МААМ-картинки

Беседа по кубановедению «Ознакомление с историей казачьего костюма»

Анна Скляр
Беседа по кубановедению «Ознакомление с историей казачьего костюма»

Беседа по кубановедению

«Ознакомление с историей казачьего костюма»

Цель.

1. Изучить историю происхождения казачьего костюма, его элементы и предназначения.

2. Данный материал использовать на занятиях по кубановедению.

Ход беседы

Мужской костюм

Публикация «Беседа по кубановедению „Ознакомление с историей казачьего костюма“» размещена в разделах

1. Костюм казаков складывался веками. Одним из самых распространенных предметов верхней одежды кавказских казаков, заимствованной у горцев, судя по архивным документам «был так называемый чекмень- это верхняя мужская одежда из черного или коричневого сукна домашней выработки длиною до середины голени с длинными рукавами. В области груди чекмень туго обтягивал фигуру, книзу был «раструбистый» (широкий) за счет сборок или клиньев, лежащих мягкими складками. Были чекмени распашные без застежки, подпоясанные широким кушаком «и чекмени, застегивающиеся на крючки или кожаные пуговицы с навесными кожаными

петлями. (Показ слайда)

2. Важной частью костюма казаков были шаровары – это изобретение скифов предшественников казаков живущих в степях (еще их называли степняками). Такие штаны были очень удобны для верховой езды, так как в узких штанах на коня не сядешь, они будут сковывать движения и ноги стирать. (Показ слайда)

3. Зимой казаки носили нагольные полушубки, которые надевались на голое тело. От трения шерсти о тело возникает электрическое поле – так теплее, а если человек вспотеет – шерсть пот оботрет, он не впитается в одежду и не превратиться в лед.

4. Носили казаки и балахон с капюшоном, который согревал их в холодное время года. Изготавливался он из верблюжьей или овечьей шерсти. На Кавказе вместо такого балахона воины носили башлык - верхнюю одежду, и бурку – отдельный головной убор, напоминающий собой капюшон.

(Показ слайдов)

5. Верхняя одежда в виде плаща – накидки без проемов для рук, валяная из грубой шерсти. Название, вероятно, от русского обозначения цвета – «бурый». Она защищала от дождя, снега, холода, жары, ветра. На привале служила подстилкой и одеялом одновременно. Наброшенная на колья, играла роль заслона или палатки. Надетая на плечи, маскировала оружие и спасала его от сырости.

6. Папаха — барашковая шапка с суконным верхом. Казаки носят папахи разных фасонов: низкие — с плоским верхом или высокие — с конусообразным верхом. Донцы и Запорожцы в 16–17 вв. снабжали папахи суконным тумаком, падавшим на бок в виде клина, в него можно было вложить стальной каркас или иной твердый предмет, для защиты головы от шашечных ударов.

7. Ичиги — кожаные чулки, то же самое, что кавказские, ноговицы. Тюркское значение слова «вовнутрь».

Предки восточных славян – скифы – носили мягкие высокие сапоги, в которые они заправляли штаны. Это были обтягивающие сапоги, похожие на кожаный чулок. Такая обувь обтягивала ногу с помощью специальных ремней, которые охватывали ступню и щиколотку.

Чирики — это туфли-галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чесаных носков, в которые заправлялись шаровары. Чирики делали на твердой подошве, с широким каблуком и тупым носком.

Сапоги

«Сапог было великое множество — без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичиги…».

Сапоги носили, как правило, татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого.

Рядовые казаки носили полусапоги черного сафьяна или простой кожи; старшина — цветные сапоги (красные, желтые).

8. Особое значение имели лампасы. У казаков приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету — к войску. Стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости и национальной обособленности.

9. В 1915 г. в ходе Первой мировой войны, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Женский костюм

Женский костюм – это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд, который отличался от иных если не совершенно, то деталями. Замужняя женщина или девушка, вдова или невеста, какого она рода и даже сколько у женщины детей – определялось по одежде.

1. Традиционный женский костюм был сформирован к середине 19 века. Он состоял из юбки и кофточки (блузки, назывался «парочка». Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с дли6нным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельным кружевом, бисером. (показ слайда)

2. Холщевые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски – «подол», по-украински – «спидница». Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой.

3. Праздничный костюм кубанской казачки. В праздники поверх рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка. Праздничные кофты (“кирасы”) шили короткие, до пояса. Застегивались они сбоку или сзади большим количеством мелких пуговиц. Длинные рукава, иногда со сборками на плечах, сужались к кисти.

4. Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами.

5. Шлычка— колпачок, особым образом кроеный, надевался на волосы так, чтобы спереди они были немного видны. Волосы собирались под шлычку узлом и поддерживали ее в приподнятом положении. Для этой же цели служила вата, подложенная под верхний шов шлычки. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой. Сшитая из дорогой яркой ткани, она украшалась вышивкой, блестками, стеклярусом. Шлычка была не видна и служила только остовом для повязывания сверху платков или покрывалась шальником из прозрачного шёлка.

Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку. Это шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос с концами, которые завязывались сзади бантом, очень украшала женщину, файшонка была очень популярной.

6. Гусарики — праздничные кожаные цветные сапожки на каблуке со шнуровкой впереди, в конце XIX века их носили девушки и женщины из зажиточных семей.

Черевики —праздничные туфли с гладкой кожаной подошвой, вырезом сверху, с ушками и бантиком (обычно цветные, с острым носом, на каблуках). Состоятельные казачки обувались в парадные, щегольские «кислиной наверстанные чирики» (кислина — белая, не вымоченная в дегте кожа, т. е. обшитые по краям ремешком из белой кожи (позже казачки стали носить уже праздничный «окаймёной», т. е. обшитый цветной тесемкой башмак). Носили их летом по сухой погоде. Надевали на шерстяной чулок

7. Свадебный костюм полагалось бережно хранить в сундуке: очень часто его использовали в качестве погребального костюма («одежда на смерть», а в случае надобности - как средство лечебной магии. На Кубани верили, что если завернуть в него больного ребенка, он выздоровеет.

Воспитатель: 3начение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа Фольклор является наиболее яркой сферой выражения народного идеала. Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь.

«Проводы казака в армию». Сценарий казачьего праздника для детей подготовительной группы Проводы казака в армию. Действующие лица : Семья Громовых (отец): Мать Сестра Андрей Бабушка 4 подружки 2 дружка Урядник Кум Кума Вед. :.

Анкета для родителей к проекту по кубановедению «Моя семья. Семейные традиции» ФИО родителей___ ФИО ребёнка___ Анкета для родителей «Моя семья. Семейные.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по кубановедению «Кубань — мой край родной» Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края Государственное казенное учреждение социального обслуживания.

Фотоотчёт «В гостях у Казачьего Деда Мороза».Фотоотчёт «В гостях у Казачьего Деда Мороза». В декабре ребята из группы "Кузнечик" нашего детского сада посетили резиденцию Казачьего Деда Мороза. Казачий Дед Мороз рассказал о своём.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Мир казачьего дома» Одной из важнейших задач дошкольного воспитания считается формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота.

Занятие-беседа «Ознакомление дошкольников с символикой Кубани» (старшая группа) Ознакомление дошкольников с символикой Кубани (старшая группа) Цель: закрепить знания о кубанском флаге, познакомить с гербом и гимном Кубани,.

Ознакомление дошкольников с историей и традициями донских казаков Современное образование, начиная с дошкольного возраста, создаёт возможности для ребёнка не только усваивать внешние признаки мира, но и.

Презентация работы «Ознакомление детей с историей родного города средствами интеграции различных видов деятельности» 1. Слайд. Уважаемые коллеги. Я работаю воспитателем в г. Севастополе в дошкольном учебном учреждении № 127. Приоритетным направлением нашего.

Сценарий казачьего праздника «Ярмарка огневая»Сценарий казачьего праздника «Ярмарка огневая» Подобрать мультимедийные заставки к номерам. Под русскую народную песню «КОРОБЕЙНИКИ», в зал входят два коробейника и казачка с хлебом,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа по кубановедению «Ознакомление с историей казачьего костюма»
Опубликовано: 28 сентября 2016 в 20:13
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД