Получи документы

«Игрушки не простые — глиняные, расписные». Конспект занятия по ИЗО деятельности с применением мультимедийных средств

Наталья Филимонова
«Игрушки не простые — глиняные, расписные». Конспект занятия по ИЗО деятельности с применением мультимедийных средств

План-конспект

Предмет: беседа о дымковских игрушках

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Игрушки не простые – глиняные, расписные»

Используемый УМК: компьютер, проектор, глиняные дымковские игрушки, презентация картинок, запись с народными песнями, дидактическое упражнение «Найди ошибки».

Цель: научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.

Публикация «„Игрушки не простые — глиняные, расписные“, Конспект занятия по ИЗО деятельности с применением мультимедийных средств» размещена в разделах

Задачи: Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

Словарная работа: дымковская, «свистунья».

Содержание:

На столе стоят игрушки фабричные и глиняные.

Ребята входят под русскую народную мелодию в изостудию.

- Ребята, обратите внимание, на столе стоят разные игрушки. Посмотрите на них внимательно и расставьте их на 2 подноса, выделяя общие признаки.

Почему вы расставили их именно так, по каким признакам? (На первом подносе стоят фабричные игрушки, а на другом игрушки из глины, выполненные народом).

Сегодня мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. А как она называется, вы узнаете, отгадав загадку.

Просто диво - безделушка,

Зовут ее народная игрушка.

В лесах синих зародилась

Из глины красной заводилась,

Из песочка чистой речки,

Обжигалась в жаркой печке,

Краской яркой покрывалась,

Позолотой наряжалась.

- Правильно, ребята, это дымковская игрушка. Сегодня мы узнаем о происхождении и изготовлении игрушки, об особых красках для росписи и, что значит, «сажать золото».

Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо - мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково, которое славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками. Чем знаменито Дымково? (Слайд 2,3,4)

- А почему оно так называется?

Оказывается, в старину глиняные игрушки делали и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. (Слайд 5) От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Вначале это были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. (Слайд 6)

- Что такое ярмарка?

- Правильно, торги, устраиваемые в одном и том же месте с увеселениями.

Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник свое название – «Свистунья».

- А почему свистунья?

Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони.

Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью.

Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат внучек, а внучки – своих внучек.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда.

Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что все очень просто. Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше, расшлепала в лепешку, вот свернула лепешку воронкой – получилась юбочка. Сверху приделала голову, руки. На голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила. (Слайд 7)

Оставила фигурку сушиться сначала на лавке (Слайд 8, а потом в печке (Слайд 10). Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие, звонкие.

Давайте лучше присмотримся к игрушкам, полюбуемся на них. Какого цвета в них больше? (Белого). Правильно, белого. Игрушки делают из глины красного цвета, но потом эти плавные фигурки выбеливают мелом, разведенном на снятом молоке, а краски растирают и растворяют на яичном желтке. Белый цвет только в игрушках народов Севера. Вятка (Киров) тоже на севере нашей страны. Белый цвет игрушки, наверно, это цвет настоящего снега.

Физкультминутка

В небе плавает луна (покачивания вправо - влево)

В облака зашла она. (Хлопки)

1,2,3,4,5

Можем мы луну достать. (Руки вверх, потянулись)

6,7,8,9,10 - (Хлопки)

И пониже перевесить (руки вниз)

10,9,8,7 - (ходьба на месте)

Чтоб луна светила всем.

Посмотрели в окно, на кончик носа. (3 раза)

Повращали вправо, влево глазами.

Закрыли глаза, сосчитали до 10.

А теперь поиграем в очень интересную игру. Вы будете рассматривать игрушки в мультимедиа, и примечать, чем их расписывали, какими элементами, красками. Кто больше приметит, тот самый внимательный.

По окончании просмотра вы все должны будете назвать, как можно больше красок и узоров дымковских игрушек. (Слайд 11, 12, 13, 14, 15)

Начинаем игру. Учитываться будут аккуратность, точность, количество элементов и с какой любовью все нарисовано. (Дети рисуют) Подводятся итоги игры. Воспитатель собирает листы и вывешивает на доску. Определяет победителя.

- Посмотрите на разнообразие узоров. (Слайд 16)

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы - простой узор, но отвести не в силах взор.

По форме узоры просты и незамысловаты. Кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски и т. д. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл.

Круги означали солнце;

Волнистые линии – вода;

Маленькие кружочки – семена.

Также представленные узоры означали росточки, засеянное поле. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля. Все на своем месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, желтые, зеленые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!

Но, оказывается, работа еще не закончена. Еще предстоит «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место – барыням на кокошники и шляпы, петухам – на гребешки… Вот теперь игрушки засветились и стали еще ярче.

Дидактическое упражнение «Найди ошибки» (Слайд 17, 18)

Цель: закрепить знание дымковских игрушек, об элементах дымковской росписи.

Критерии и показатели результативности:

Наличие умения у детей самостоятельно находить элементы дымковской росписи путём зрительного обследования. Сравнивая, выделять и анализировать элементы нужной формы и цвета.

- С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились?

- Что нового для себя узнали?

Сообщает, что на следующих занятиях дети будут лепить и расписывать дымковские игрушки, как настоящие мастера.

«Большое счастье, что есть ещё на Руси такой промысел, такое народное искусство» (Слайд 19)

Используемая литература:

1. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада»

2. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников»

3. Н. Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду»

4. Т. Я. Шпикалова Сопроводительный текст к слайд-фильму «Дымковская игрушка»

5. «Коллективное творчество дошкольников» Конспекты занятий под редакцией А. А. Грибовской

6. Наглядно-дидактическое пособие «Дымковская игрушка»

7. Демонстрационный материал для проведения занятий по изобразительному искусству «Дымковская игрушка. Учимся рисовать»

Публикации по теме:

Знакомство с дымковской игрушкой.Знакомство с дымковской игрушкой. Не секрет, что не во всех детских садах имеются глиняные игрушки дымковских мастеров, наш детский сад не исключение. Конечно, я как и многие.

Знакомство с дымковской игрушкой. Декоративное рисование. Знакомство детей с дымковской игрушкой. (2002г) (младшая группа). Занятие 1. «Украшение платочка». Программное содержание. 1. Познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Игрушки не простые — глиняные, расписные». Конспект занятия по ИЗО деятельности с применением мультимедийных средств
Опубликовано: 21 апреля 2013 в 19:11
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД