МААМ-картинки

Беседа с родителями детей младшего дошкольного возраста «Как сделать изучение математики увлекательным»

Элеонора Шокот
Беседа с родителями детей младшего дошкольного возраста «Как сделать изучение математики увлекательным»

Цель:

1. Познакомить родителей с содержанием работы по математическому развитию и с основными приё мами ФЭМП по теме: Роль дидактических средств в математическом развитии детей.

2. Способствовать реализации принципов преемственности ДОУ и семьи в вопросах математической подготовки.

Публикация «Беседа с родителями детей младшего дошкольного возраста „Как сделать изучение математики увлекательным“» размещена в разделах

3. Развивать интерес родителей к деятельности ДОУ и успехам детей в математическом развитии.

Атрибуты:

Логические блоки Дьенеша.

Карточки с символами свойств.

Фотографии с изображениями детей, работающих на занятии с логическими блоками Дьенеша.

Видеозапись совместной деятельности детей с воспитателем

Брошюры с заданиями по логическим блокам Дьенеша.

Карточки – задания для родителей.

Карточки – задания для детей.

Ход беседы:

1. Уважаемые родители, тема нашей беседы сегодня посвящена математическому развитию детей, но прежде я бы хотела познакомить вас с тем, что умеют наши дети. На этих фотографиях ваши дети занимаются с логическими блоками Дьенеша.

Что же такое знаменитые логические блоки Дьенеша и для чего они нужны нашим деткам? Логические блоки – это развивающая игра, рассчитанная на детей от 2 до 10 лет. Основная цель и задача - помочь детям научиться выполнять логические операции, то есть познакомиться с основой, сердцевиной математики, разбивать объекты по свойствам, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты. Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером и т. д., развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление и даже самостоятельность и произвольность.

Теперь я предлагаю посмотреть небольшой отрывок занятия, где дети выполняют задания.

2. Теперь я хочу спросить вас, занимаетесь ли вы дома математикой с детьми? Кто, больше занимается? Чем именно? Какие даете детям задании? Какие книги используете, откуда берете задания? Спасибо.

3. А сегодня хотелось бы поговорить с вами вот на какую тему: Как сделать изучение математике увлекательным?

Дети 3-4 лет должны:

1. Уметь владеть понятиями: один - много, по одному – ни одного, столько – сколько, столько же, поровну, большой - маленький, высокий - низкий и т. д.

2. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .

3. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

4. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.

Для того, чтобы достичь хороших результатов, мы с вами совместно должны поработать над этим вопросом. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети полны желания учиться. Прочные знания, умения и навыки они приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. При сочетании эмоционального и рационального в обучении детей формируется стойкий познавательный интерес.

Занимательный материал : дидактические игры, логические упражнения, занимательные упражнения, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, геометрические конструкторы «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат» являются лучшим средством для формирования у детей познавательного эмоционального интереса. Материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме и развивающему воспитательному влиянию.

Сегодня мы с вами поговорим о логических блоках Дьенеша. Золтан Дьенеш – всемирно известный венгерский педагог и математик, профессор. Основатель игрового подхода к развитию детей «Новая математика», идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.

Ребенок познает окружающий мир, выявляет свойство предметов: цвет, форму, размер, и вот тут-то логические блоки Дьенеша очень помогут ему в этом.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, которые различаются четырьмя свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом (красные, желтые, синие, размером (большие и маленькие, толщиной (толстые и тонкие). В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Также в набор входят карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). (Демонстрирую карточки).

В современной практике работы с детьми в детском саду и начальной школе находят место два вида логического дидактического материала : объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной — логическими фигурами.

Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Накладывая цветные блоки на цветное изображение в альбоме, Ваш ребенок сможет неоднократно испытать радость созидателя, наблюдая, как под его руками плоскостное изображение превращается в объемные предметы. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством, другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами, третий — чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Интеллектуальное путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малышей не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Малыши начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов.

Игры и упражнения с блоками

1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

3. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

4. Каждому блоку нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т. д.

5. Выкладываем перед ребенком 8 блоков, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только "да" или "нет" : «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

6. С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.

7. Ребенку предлагается выложить блоки по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т. д.

8. Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

9. Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – толстые и т. д.

10. Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства.

• цвет обозначается пятном

• величина - силуэт домика (большой, маленький).

• форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

• толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

4. Теперь, уважаемые родители, я вам предлагаю поиграть. С блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста : от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.

Начнем с простых игр.

Задание: что лишнее, почему?

Задание: угадай, какая фигура здесь закодирована?

Задание: догадайся, какие блоки надо поставить на пустые клеточки?

Игра «Магазин»

Материал : Товар (карточки с изображением предметов). Логические фигуры.

Цель игры:

• развитие умения выявлять и абстрагировать свойства

• развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор.

Описание игры:

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3

логические фигуры "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку.

Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

МОЗАИКА ЦИФР.

Материал : 48 карточек с изображением символов и примеров.

12 числовых карточек.

Карточки с изображением предметов (цветом показана толщина)

15 предметных карточек

Блоки Дьенеша

Цель игры:

• Развитие способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке.

• Умение выбирать блоки по заданным свойствам.

• Закрепление навыков вычислительной деятельности.

Описание игры:

Дети распределяют между собой 48 карточек с изображением символов и примеров (например, если играющих 12, каждый берет по 4 карточки). Каждый ребенок решает пример на своей карточке, "расшифровывает" ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов.

Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все 15 изображений предметов. Например, ребенок выбрал карточку: (красный, круг, не большой, не толстый, 6-4, следовательно блок он должен взять красный круглый маленький тонкий и положить его на фигуру человечка, на деталь, обозначенную цифрой 2.

5. Я вас сейчас раздам карточки для занятий с вашими детьми дома. Предложите детям узнать, что за фигуры здесь закодированы.

6. Список используемой литературы:

1. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б.

2. Логика и математика для дошкольников. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л.

3. https://www.corvet-igra.ru/biblio-14.htm

4. https://zvezdochet.dp.ua/volshebniy-sunduchok/metodiki/7-zoltan-denesh.html

5. https://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_denysha/id/839

Рекомендую литературу:

1. Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)

2. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Михайлова З. А.

3. Развитие логического мышления детей. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В

Слова благодарности, спасибо за совместную работу.

Публикации по теме:

Беседа с родителями на тему: «Приобщение детей к избирательной деятельности» Задача взрослых - вовремя заметить и поддержать интерес ребенка, создать условия для развития избирательной деятельности. Привлекая ребенка.

Физкультурно-игровая программа «Морские выкрутасы» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста с родителями Физкультурно-игровая программа «Морские выкрутасы» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста с родителями. Цель: Активизировать.

Изучение мотивационного компонента речевой деятельности детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями Стратегии реформирования в образовании детерминировали появление многочисленных психолого-педагогических исследований, назначение которых.

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тему «Волк — лесное животное» Тема: «Лесные животные». Цель: Использование ИОС (игровой обучающей ситуации) для формирования у детей представлений о лесных животных,.

Конспект проведения НОД для детей младшего дошкольного возраста на тему «Заюшкина избушка» Конспект проведения НОД для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Заюшкина избушка» в рамках тематической недели «Дни доброты.

Конспект родительского собрания на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» План – конспект проведения родительского собрания «Вечер досуга родителей с детьми». Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего.

План-конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей младшего дошкольного возраста «Снежинки-пушинки» Конспект НОД аппликация. Тема: «Снежинки - пушинки» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,.

Проект по взаимодействию с родителями «Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста» Сентябрь Информационно-аналитическая Анкетирование «Как вы оцениваете физические качества своего ребенка» Выяснить значимость физического.

Консультация для воспитателей «Развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста. Логические блоки Дьенеша» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕИЯ БЛОКОВ ДЬЕНЕША Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

Взаимодействие логопеда с родителями и воспитателями детей младшего дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа с родителями детей младшего дошкольного возраста «Как сделать изучение математики увлекательным»
Опубликовано: 18 января 2016 в 23:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД