Беседы с детьми о прочитанном

Ирина Гришина
Беседы с детьми о прочитанном

Работа педагога над прочитанной книгой – серьезная и важная деятельность. Воспитатель должен быть готов заранее к возможным вопросам детей и сам готовить вопросы для беседы с дошкольниками.

Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.

Эти задачи требуют от воспитателя кропотливой, систематической работы. Здесь и встают вопросы: как поддерживать и развивать возникающие у детей добрые чувства? Как создать такую ситуацию, в которой они будут активно действовать – помогать, защищать справедливость? И т. д.

Планируя вопросы для беседы о прочитанном, педагог стремиться помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Эти вопросы должны развивать дискуссию в детском коллективе, в процессе которой закрепляются гуманные чувства ребят.

Вопросы, адресованные детям, должны, с одной стороны, стимулировать эмоциональное отношение к прочитанному, а с другой – не вызывать обиду и агрессивность у некоторых детей, которые могут оказаться чем – то похожими на отрицательных персонажей. Разумеется, педагог должен быть тактичным и находчивым в подобной беседе. Воспитателю следует при любых обстоятельствах управлять мнением коллектива детей. Для того чтобы не вызвать обиды ребенка, у которого были выявлены явные недостатки в поведении, устранять их лучше всего смехом и шутками.

В работе со старшими дошкольниками над произведением эффективными оказываются такие приемы, как подбор близких по содержанию художественных произведений; ведение беседы сразу по двум произведениям для формирования у детей сравнительной оценки поступков героев; обобщающая беседа по нескольким произведениям, в том числе и сказкам.

Можно предложить еще один прим, способствующий выявлению эмоционального отношения детей к прочитанному. Воспитатель, не дочитав сказку или стихотворение до конца, предлагает другую развязку. Затем сравнить и обсудить прочитанное: например «Хорошо ли поступили? А что бы вы сделали на их месте?» и т. п.

Желательно, прочитав в группе сказку или рассказ, дать несколько развязок, в том числе и взаимоисключающих. Это поможет старшим дошкольникам глубже прочувствовать нравственное содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев, так как маленькие дети часто просто запоминаются правила, соответствующие моральным нормам поведения. А прием «столкновения» различных потенциальных развязок заставляет детей не только глубоко задуматься над прочитанным, но и вспомнить аналогичные ситуации из своей жизни. В ходе такой беседы со старшими дошкольниками иногда возникает дискуссия. Воспитатель должен всячески поддерживать ее, косвенно направлять разговоры, привлекать к обсуждению замкнутых, застенчивых детей, заставлять всех ребят группы высказываться.

В ходе такого обсуждения отношение детей к событиям может быть не только выявлено, но и изменено, скорректировано под воздействием мнений других ребят и при косвенном руководстве педагога. Главное здесь – не спешить с выводом о неправильности представлений того или иного ребенка: не перебивая и не останавливая его, взрослый должен выслушать и постараться понять исходные мотивы, побуждающие ребенка защищать свою точку зрения. Эти мотивы и должны, насколько это возможно, послужить основой для ненавязчивого, доброжелательного участия взрослого в этом «споре» и обоснования ошибочности мнения малыша.

В конце дискуссий воспитателю необходимо подводить итоги сказанному детьми, подчеркивать особенно удачные сравнения, обязательно поощрять тех, кто впервые, преодолев в себе застенчивость, участвовал в дискуссии.

Публикации по теме:

Развивающая игра «Проверь себя»Развивающая игра «Проверь себя» Эта игра познакомит детей: с правилами поведения людей в обществе; как правильно относиться к своему здоровью;.

Рекомендации по формированию личностного общения дошкольников Создавать условия, заставляющие ребенка оценить и осознать свои и чужие действия и поступки. Давая нескольким.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Беседы с детьми о прочитанном
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 07:46
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поделки из природного материала и пластилина.
Наступила календарная зима, но в нашем крае по-осеннему пасмурно, сыро, сильные ветра с дождем. Грязь и слякоть частенько нам с ребятами не позволяют...
Фотоотчет «Праздник Осени»
Праздник осени - один из самых первых праздников в учебном году. Дети разучивают стихи, песни, танцы. И все это для того, чтобы порадовать красавицу-осень. В...
Мастер-класс «Открытка к празднику»
Праздник любят все, и подарки тоже. Но особенно приятно подарки дарить. А уж когда подарок выполнен с душой, да своими руками, приятнее вдвойне! Предлагаю...
Хлебный человек. Сказка.
Предлагаю вашему вниманию свою новую сказку. Специально включила в нее слова: пестунья, шанежки, расстегайчики, страда, бирюльки. Пояснение этих слов детям,...
Проект «Новый год у ворот» для воспитанников старшей группы
Цель проекта: Познакомить детей с историей Нового года, его особенностями и значением в жизни людей, приобщать к культуре новогоднего праздника, его...