Беседы о языке

Зульфия Семилетова
Беседы о языке

Что делает нашу речь выразительной?

Многие считают, что культура речи определяется грамотностью человека. Но вы можете грамотно написать письмо, легко и точно сформулировать свою мысль, выступая на собрании, и даже в беседе с друзьями не лезете в карман за словом. И всё-таки ваша речь не вдохновляет, вас не слушают, и то, что вы говорите скучным.

Сами мы слушая детей, нередко делаем им замечание: говори выразительно! А что ребенок понимает под «выразительностью»? Декламируя стихотворение, ребенок старается говорить громко. Он уже почти кричит, а «выразительно» все равно не получается.

Культура речи зависит не от знания правил орфографии и пунктуации, не от силы голоса, а от того, насколько мы умело владеем богатствами родного языка. Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать стилистические возможности родного языка.

К хорошей речи предъявляется множество требований, и прежде всего требование простоты, ясности, логичности, точности. Обращаясь к детям, мы должны найти такие слова, которые были бы им понятны и затрагивали бы мир их интересов и чувств. Ведь родной язык открывает детям жизнь в разных ее проявлениях, во всем многообразии ее красок. Нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком. Нельзя подменять живую речь официальным, канцелярским стилем.

На психику ребенка сильно воздействует художественное, образное слово. Вспомните как, как дети слушают сказки. Каждый образ, каждое новое выражение вызывают у них живой интерес, волнуют. Не удивительно, что все малыши не могут при этом сдержаться и нередко перебивают нас, задавая необычные вопросы. Например, слушая пушкинскую «Сказку о царе Салтане» спрашивают: - А как это князь «с синя моря глаз не сводит»? Или что значит, «в нем взыграло ретивое»?

Русская фразеология очень выразительна, употребление устойчивых выражений оживляет речь, придает ей образность. Однако фразеологизмы не всегда понятны детям, приходится те или иные выражения объяснять.

Доступнее ребенку образная речь, в которой слова используются в переносном значении, т. е. речь метафорическая. Кого оставляет равнодушным, например, такие пушкинские строки:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

Под дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Можно ли сравнить это поэтическое описание с простой констатацией факта: «Светит луна. По дороге зимой едет тройка, Звучит колокольчик»?

В любой сказке, в любом произведении, принадлежащем перу художника слова, вы найдете сравнения – образные выражения, основанные на сопоставлении двух предметов: Снег, словно мед ноздреватый, лег под прямой частокол (С. Есенин): подушка, как лягушка, ускакала от грязнули (К. И. Чуковский).

«Горит восток зарею новой…» Вам не кажутся странными эти слова? Почему А. С. Пушкин изображает восход солнца как пожар? Слово «горит» рисует яркие краски неба, озаренного лучами восходящего солнца. Этот образ основан на сходстве цвета зари и огня; небо по цвету напоминает пламя.

Художники слова любят использовать метафоры, их употребление придает речи особую выразительность, эмоциональность. Конечно же, не каждый может стать поэтом, не всякому дано подняться к вершинам ораторского мастерства… И всё-таки обогащайте свой язык, учитесь находить точные яркие слова, используйте различные средства образности речи, шлифуйте слог!

Учитесь у писателей бережному отношению к языку, особенно если «вашим речам внимают» дети.

Семилетова Зульфия Айтмуратовна,

Педагог, филолог.

Публикации по теме:

Анализ деятельности подготовительных групп по технологии развитие речи «Словом душа растёт» А. А. Уликовой Анализ деятельности подготовительных групп по технологии развитие речи «Словом душа растёт» А. А Уликовой за период с 3 сентября 2012 года.

Мастер-класс по сказкотерапии «Наша новая сказка» (презентация) В нашей логопедической работе мы не только ставим, исправляем, дифференцируем звуки, но и обогащаем, расширяем речь детей. Сказкотерапия.

Библиотека изображений:
  • Фразеология
  • Фразеология
Автор публикации:
Беседы о языке
Опубликовано: 2 января 2014 в 20:24
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...