Беседы с детьми о прочитанном

Ирина Гришина
Беседы с детьми о прочитанном

Работа педагога над прочитанной книгой – серьезная и важная деятельность. Воспитатель должен быть готов заранее к возможным вопросам детей и сам готовить вопросы для беседы с дошкольниками.

Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.

Эти задачи требуют от воспитателя кропотливой, систематической работы. Здесь и встают вопросы: как поддерживать и развивать возникающие у детей добрые чувства? Как создать такую ситуацию, в которой они будут активно действовать – помогать, защищать справедливость? И т. д.

Планируя вопросы для беседы о прочитанном, педагог стремиться помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Эти вопросы должны развивать дискуссию в детском коллективе, в процессе которой закрепляются гуманные чувства ребят.

Вопросы, адресованные детям, должны, с одной стороны, стимулировать эмоциональное отношение к прочитанному, а с другой – не вызывать обиду и агрессивность у некоторых детей, которые могут оказаться чем – то похожими на отрицательных персонажей. Разумеется, педагог должен быть тактичным и находчивым в подобной беседе. Воспитателю следует при любых обстоятельствах управлять мнением коллектива детей. Для того чтобы не вызвать обиды ребенка, у которого были выявлены явные недостатки в поведении, устранять их лучше всего смехом и шутками.

В работе со старшими дошкольниками над произведением эффективными оказываются такие приемы, как подбор близких по содержанию художественных произведений; ведение беседы сразу по двум произведениям для формирования у детей сравнительной оценки поступков героев; обобщающая беседа по нескольким произведениям, в том числе и сказкам.

Можно предложить еще один прим, способствующий выявлению эмоционального отношения детей к прочитанному. Воспитатель, не дочитав сказку или стихотворение до конца, предлагает другую развязку. Затем сравнить и обсудить прочитанное: например «Хорошо ли поступили? А что бы вы сделали на их месте?» и т. п.

Желательно, прочитав в группе сказку или рассказ, дать несколько развязок, в том числе и взаимоисключающих. Это поможет старшим дошкольникам глубже прочувствовать нравственное содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев, так как маленькие дети часто просто запоминаются правила, соответствующие моральным нормам поведения. А прием «столкновения» различных потенциальных развязок заставляет детей не только глубоко задуматься над прочитанным, но и вспомнить аналогичные ситуации из своей жизни. В ходе такой беседы со старшими дошкольниками иногда возникает дискуссия. Воспитатель должен всячески поддерживать ее, косвенно направлять разговоры, привлекать к обсуждению замкнутых, застенчивых детей, заставлять всех ребят группы высказываться.

В ходе такого обсуждения отношение детей к событиям может быть не только выявлено, но и изменено, скорректировано под воздействием мнений других ребят и при косвенном руководстве педагога. Главное здесь – не спешить с выводом о неправильности представлений того или иного ребенка: не перебивая и не останавливая его, взрослый должен выслушать и постараться понять исходные мотивы, побуждающие ребенка защищать свою точку зрения. Эти мотивы и должны, насколько это возможно, послужить основой для ненавязчивого, доброжелательного участия взрослого в этом «споре» и обоснования ошибочности мнения малыша.

В конце дискуссий воспитателю необходимо подводить итоги сказанному детьми, подчеркивать особенно удачные сравнения, обязательно поощрять тех, кто впервые, преодолев в себе застенчивость, участвовал в дискуссии.

Публикации по теме:

Развивающая игра «Проверь себя»Развивающая игра «Проверь себя» Эта игра познакомит детей: с правилами поведения людей в обществе; как правильно относиться к своему здоровью;.

Рекомендации по формированию личностного общения дошкольников Создавать условия, заставляющие ребенка оценить и осознать свои и чужие действия и поступки. Давая нескольким.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Беседы с детьми о прочитанном
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 07:46
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Нет милее дружка, чем родная матушка»
Здравствуйте, дорогие коллеги. Ранее я писала о том, что в своей группе готовила детей к проектной работе. Успешно выступив на уровне ДОУ , мы с...
Приемы работы с экологическим букварем (часть 3)
Буду рада, если кому-то мой опыт работы с экологическим букварем будет полезен. 21. Описание пейзажных картин художников. Рассматривание их. 22....
Непосредственно-образовательная деятельность: «Желтый одуванчик» в первой младшей...
Цель: 1. Формировать у детей представление о цветке - одуванчике. 2. Развивать интерес к нетрадиционной технике рисования пальчиковыми красками. З....
Методическое пособие. Театральная ширма «Времена года»
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его...
Фотоотчет совместной деятельности панно «Одуванчики».
Фотоотчет создания панно " Одуванчики" в совместной деятельности в средней группе. На нашем участке по весне расцветают красавцы одуванчики. Носит...