«Бесценная и всем необходимая вода». Открытое занятие в старшей группе

Ольга Супруненко
«Бесценная и всем необходимая вода». Открытое занятие в старшей группе

Задачи:

• Обобщать и систематизировать знания детей по данной теме;

• Показать огромное значение воды для всех живых существ средствами экспериментальной деятельности, произведений художественной литературы;

• Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного;

• Расширять и обогащать словарь детей по теме «Вода»;

• Воспитывать бережное, экономное отношение к воде.

Материал: глобус, карта, волшебные веревочки, листы бумаги, цветные карандаши, широкие длинные голубые полоски, узкие голубые полоски.

Предварительная работа: знакомство с глобусом, рассматривание карты, иллюстраций в книгах о воде, опыты.

Ход НОД:

Воспитатель предлагает детям игру «Оживи дерево»

(Дети образуют круг. Самый высокий ребенок встает в центре – ствол дерева, четыре ребенка, подняв руки вверх с листочками, встают вокруг ствола, а часть – размещается у подножия дерева, изображая корни.)

Воспитатель, словно волшебник, «оживляет дерево» – корни начинают пить воду, вода от корней постепенно поднимается по стволу дерева к веткам и листьям, (дети поднимают руки выше и шевелят листочками). С наступлением осени вода в почве становится холодной, затем замерзает и превращается в лед. Корни перестают пить воду. Листочки, растущие на дереве, просят воды:

- Хотим пить, хотим пить…

Дерево задумалось:

- Что же делать?

Сбросить листья, устроить листопад. (Падают листья, дети опускают руки).

Дерево уснуло, но наступит весна, ярче будет светить солнце, почва станет теплой, лед превратится в воду и дерево опять оживет – комментирует воспитатель.

-Ребята, с помощью чего ожило дерево? (С помощью воды).

Ребенок загадывает загадку:

«Я нужна на небе и на земле.

Никто и ни что не может обходиться без меня. Я необходима всем- всем- всем.

Одним – чтобы пить,

Другим – чтобы жажду утолить.

Третьим – что-нибудь помыть,

А хозяйкам – чтобы кушанье варить»

Кто же я?» (вода)

Воспитатель и дети, сидя на ковре, рассматривают глобус.

- Что на глобусе изображено голубым цветом? (океаны, моря, реки).

Вода занимает большую часть земного шара.

-Дети, а что же такое вода? (жидкость).

_ Где встречается вода? (В океане, море, озере, реке, ручейке, кране. Наш организм состоит на 80% из воды).

-Кому и зачем нужна вода?

-Кто без воды не может жить?

-Нужна ли вода человеку?

- Что люди делают с водой?

(Рассуждая, дети приходят к выводу, что растения надо поливать водой – иначе они засохнут. Животные пьют воду, рыбы живут в ней. Людям нужна вода постоянно, чтобы пить, мыть, готовить пищу, чтобы закаляться и отдыхать возле воды).

- Ребята, вы сказали, что вода встречается в ручейке, реке, озере, океане, море, кране.

- А откуда берется вода в кране?

Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет, не кончается (вода поступает в кран из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы).

- Как нужно относиться к воде? (бережно, не оставлять без надобности открытые краны).

- Ребята, вы сказали, что вода поступает в краны из реки.

- А как рождается река? (на земле много разных рек).

- Какие бывают реки? (большие и маленькие)

- Как называется река, на которой стоит наш город? (Енисей).

- Как образовался наш Енисей? (из множества рек, у Енисея есть несколько притоков – Ангара, Нижняя тунгуска). Берет начало Енисей с Саянских гор и несет свои воды на север в Карское море).

-Ребята, давайте посмотрим, как образовался наш Енисей. (На ковре лежат широкие и длинные голубые полоски – это Енисей).

Дети помогают выкладывать Енисей, прикладывая широкие и длинные полоски одну к другой. Узкие полоски – сбоку к Енисею, чтобы показать, как реки впадают в него.

Детям предлагается игра «Ходят капельки по кругу».

(Воспитатель – мама Тучка, а дети – капельки, и им пора отравляться в путь. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети взявшись за руки, составляют ручеек)

Встретились ручейки и стали большой рекой, (дети соединяются в одну цепочку).

Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла река и попала в океан, (дети встают в круг и двигаются по нему).

Мама Тучка позвала их домой. Пригрело солнышко, стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие дети поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

Дети садятся за столы, на которых лежат листы бумаги, волшебные веревочки, цветные карандаши.

Воспитатель просит на листе бумаги с помощью волшебной веревочки выложить маму Тучку, дорисовать капельки и сделать вывод, что ни одно живое существо не может обходиться без воды.

- А можно ли воду назвать Царицей? (царица вода).

Она Царица и на земле, и на небе. Царица всей природы.

- Где ее можно встретить на Земле? (реки, пруды, родники).

И даже под землей она течет, люди строят колодцы и с глубины поднимают ведрами воду.

Дети читают стихи:

Опустись ведро низенько,

Поднимись ведро, полнехонько!

Зачерпни воды студеной

Для рассады, для зеленой.

Нам нужна вода для грядки,

Для коровы и лошадки,

Пей, Савраска, пей, Буренушка,

Пейте, милые, до донышка!

В некоторых местах вода пробивается сквозь землю – это родник – самая чистая и вкусная вода. Люди берегут родники.

- Ребята, а у Царицы Воды есть детки, они все из воды и вы их знаете.

Воспитатель загадывает загадки, а дети прикрепляют отгадки – картинки, которые лежат на столе к доске.

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно.

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг! (дождь).

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой

Как поймаешь на ладонь (снег).

С неба звезды падают,

Лягут на поля

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много – много звездочек

Тонких, как стекло:

Звездочки холодные

А земле тепло! (снежинки)

Без досок, без топоров

Через речку Мост готов.

Мост как синее стекло!

Скользко, весело, светло! (лед).

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

На солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет. (сосулька).

На дворе переполох –

С неба сыплется горох. (град).

- Что такое град? (это маленькие, кругленькие льдинки, которые сыплются, как снег и дождь из тучи. Град больно бьет и может уничтожить на грядке молодые всходы).

- Это часто бывает осенью, он застилает всю землю. Выйдешь на улицу, а ничего не видно – все исчезло. Еще он бывает летом: холодными вечерами и по утрам. Его можно встретить и в долине реки – это туман.

Пушистая вата – плывет куда-то,

Вот вата ниже – и дождик ближе (облака).

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан (иней).

Хочу пояснить, облака – это густой – густой туман. Красивый иней получается, когда туман оседает на ветках деревьев во время сильного мороза. Туман можно увидеть и дома, когда кипит чайник.

- Что это такое?

Конечно, это пар, из чайника – тоже туман, только он быстро исчезает.

Летом бежит, зимою спит,

Весна настала – опять побежала (река)

Все обходят это место:

Здесь земля – как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (болото).

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая. (озеро).

Вывод: вода бывает разная: это дождь, ливень, роса, туман, снег, лед, лужи, сосульки, град иней, пар.

Опыты, которые воспитатель проводил с детьми, показали, что вода прозрачная, у нее нет вкуса, нет запаха, она жидкая, может течь, бывает теплой, холодной, не имеет своей формы.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без нее нам не прожить!

Н. Рыжова

Хочется закончить наше занятие словами Михаила Пришвина:

«Всем живым, от букашки до человека, самая близкая стихия – это любовь, а всем растениям – вода, и они ее жаждут, и она к ним приходит и с неба и с земли и получается так же как у нас – любовь земная и небесная.»

Публикации по теме:

Методическая разработка. Проект «Волшебница вода» Проект «Волшебница вода». Рвачева Любовь Александровна. Вид проекта: информационно-исследовательский. По характеру: ребенок и природа.

Экологический проект «Чистая вода»Экологический проект «Чистая вода» ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЧИСТАЯ ВОДА» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Повысить эффективность реализации задач экологического образования на основе вовлечения.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Бесценная и всем необходимая вода». Открытое занятие в старшей группе
Опубликовано: 17 марта 2014 в 09:45
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Весёлый...
Задачи: - учить детей создавать красивый образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации; - способствовать...
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...