Наталья Орлова
Воспитание экологической культуры у дошкольников. Конспект занятия-беседы «Почему осенью листья окрашены в разные цвета»
Программное содержание : Сформировать у детей обобщенное представления об осени как о времени года, когда заметно теплятся условия жизни для живых существ (укорачивается, день, становится холоднее, деревья оделись в различные цвета наряды. Растения приспособились к этим изменениям : лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся и замерзают, перелетные птицы улетают в теплые края.
Публикация «Воспитание экологической культуры у дошкольников, Конспект занятия-беседы „Почему осенью листья окрашены в разные цвета“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
-Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно : опавшие литья нужны растениям зимой и осенью для утепления.
-Закрепить у ребят знания о культуре поведения в природе. Учить детей по знакам и рисункам календаря описывать,события природы.
Предварительная работа :
Прогулки по парку, рисование, дидактические игры, календарь природы, загадки об осени,
стихотворения А. С. Пушкина " Осень " и другие стихи.
Рассматривание - беседы : репродукции картин на тему "Золотая осень " магнитофонная запись П. И. Чайковского " Времена года ".
Ход занятий:
Воспитатель : Дети послушайте стихотворение, не объявляя автора, выразительно читаю,
А. С. Пушкина "Осень ". " Унылая пора! Очей очарованье! "
Воспитатель : О каком времени года это стихотворение!
-А как охарактеризовать это явление природы поэт.
Ответы детей.
Воспитатель :Да, дети уже осень подходит,к концу идет, последняя неделя ноября -Ноябрь, какой по цвету месяц?
Дети : третий ; последний месяц осени.
Воспитатель :правильно,скоро наступит зима. Давайте с вами вспомним, нами прогулки в парк. Какие были деревья в парке.
Воспитатель : Правильно : береза желтые, дуб и клен : яркие красные и багровые.
А вы знаете, почему они все разные цветов вот послушайте.
Почему осенью листья приобретают разную окраску. Давайте вспомним,кому обязаны деревья и растения в наличии в них зеленого пигмента.
Дети: (хлорофиллу.)
Воспитатель : правильно хлорофиллу. Но в листьях есть и другие вещества. Например, вещество ксаннтофил состоит из углерода,водорода и кислорода и придает листьям желтый цвет. Яркие красные, багровые оттенки придают листьям клена и дуба пигменты антицианиты. Летом эти пигменты не видны,мы видим только зеленый хлорофилл. С наступлением холодов питательные вещества, собранные в листьях деревьев, поступают в ветви и ствол. Так как зимой выработка питательных веществ прекращается, хлорофилл разлагается. С его исчезновением прочие пигменты, которые постоянно присутствовали, в листе становятся видимыми. И мы с вами наслаждаемся разнообразием окраски деревьев.
И потом листва начинает опадать из-за не хватки веществ. Осенний листопад очень важен в жизни леса. Опавшие листья служат хорошим удобрением, предохраняют корни от вымерзания. Дети давайте посмотрим на наш календарь природы,который мы вели 3 месяца осени.
-Какая погода была в сентябре.
-Какие были дни.
-Дети теплая; редко шли дожди, день стал укорачивается.
-Как это видно из календаря?
-Стало теплее или холоднее?
Дети в конце идут дожди, появился туман, день стал короче. Из календаря видно, что становится холоднее с наступлением осени.
-Как погода изменилась в ноябре?
Воспитатель : А теперь давайте, сравним деревья и кустарники в сентябре, октябре и ноябре.
Дети : В сентябре - почти все деревья в листве, в октябре их уже меньше. В ноябре - их не осталось.
Воспитатель :Что стало осенью с насекомыми?
Дети : В начале осени они еще порхали,к концу осени начали прятаться,и готовится к зиме. -Правильно насекомых мы еще могли встретить в сентябре и в октябре, но из- за того,что с каждым днем стало холодать, они начали прятаться под листву деревьев в щели домов,чтобы перезимовать.
Воспитатель : А что происходит осенью с птицами. Какие птицы изображены в нашем календаре. - Какие перелетные,а какие зимующие. Но все -таки осень - это красивое время года давайте вспомним листопад, помогайте мне, что еще можно вспомнить.
Дети : Осенние цветы, клумбы, фрукты, овощи в вазах и корзинках.
Воспитатель : Осень вдохновляла всех всегда по этому об осени написано много стихов и музыки, картин. Давайте вспомним, какие мы знаем стихи. (Как видел осень К. Бальмонт).Чтение стихотворения Ф. Тютчева.
Воспитатель : А теперь давайте дети снова окажемся в каждом месяце осени под музыку сопровождение П. И. Чайковского "Сентябрь ". Затем, выставка осеннего пейзажа - репродукции музыкальное сопровождение " Октябрь" П. И. Чайковского заключительная часть занятие рисование " Осень ". Музыкальное сопровождение П. И. Чайковского " Ноябрь ".