«Бесценная и всем необходимая вода». Открытое занятие в старшей группе

Ольга Супруненко
«Бесценная и всем необходимая вода». Открытое занятие в старшей группе

Задачи:

• Обобщать и систематизировать знания детей по данной теме;

• Показать огромное значение воды для всех живых существ средствами экспериментальной деятельности, произведений художественной литературы;

• Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного;

• Расширять и обогащать словарь детей по теме «Вода»;

• Воспитывать бережное, экономное отношение к воде.

Материал: глобус, карта, волшебные веревочки, листы бумаги, цветные карандаши, широкие длинные голубые полоски, узкие голубые полоски.

Предварительная работа: знакомство с глобусом, рассматривание карты, иллюстраций в книгах о воде, опыты.

Ход НОД:

Воспитатель предлагает детям игру «Оживи дерево»

(Дети образуют круг. Самый высокий ребенок встает в центре – ствол дерева, четыре ребенка, подняв руки вверх с листочками, встают вокруг ствола, а часть – размещается у подножия дерева, изображая корни.)

Воспитатель, словно волшебник, «оживляет дерево» – корни начинают пить воду, вода от корней постепенно поднимается по стволу дерева к веткам и листьям, (дети поднимают руки выше и шевелят листочками). С наступлением осени вода в почве становится холодной, затем замерзает и превращается в лед. Корни перестают пить воду. Листочки, растущие на дереве, просят воды:

- Хотим пить, хотим пить…

Дерево задумалось:

- Что же делать?

Сбросить листья, устроить листопад. (Падают листья, дети опускают руки).

Дерево уснуло, но наступит весна, ярче будет светить солнце, почва станет теплой, лед превратится в воду и дерево опять оживет – комментирует воспитатель.

-Ребята, с помощью чего ожило дерево? (С помощью воды).

Ребенок загадывает загадку:

«Я нужна на небе и на земле.

Никто и ни что не может обходиться без меня. Я необходима всем- всем- всем.

Одним – чтобы пить,

Другим – чтобы жажду утолить.

Третьим – что-нибудь помыть,

А хозяйкам – чтобы кушанье варить»

Кто же я?» (вода)

Воспитатель и дети, сидя на ковре, рассматривают глобус.

- Что на глобусе изображено голубым цветом? (океаны, моря, реки).

Вода занимает большую часть земного шара.

-Дети, а что же такое вода? (жидкость).

_ Где встречается вода? (В океане, море, озере, реке, ручейке, кране. Наш организм состоит на 80% из воды).

-Кому и зачем нужна вода?

-Кто без воды не может жить?

-Нужна ли вода человеку?

- Что люди делают с водой?

(Рассуждая, дети приходят к выводу, что растения надо поливать водой – иначе они засохнут. Животные пьют воду, рыбы живут в ней. Людям нужна вода постоянно, чтобы пить, мыть, готовить пищу, чтобы закаляться и отдыхать возле воды).

- Ребята, вы сказали, что вода встречается в ручейке, реке, озере, океане, море, кране.

- А откуда берется вода в кране?

Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет, не кончается (вода поступает в кран из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы).

- Как нужно относиться к воде? (бережно, не оставлять без надобности открытые краны).

- Ребята, вы сказали, что вода поступает в краны из реки.

- А как рождается река? (на земле много разных рек).

- Какие бывают реки? (большие и маленькие)

- Как называется река, на которой стоит наш город? (Енисей).

- Как образовался наш Енисей? (из множества рек, у Енисея есть несколько притоков – Ангара, Нижняя тунгуска). Берет начало Енисей с Саянских гор и несет свои воды на север в Карское море).

-Ребята, давайте посмотрим, как образовался наш Енисей. (На ковре лежат широкие и длинные голубые полоски – это Енисей).

Дети помогают выкладывать Енисей, прикладывая широкие и длинные полоски одну к другой. Узкие полоски – сбоку к Енисею, чтобы показать, как реки впадают в него.

Детям предлагается игра «Ходят капельки по кругу».

(Воспитатель – мама Тучка, а дети – капельки, и им пора отравляться в путь. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети взявшись за руки, составляют ручеек)

Встретились ручейки и стали большой рекой, (дети соединяются в одну цепочку).

Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла река и попала в океан, (дети встают в круг и двигаются по нему).

Мама Тучка позвала их домой. Пригрело солнышко, стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие дети поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

Дети садятся за столы, на которых лежат листы бумаги, волшебные веревочки, цветные карандаши.

Воспитатель просит на листе бумаги с помощью волшебной веревочки выложить маму Тучку, дорисовать капельки и сделать вывод, что ни одно живое существо не может обходиться без воды.

- А можно ли воду назвать Царицей? (царица вода).

Она Царица и на земле, и на небе. Царица всей природы.

- Где ее можно встретить на Земле? (реки, пруды, родники).

И даже под землей она течет, люди строят колодцы и с глубины поднимают ведрами воду.

Дети читают стихи:

Опустись ведро низенько,

Поднимись ведро, полнехонько!

Зачерпни воды студеной

Для рассады, для зеленой.

Нам нужна вода для грядки,

Для коровы и лошадки,

Пей, Савраска, пей, Буренушка,

Пейте, милые, до донышка!

В некоторых местах вода пробивается сквозь землю – это родник – самая чистая и вкусная вода. Люди берегут родники.

- Ребята, а у Царицы Воды есть детки, они все из воды и вы их знаете.

Воспитатель загадывает загадки, а дети прикрепляют отгадки – картинки, которые лежат на столе к доске.

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно.

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг! (дождь).

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой

Как поймаешь на ладонь (снег).

С неба звезды падают,

Лягут на поля

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много – много звездочек

Тонких, как стекло:

Звездочки холодные

А земле тепло! (снежинки)

Без досок, без топоров

Через речку Мост готов.

Мост как синее стекло!

Скользко, весело, светло! (лед).

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

На солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет. (сосулька).

На дворе переполох –

С неба сыплется горох. (град).

- Что такое град? (это маленькие, кругленькие льдинки, которые сыплются, как снег и дождь из тучи. Град больно бьет и может уничтожить на грядке молодые всходы).

- Это часто бывает осенью, он застилает всю землю. Выйдешь на улицу, а ничего не видно – все исчезло. Еще он бывает летом: холодными вечерами и по утрам. Его можно встретить и в долине реки – это туман.

Пушистая вата – плывет куда-то,

Вот вата ниже – и дождик ближе (облака).

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан (иней).

Хочу пояснить, облака – это густой – густой туман. Красивый иней получается, когда туман оседает на ветках деревьев во время сильного мороза. Туман можно увидеть и дома, когда кипит чайник.

- Что это такое?

Конечно, это пар, из чайника – тоже туман, только он быстро исчезает.

Летом бежит, зимою спит,

Весна настала – опять побежала (река)

Все обходят это место:

Здесь земля – как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (болото).

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая. (озеро).

Вывод: вода бывает разная: это дождь, ливень, роса, туман, снег, лед, лужи, сосульки, град иней, пар.

Опыты, которые воспитатель проводил с детьми, показали, что вода прозрачная, у нее нет вкуса, нет запаха, она жидкая, может течь, бывает теплой, холодной, не имеет своей формы.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без нее нам не прожить!

Н. Рыжова

Хочется закончить наше занятие словами Михаила Пришвина:

«Всем живым, от букашки до человека, самая близкая стихия – это любовь, а всем растениям – вода, и они ее жаждут, и она к ним приходит и с неба и с земли и получается так же как у нас – любовь земная и небесная.»

Публикации по теме:

Методическая разработка. Проект «Волшебница вода» Проект «Волшебница вода». Рвачева Любовь Александровна. Вид проекта: информационно-исследовательский. По характеру: ребенок и природа.

Экологический проект «Чистая вода»Экологический проект «Чистая вода» ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЧИСТАЯ ВОДА» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Повысить эффективность реализации задач экологического образования на основе вовлечения.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Бесценная и всем необходимая вода». Открытое занятие в старшей группе
Опубликовано: 17 марта 2014 в 09:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по конструированию из бумаги во второй младшей группе.
Конспект НОД по конструированию из бумаги во второй младшей группе : «День рождения Колобка». Цель: ознакомление со свойствами бумаги. Задачи: формировать...
Семинар — тренинг для родителей. Тема: «Детские истерики и капризы. Причины и реакция...
Психологическое консультирование Детские истерики и капризы. Причины и реакция на них. ( семинар – тренинг) Цель: формирование положительного поведения...
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и...
Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах...
Сценарий развлечения «Праздник смеха и веселья» 2 младшая группа.
Цель: Создание атмосферы праздника. Задачи: Образовательные: Формировать у детей умения участвовать в конкурсах, играх и забавах. Развивающие: Развивать...
Конспект индивидуального занятия по развитию речи «Заюшкина избушка» для детей с ЗПР
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 227» КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Заюшкина избушка» ( для детей 3-4 лет с ЗПР)...