«Игрушки не простые — глиняные, расписные». Конспект занятия по ИЗО деятельности с применением мультимедийных средств

Наталья Филимонова
«Игрушки не простые — глиняные, расписные». Конспект занятия по ИЗО деятельности с применением мультимедийных средств

План-конспект

Предмет: беседа о дымковских игрушках

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Игрушки не простые – глиняные, расписные»

Используемый УМК: компьютер, проектор, глиняные дымковские игрушки, презентация картинок, запись с народными песнями, дидактическое упражнение «Найди ошибки».

Цель: научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.

Задачи: Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

Словарная работа: дымковская, «свистунья».

Содержание:

На столе стоят игрушки фабричные и глиняные.

Ребята входят под русскую народную мелодию в изостудию.

- Ребята, обратите внимание, на столе стоят разные игрушки. Посмотрите на них внимательно и расставьте их на 2 подноса, выделяя общие признаки.

Почему вы расставили их именно так, по каким признакам? (На первом подносе стоят фабричные игрушки, а на другом игрушки из глины, выполненные народом).

Сегодня мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. А как она называется, вы узнаете, отгадав загадку.

Просто диво - безделушка,

Зовут ее народная игрушка.

В лесах синих зародилась

Из глины красной заводилась,

Из песочка чистой речки,

Обжигалась в жаркой печке,

Краской яркой покрывалась,

Позолотой наряжалась.

- Правильно, ребята, это дымковская игрушка. Сегодня мы узнаем о происхождении и изготовлении игрушки, об особых красках для росписи и, что значит, «сажать золото».

Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо - мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково, которое славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками. Чем знаменито Дымково? (Слайд 2,3,4)

- А почему оно так называется?

Оказывается, в старину глиняные игрушки делали и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. (Слайд 5) От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Вначале это были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. (Слайд 6)

- Что такое ярмарка?

- Правильно, торги, устраиваемые в одном и том же месте с увеселениями.

Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник свое название – «Свистунья».

- А почему свистунья?

Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони.

Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью.

Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат внучек, а внучки – своих внучек.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда.

Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что все очень просто. Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше, расшлепала в лепешку, вот свернула лепешку воронкой – получилась юбочка. Сверху приделала голову, руки. На голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила. (Слайд 7)

Оставила фигурку сушиться сначала на лавке (Слайд 8, а потом в печке (Слайд 10). Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие, звонкие.

Давайте лучше присмотримся к игрушкам, полюбуемся на них. Какого цвета в них больше? (Белого). Правильно, белого. Игрушки делают из глины красного цвета, но потом эти плавные фигурки выбеливают мелом, разведенном на снятом молоке, а краски растирают и растворяют на яичном желтке. Белый цвет только в игрушках народов Севера. Вятка (Киров) тоже на севере нашей страны. Белый цвет игрушки, наверно, это цвет настоящего снега.

Физкультминутка

В небе плавает луна (покачивания вправо - влево)

В облака зашла она. (Хлопки)

1,2,3,4,5

Можем мы луну достать. (Руки вверх, потянулись)

6,7,8,9,10 - (Хлопки)

И пониже перевесить (руки вниз)

10,9,8,7 - (ходьба на месте)

Чтоб луна светила всем.

Посмотрели в окно, на кончик носа. (3 раза)

Повращали вправо, влево глазами.

Закрыли глаза, сосчитали до 10.

А теперь поиграем в очень интересную игру. Вы будете рассматривать игрушки в мультимедиа, и примечать, чем их расписывали, какими элементами, красками. Кто больше приметит, тот самый внимательный.

По окончании просмотра вы все должны будете назвать, как можно больше красок и узоров дымковских игрушек. (Слайд 11, 12, 13, 14, 15)

Начинаем игру. Учитываться будут аккуратность, точность, количество элементов и с какой любовью все нарисовано. (Дети рисуют) Подводятся итоги игры. Воспитатель собирает листы и вывешивает на доску. Определяет победителя.

- Посмотрите на разнообразие узоров. (Слайд 16)

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы - простой узор, но отвести не в силах взор.

По форме узоры просты и незамысловаты. Кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски и т. д. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл.

Круги означали солнце;

Волнистые линии – вода;

Маленькие кружочки – семена.

Также представленные узоры означали росточки, засеянное поле. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля. Все на своем месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, желтые, зеленые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!

Но, оказывается, работа еще не закончена. Еще предстоит «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место – барыням на кокошники и шляпы, петухам – на гребешки… Вот теперь игрушки засветились и стали еще ярче.

Дидактическое упражнение «Найди ошибки» (Слайд 17, 18)

Цель: закрепить знание дымковских игрушек, об элементах дымковской росписи.

Критерии и показатели результативности:

Наличие умения у детей самостоятельно находить элементы дымковской росписи путём зрительного обследования. Сравнивая, выделять и анализировать элементы нужной формы и цвета.

- С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились?

- Что нового для себя узнали?

Сообщает, что на следующих занятиях дети будут лепить и расписывать дымковские игрушки, как настоящие мастера.

«Большое счастье, что есть ещё на Руси такой промысел, такое народное искусство» (Слайд 19)

Используемая литература:

1. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада»

2. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников»

3. Н. Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду»

4. Т. Я. Шпикалова Сопроводительный текст к слайд-фильму «Дымковская игрушка»

5. «Коллективное творчество дошкольников» Конспекты занятий под редакцией А. А. Грибовской

6. Наглядно-дидактическое пособие «Дымковская игрушка»

7. Демонстрационный материал для проведения занятий по изобразительному искусству «Дымковская игрушка. Учимся рисовать»

Публикации по теме:

Знакомство с дымковской игрушкой.Знакомство с дымковской игрушкой. Не секрет, что не во всех детских садах имеются глиняные игрушки дымковских мастеров, наш детский сад не исключение. Конечно, я как и многие.

Знакомство с дымковской игрушкой. Декоративное рисование. Знакомство детей с дымковской игрушкой. (2002г) (младшая группа). Занятие 1. «Украшение платочка». Программное содержание. 1. Познакомить.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Новый год
  • Новый год
Автор публикации:
«Игрушки не простые — глиняные, расписные». Конспект занятия по ИЗО деятельности с применением мультимедийных средств
Опубликовано: 21 апреля 2013 в 19:11
+27
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....