Беседа и рассматривание иллюстраций с детьми старшей группы на тему «Ядовитые растения августа»

Галина Алферова
Беседа и рассматривание иллюстраций с детьми старшей группы на тему «Ядовитые растения августа»

Воспитатель старшей группы

МДОУ «ЦРР – д/с № 2»

г. Валуйки, Белгородской обл.

Алферова Г. В.

Цель: знакомство с опасными дикорастущими растениями, цветущими в августе.

Задачи: учить детей с осторожностью относиться к незнакомым растениям в природе; понимать, что среди них могут быть ядовитые, опасные для человека; помочь запомнить некоторые из них.

Развивать любознательность, наблюдательность.

Воспитывать уважение к природе.

Словарная работа: ядовитые дикорастущие растения, борщевик, паслен сладко-горький, цикута, клещевина, аконит.

Интеграционные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Предметно-развивающая среда: плакат «Ядовитые растения», иллюстрации, изображения ядовитых растений на листах для раскрашивания.

Предварительная работа: экскурсии в «Зеленую аптеку» (уголок экологической тропы на участке д/сада) весной и летом, знакомство с ландышем, пижмой, рассматривание иллюстраций опасных растений.

Ход беседы.

- Как хорошо на зеленом лугу, в тенистом лесу! Среди буйных свежих трав пестреют яркие душистые цветы. Над ними порхают нарядные мотыльки и бабочки, жужжат пчелы и суетятся шмели.

Я иду по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго

И я слышу цветов голоса.

Они шепчут: «Не рви нас, не надо!

Наши гибкие стебли не мни.

Мы для глаз и для сердца отрада,

Украшенье родимой земли».

- Дети, вы бывали с родителями в поле, на лугу, в лесу? Что видели там интересного?

(Выслушав рассказы детей, подвожу итог, как хороши прогулки в природу).

- Все о чем вы рассказали, это замечательно, но вы знаете, что прогулки в природу могут таить в себе и опасность. Вот послушайте мою историю.

Недавно я гуляла по лесу. Иду, наслаждаюсь тенистой прохладой, ароматом цветов, пением птиц. Вдруг, показалось мне, будто плачет кто-то. Гляжу, сидит на пеньке мальчик лет десяти. Оказалось, что зовут его Вовой. Вот что с ним приключилось.

Увидел он высокий куст с зонтиками на макушках, срезал стебель, а внутри он полый оказался. И решил Вова из него дудочку сделать. Благо он успел только прикоснуться к ней губами, как заметил на руках волдыри, похожие на ожоги, и губы мигом запекло. Стал тереть их – и еще хуже. Губы опухли. На счастье я проходила мимо, и у меня с собой была вода и бинт. Промыли, сделали Вове холодную примочку. Полегче ему стало. А потом домой проводили.

Невеселой оказалась Вовина прогулка. А кто виноват? Сам! По незнанию все приключилось. Разве можно стебель борщевика в рот брать? Его и в руки брать опасно! Он оставляет ожоги на теле. Это очень ядовитое растение.

И таких растений много. Ядовитыми называют растения, содержащие химические вещества, которые, попав в организм человека и даже животного, вызывают отравление, которое может привести к тяжелому заболеванию и даже к смерти. Но для самого растения эти вещества имеют большое значение, они его защищают. Некоторые вещества, пройдя определенную обработку, даже входят в состав лекарств.

Нередко ядовитые растения очень красивые и яркие. Но вы же знаете, что яркий цвет, например красный, является сигналом опасности. Где мы с этим сталкивались? (показания светофора, дорожные знаки, окраска шляпки мухомора и т. д.).

С некоторыми ядовитыми растениями мы уже знакомились весной. Кто помнит их названия? Верно, это чудесный ландыш и нарядная пижма.

(Рассказ о каждом растении подкрепляю показом иллюстрации с его изображением).

Беседа и рассматривание иллюстраций с детьми старшей группы на тему «Ядовитые растения августа»

В конце лета и в начале осени можно встретить кроме борщевика обыкновенного, с которым столкнулся мальчик Вова, такое растение, как цикута. Они даже чем-то похожи, из одного семейства зонтичных. Эти растения легко спутать с соцветиями петрушки, укропа, моркови.

Цикута очень ядовита, она может вызвать головную боль, тошноту, рвоту.

А вот клещевина. В медицинской промышленности ее сок используют для изготовления касторового масла, но в природе она очень коварна. Ее ядовитые вещества всасываются в кровь человека и долго там сохраняются, вызывая большие отравления. При первых их признаках нужно немедленно вызвать «скорую помощь».

А это аконит – очень красивое растение с интересными лиловыми цветами, похожими на башмачки. На самом деле оно очень ядовито, и его ни в коем случае нельзя срывать для букета.

Паслен сладко-горький растет в лесу, на сырых лугах. У него ярко-красные вытянутые плоды, которые можно спутать с барбарисом. Незрелые они горькие, созревшие – сладкие. Ядовито все растение, а ягоды в особенности.

Ярко-красные и ягоды волчьего лыка. Даже несколько съеденных ягод этого опасного растения могут оказаться смертельными для человека.

- Напугала вас?

Но не стоит бояться гулять по лугу, в лесу. Нужно только запомнить некоторые правила поведения:

1. Увидев красивое незнакомое растение, не спешите срывать его, расспросите о нем взрослого.

2. Ни в коем случае не пробуйте незнакомые ягоды!

3. Нельзя жевать первую попавшуюся травинку!

4. Придя с прогулки, обязательно вымойте руки с мылом!

- Вы запомнили ядовитые растения? Сейчас мы проверим и поиграем в игру «Собери букет». Из предложенных картинок вы должны выбрать ядовитое растение и назвать его, а из остальных составить букет.

(* пастушья сумка, ромашка, клещевина, календула;

* мышиный горошек, аконит, спорыш, мак;

* зверобой, цикута, одуванчик, клевер;

* крапива, паслен сладко-горький, подорожник, колокольчик.)

- Теперь я уверена, что вы запомнили ядовитые растения и с вами не случится беда.

- По возвращении с прогулки, я прочитаю вам сказку В. Гауфа «Маленький Мук» и вы узнаете, что даже со сказочными героями может приключиться несчастье, если они съедят незнакомые ягоды.

А еще, чтобы вы хорошенько запомнили, как выглядят ядовитые растения, о которых я вам сегодня рассказала, можете их раскрасить.

Используемая литература:

1. «ОБЖ. Подготовительная группа» Л. Б. Поддубная

2. «Цветы. Какие они?» Т. Шорыгина

Публикации по теме:

Конспект занятия по образовательной области «Безопасность», раздел «Ребенок и природа» «Съедобные и ядовитые растения» Цель: Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить их правильно называть.

План работы с детьми по предупреждению детского травматизма СЕНТЯБРЬ Чтение: «День рождения Васи» Т. А. Шорыгина Цель: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Беседа и рассматривание иллюстраций с детьми старшей группы на тему «Ядовитые растения августа»
Опубликовано: 16 августа 2013 в 15:14
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Стенгазета к 8 марта «Наши модницы!»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вот и дождались мы с вами "Весну-красну" , а вместе с ней и самый любимый и замечательный праздник - Международный...
Фотоотчет «Наблюдения за гиацинтом»
Цель: формирование умения наблюдать за объектами живой природы Задачи: Образовательные: - расширять представления о цветущих растениях; о способах их...
Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Будь здоров!»
Спортивное развлечение «Будь здоров! » Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста ОВД ( основных видов движения. Задачи: образовательная:...
Голосую за дружбу на сайте МAAM!
Добрый вечер, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие ко мне на страничку! Как говорят: друзья познаются в радости. Вот и я спешу поделиться с...
Конспект занятия «Путешествие в сказку»
Тема: «Путешествие в сказку» Группа «Почемучка» 02. 04. 15 Цель: Выявить знания детей: · о геометрических фигурах; · о временах года и их основных признаках...