибудь подснежники? Если видели, то где? ( предполагаемые ответы: да, в лесу, в парке….)

Воспитатель: Подснежники, или первоцветы – это целая группа травянистых растений. Знакомы ли вы с этими цветами?

Воспитатель показывает картинки. Дети называют цветок, воспитатель рассказывает о нем.

Подснежник.

Роскошные белые колокольчики, которые появляются уже в конце зимы на первых проталинках, а иногда прямо на подтаявшем снегу. Найти подснежник можно на территории Ставропольского и Краснодарского края.

Гусиный лук

Новую весну спешит встретить и маленький гусиный лук. Откуда только берётся эта смелость! Жёлтые цветки под инеем… много-много… У гусиного лука стебелёк – как ниточка, лист тоненький – как лоскуток, несколько цветов – как едва – едва мерцающие слабые звёздочки… и ему хоть бы что! На ветру, на холоде, под слоем инея…

Цикламен кавказский

Распускается на лесных полянках и в перелесках с первым весенним теплом. Очень красивый и довольно редкий цветок. Цикламен переносят в ботанические сады крупных городов и заботятся о нем.

Произрастает в Краснодарском крае, Грузии, Азербайджане и некоторых других горных регионах

Морозник

Растение очень красиво. Расцветает морозник в конце зимы, снегопады и холод его не пугают. В настоящее время этот редкий цветок можно увидеть лишь в ботанических садах.

Мать – и мачеха.

Мать-и-мачеха радует первыми весенними цветками. Это настоящее растение весны. Еще лютуют морозы и только-только появились проталинки, а мать-и-мачеха уже показала свои золотистые цветы. Укутанные теплыми волосками, они превосходно чувствуют себя. Когда пригревает солнце, цветы распускаются, расправляются. Но если ожидается мороз, холодная весенняя непогода, цветки немедля прячутся в пушистый воротник, который сохраняет нежные лепестки от стужи.

Медуница

Медуница почти также отважна: она зацветает через несколько дней после мать–и–мачехи. В неодетом лесу медуница видна издалека, хотя растение невысокое, да и цветки у него некрупные. Но зато, какие яркие! И не просто яркие, а разноцветные: на одном и том же растении можно видеть красные, фиолетовые и синие цветки. То, что цветки у медуницы разноцветные – удивительно. Но, пожалуй, ещё удивительнее другое: они бывают такими не сразу, а как бы переодеваются. Когда цветок раскрывается, он красный, но пройдёт какое – то время и становится фиолетовым. Пройдёт ещё немного времени – станет синим. Выходит, по окраске цветков можно судить об их возрасте.

Пролеска.

За красоту и нежность цветков пролеску называют голубой звёздочкой. Увидеть её можно в лесу в марте и апреле, когда земля уже проснулась от зимнего сна. Когда расцветают пролески, кажется, будто на землю упали кусочки голубого неба.

О первоцветах можно говорить бесконечно, их очень много в природе.

Воспитатель: Почему эти цветы называют первоцветами? ( предполагаемые ответы: потому что они первыми заявляют о приходе весны. Еще лежит снег и нет на деревьях листьев, а они уже цветут)

3. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности.

Воспитатель: Многие первоцветы занесены в Красную книгу. Что это за книга? ( Предполагаемые ответы: Это книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды животных и растений.)

Воспитатель: Почему она красного цвета? ( Предполагаемые ответы: Красный цвет привлекает внимание. Красный цвет - это сигнал всем нам о тех растениях и животных, которые срочно нужно спасать).

Воспитатель: Существует и Чёрная книга, её ещё называют Книгой Памяти. Если Красная книга – сигнал тревоги и призыв к действию, то Чёрная – предостережение человеку и напоминание о тех неповторимых созданиях природы, которых уже не вернуть. В неё занесены виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли.

Воспитатель: Как вы думаете, по каким причинам исчезают первоцветы? ( предполагаемые ответы: от лесных пожаров, из-за действий людей: распахивают землю, строят дачи в лесных массивах; лесные пожары по вине человека; загрязнения почвы сточными водами; чрезмерный выпас скота; свалки мусора; вытаптывание; сбор цветов)

Воспитатель: Отлично, ребята! Вы перечислили все факторы, которые могут привести к уменьшению количества или исчезновению этих прекрасных вестников весны.

Воспитатель и дети вместе формулируют вывод: Причинами могут быть природные стихии и пагубные действия людей.

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации экологических катастроф.

Воспитатель: Чем же вредит неограниченный сбор первоцветов «на букеты»? ( предполагаемые ответы: растения вырывают с корнями, и они больше не вырастут никогда).

Воспитатель: Действительно, многие раннецветущие растения собирают с луковицами, а сбор с луковицей означает для растения лишь одно — полную гибель. Если цветок сорван без луковицы, все равно это отражается на нем негативно. Он будет лишен возможности размножаться семенами, да и сама луковица может зачахнуть, так как без цветка растение не может нормально расти)

4 Проектирование решения проблемной ситуации.

Воспитатель: Ребята, а ведь иногда так хочется подарить родным и близким букетик первоцветов, кому бы из вас хотелось (ответы детей). А как же мы с вами можем поступать так, чтобы и подарить букет, но и не навредить природе? Подумаем над этим вместе? ( предполагаемые ответы: если тебя заинтересовал первоцвет, то не рви его, а лучше сфотографируй. Можно сделать небольшой видеофильм о первоцветах и подарить. Сделать первоцвет из бумаги или специального пластилина – плейдо и подарить. Можно посеять семена и вырастить первоцветы у себя в саду, а затем срезать и подарить. Нарисовать первоцветы, оформить в рамочку и подарить)

5. «Открытие» - решение проблемы в деятельности.

Воспитатель: Верно ребята, все варианты хороши, ведь человек на Земле существо разумное, он умнее и сильнее всех и поэтому должен, решая проблему, все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы.

Дети садятся за столы.

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации цветущих первоцветов в лесу и степи.

Воспитатель: Представьте, что вы стали учеными-исследователями. Ваши глаза - это фотоаппараты. Пусть каждый из вас выберет на этой поляне первоцветов одно растение и нарисует. Очень важно внимательно рассмотреть это растение и увидеть главное. Обратите внимание, на столах у вас необычная бумага, проведите по ней рукой, какая она на ощупь? (шероховатая)

Воспитатель: Это наждачная бумага, самая мелкозернистая, ее еще называют – нулевка. Рисовать на ней одно удовольствие – не требуется особых усилий, карандаш или мелок на этой бумаге оставляет яркие и четкие линии, легко наносятся тени и оттенки, но только помните, в прорисовке не допускайте ошибок, так как ластик вам не поможет.

Самостоятельная работа - рисование первоцветов под музыку.

6. Подведение итогов, анализ деятельности.

Оформление выставки рисунков «Берегите первоцветы, весны первые шаги» на демонстрационной доске.

Воспитатель: Что нового вы узнали для себя, ребята? (Мы познакомились с первоцветами. Узнали, что первоцветам грозит уничтожение. Узнали, чем опасен массовый сбор первоцветов. Научились их беречь и охранять).

Воспитатель: Скажите, мы смогли решить проблему – как можно подарить букет из первоцветов, не навредив природе? Что бы вы посоветовали своим сверстникам, если бы они решили подарить своим родным букетик первоцветов?

Воспитатель: Еженедельно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид растений. Ребята, кроме нас с вами судьбой первоцветов обеспокоены многие организации. Первоцветы охраняются не только Красной книгой, но и международными договорами – такими, как Конвенция СИТЕС – «Международный договор о торговле дикой флорой и фауной». Судьбой первоцветов обеспокоена Дружина охраны природы и экологическая полиция. Какими словами вы можете обратиться к нашим гостям и всем людям с призывом беречь и охранять первые цветы весны.

Чтение стихов.

1. В лесу на поляне, ранней весной,

Пророс из под снега цветок голубой!

Не рви, полюбуйся, его пожалей –

В природе живым он цветет красивей!

2. Цветут первоцветы,

Как малые детки.

Пушистые, нежные,

Глазки – розетки.

3. Но только, пожалуйста,

Вы их не рвите!

Багульник, подснежники

Вы не губите!

4. Не трогайте!

Просто любуйтесь, друзья!

Жить без красоты

Нам на свете нельзя!

5. Как синее небо

Цветочки прекрасны!

И их сохранить

Мы хотим не напрасно!

6. Пусть ими любуются

Дети и внуки!

А наши не тронут их

Добрые руки!

7. И напоследок.

Если видишь первоцвет,

Помни ты такой совет:

Не топчи его, не рви

Просто взглядом одари.

8. Всем хотим сказать мы это:

Вы не рвите первоцветы!

Пусть они всегда цветут!

Радость и любовь несут!

9. Люди, помните: растениям некому пожаловаться, за них некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с ними заселяют эту планету.

Результат совместной деятельности: обобщили и систематизировали представления о раннецветущих растениях, занесенных в Красную Книгу; о нормах и правилах поведения в природе; решили проблему – как можно подарить букет из первоцветов, не навредив природе - нарисовали первоцветы на наждачной бумаге.

Публикации по теме:

Фотоотчет по акции: «Берегите первоцветы»Фотоотчет по акции: «Берегите первоцветы» С наступлением весны оживает и расцветает вся природа. И в наших лесах и лугах появляются первые первоцветы, некоторые из них занесены в.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Первоцветы — краски весны» Программное содержание: Ознакомить детей с многообразием первоцветов, встречающихся на территории Ростовской области. Развивать интерес.

Конспект интегрированной НОД во второй младшей группе «Берегите первоцветы!»Конспект интегрированной НОД во второй младшей группе «Берегите первоцветы!» Цель: Знакомство с понятием первоцветы. Задачи: Образовательные: 1. Расширять представления детей о признаках весны. 2. Закрепить знания.

Конспект занятия по экономике в подготовительной группе «Первые шаги в экономику»Конспект занятия по экономике в подготовительной группе «Первые шаги в экономику» «Первые шаги в экономику». Цель: дать элементарные сведения об экономике. Задачи: • Познакомить детей с «банком», как с учреждением, где.

Консультация «Первые шаги к грамоте» Консультация на тему: «Первые шаги к грамоте" Можно ли учить ребёнка читать до его поступления в школу? Этот вопрос интересует многих родителей.

Первые шаги к народным традициям Детство-это период чистоты и радости. А. А. Остапенко Детство в дошкольном возрасте является важнейшим периодом в нравственном становлении.

Проект «Первые вестники весны — первоцветы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 53» Асбестовского городского округа.

Проект «Первые шаги в геометрию» Актуальность проекта: Математика предоставляет уникальные возможности для развития детей: она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость.

Стен-газета «Берегите первоцветы»Стен-газета «Берегите первоцветы» В марте у нас в детском саду прошла акция "Берегите первоцветы". И мы решили сделать стенгазету о том, чтобы беречь первые цветы. Чтобы.

Фотоотчет «Экологическая акция «Берегите первоцветы!»Фотоотчет «Экологическая акция «Берегите первоцветы!» Стартовала экологическая акция «Берегите Первоцветы». В нашем детском саду она проводилась впервые, поэтому акция вызвала большой интерес,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Берегите первоцветы — весны первые шаги»
Опубликовано: 16 мая 2017 в 14:00
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД