«Защитника сила — былинная стать». Беседа о богатырях, воспетых в русских былинах

ирина Алексеенко
«Защитника сила — былинная стать». Беседа о богатырях, воспетых в русских былинах

беседа о богатырях, воспетых в русских былинах

Тема «Защитника сила - былинная стать".

Цель

- дать детям знания о былинах, как жанре русского устного народного творчества;

Задачи

- сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче дошла до наших дней; русские богатыри защищали родную землю от врагов);

- учить детей составлять описательные рассказы по картине;

-развивать связную речь, воображение;

- воспитывать интерес к живописи, истории России.

Материал Репродукция картины Васнецова «Три богатыря», книжные иллюстрации, изображающие былинных богатырей, тексты былин.

Предварительная работа чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змей», и др. Рассматривание картин Васнецова «Три богатыря». Заучивание пословиц, поговорок.

Ход занятия

Воспитатель Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с замечательными русскими былинами, в которых с древних времён воспевались лучшие качества защитника Отечества. Как вы думаете, какие же это качества

Дети Сила, смелость, ловкость.

Воспитатель Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, пословицы. Какие пословицы вы знаете Ответы детей.

Воспитатель Землю, на которой издревле жили отцы и деды, именуют Отечеством, Отчизной, Отчим краем. Отчизна там, где говорят на родном языке, сообща трудятся, а при опасности все вместе, не жалея жизни, защищают родину - край отцов. Но, живя на русской земле, считая ее своей по праву, часто ли мы вспоминаем тех, кто жил на ней раньше нас, и для кого она была тоже родной Ведь они пахали деревянной сохойте поля, по которым сейчас ездят тракторы, комбайны; плавали по тем рекам, по которым сейчас плавают современные яхты и корабли. Днепр, Волга, Москва-река,- все это древние названия. Но за каждым из них своя история, свой подвиг. История нашей страны никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства с древности манили захватчиков. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской. Сказания о подвигах, которые они совершали, живы в памяти народной, о них складывали былины. Послушайте стихотворение

Широка ты Русь по лицу земли!

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил

Старины святой, громких подвигов

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение

Дети гордость, храбрость.

Воспитатель Правильно, гордость. Вот и былины слагались, чтобы отразить и сохранить для потомков, для нас с вами, гордость за мужество и храбрость защитников Отечества, - русских богатырей.

Былина - это песнь-сказание. Создателями былин является народ, поэтому былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы, например, сказки Пушкина. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов. Кто является героями былин

Дети Богатыри.

Воспитатель Правильно. Послушайте, как говорится о богатырях в былинах. Читает детям фрагменты былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змей». Поясняет, что все эти произведения - былины. Обращает внимание на поэтичность былин, на использование в них специфических речевых оборотов добры молодцы, ворог лютый и т. п. Поясняет детям их значение.

Дети задают вопросы, уточняют полученную информацию.

Воспитатель А каких былинных героев вы уже знаете

Дети Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Физминутка

Воспитатель Молодцы! Сегодня я хочу познакомить вас с картиной Виктора Васнецова «Богатыри».

Демонстрирует иллюстрацию «Три богатыря» Васнецова.

Дети рассматривают картину, задают вопросы.

Воспитатель рассказывает о картине «Богатыри» - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова. Это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому,- картина, призванная выразить дух русского народа. Герои-богатыри наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера.

В центре - Илья Муромец. Он прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. В одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье. Сильный телом, он, не смотря на грозный вид, - исполнен великодушия и добродушия.

Богатырь справа, самый младший, - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами, - представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают знания, культурность Добрыни, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие мудрости.

Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасный пейзаж, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру гривам, вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, вносит дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

Кто из богатырей вам понравился больше всего Ответы детей. Какие впечатления у вас вызвала картина «Три богатыря» (Ответы детей) Пальчиковая гимнастика «Бойцы»

(Сжать пальцы в кулак и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших).

Пальцы эти - все бойцы,

Удалые молодцы.

Два - больших и крепких малых.

(Показать раскрытые ладони).

И солдат в боях удалых

Два – гвардейца – храбреца,

(Сжать пальцы в кулак и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших).

Два – сметливых молодца,

Два – героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца – коротышки

Очень славные мальчишки!

Воспитатель А теперь давайте рассмотрим книжные иллюстрации к былинам (выставляет на доске книги, вызывает нескольких детей для описания иллюстраций). Что изображено на этой иллюстрации Покажите кто из трех богатырей Илья Муромец

Дети дополняют рассказ-описание выступивших ребят.

Воспитатель Молодцы! А теперь давайте вернемся в наше время. Как вы считаете, есть богатыри в наше время (Ответы детей).

Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь (Ответы детей). Где их можно встретить

Дети Это пожарники, пограничники моряки, полицейские и т. д

Воспитатель Всё верно! Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка - Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины. Молодцы! Вы сегодня отлично отвечали на вопросы, вели беседу. Давайте же будем такими сильными, смелыми, храбрыми, не обижать слабых, а помогать им, уважать старших и вы обязательно вырастите настоящими богатырями.

Публикации по теме:

Конспект театрализованного представления «Русские богатыри» в старшей группе Театрализованное представление «Богатыри Русские» Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского.

НОД в подготовительной группе (с применением социоигровой технологии В. М. Букатова) Тема: «На героя и слава бежит». Федулина Валентина Александровна, воспитатель Первая категория,13 разряд МКДОУ «Сибирячок» Непосредственная образовательная деятельность.

Библиотека изображений:
  • 23 февраля
  • 23 февраля
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Защитника сила — былинная стать». Беседа о богатырях, воспетых в русских былинах
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 21:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий театрализованной деятельности «Сказка о белой козочке»
Театрализованная деятельность в средней группе СКАЗКА « О БЕЛОЙ КОЗОЧКЕ» СКАЗОЧНИЦА - Никто не может сказать точно, где и когда произошла эта история....
Сценарий театрализованной постановки «Сказка «Пых» на новый лад»
Сказка «Пых» на новый лад Автор: С. А. Базанова, воспитатель МАДОУ «Компас» г. Перми ( Герои: бабка, дедка, внучка, петрушка, морковка, репка, картошка,...
Краткосрочная образовательная практика «Чудеса цвета»
Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения их детьми...
Проект для воспитанников старшего дошкольного возраста «Профессия пожарный»
Проект «Профессия пожарный». Автор Олеся Петровна Пиянзина воспитателем 1 квалификационной категории, филиала МБДОУ – детского сада «Детство» детского сада...
Картотека народных подвижных игр
Картотека народных подвижных игр. Цели: - развитие у детей определённых умений и навыков, сообразительность, быстроту реакции; - воспитание воли,...