Беседы с детьми

Наталья Муравьева
Беседы с детьми

Беседы с детьми.

В условиях детского сада беседа используется как важное средство коллективного общения детей. Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов.

Беседа как метод обучения используется в основном в старших группах. Однако отдельные беседы (например, о труде взрослых в детском саду, о временах года) можно успешно проводить в средней группе (со второй половины года).

Беседа в первую очередь является методом уточнения и систематизации представлений детей, полученных ими в процессе повседневной жизни и на занятиях. Характер беседы требует от ребенка умения активно воспроизводить свои знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Посредством бесед дети:

• обогащают и активизируют словарь;

• усваивают сведения о конкретных предметах и явлениях,

• углубляют представления о том, что они воспринимали на прогулках, экскурсиях.

• учатся концентрировать свое внимание на одном предмете (вспоминает то, что знает о нем, приучается логически мыслить, четко выражать свои мысли;

• учатся правильно применять грамматические формы слов;

• учатся четко произносить слова, правильно ставить ударения;

• развивают умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них - коротко или подробно, в зависимости от характера вопроса, правильно задавать вопросы;

Беседы активизируют детскую речь, способствуют развитию диалогической речи, которая имеет большое значение для последующего обучения в школе.

При подготовке воспитатель:

• определяет тему беседы

• ставит цели и задачи

• подбирает содержание, наглядные пособия, технические средства, продумывает, как учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить дифференцированное руководство ими во время беседы.

Беседа является сложным методом обучения, ее ход зависит не только от подготовки самого воспитателя, но и от уровня развития детей, их знаний, от степени их активности и самостоятельности. Беседа требует от ребенка напряжения внимания, он должен все время следить за ходом беседы, не отвлекаться от темы, слушать своих товарищей, вспоминать, обобщать, быть готовым отвечать, в то же время сдерживать себя от выступления, когда не спрашивают. Перед воспитателем стоит задача поддерживать в течение всего занятия активность детей, мобилизуя их внимание.

В беседе выделяют такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная части.

Начать беседу можно по-разному - с упоминания, с рассказа, с рассмотрения картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме. В основной части беседы раскрывается ее конкретное содержание. По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т. д. В заключительной части беседы можно прочитать художественное повествование, провести дидактическую игру, прослушать магнитофонную запись.

Содержанием беседы является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: с предметами быта, труда, с бытом и трудом людей, явлениями природы, общественной жизнью, праздниками, с играми, учебой и трудом детей в детском саду. В беседах можно обсуждать прослушанные сказки, рассказы, стихотворения, рассмотренные картины, кинофильмы и т. д.

Воспитатель должен глубоко продумывать содержание бесед, отбирать для обсуждения те факты и явления, которые подводят детей к обобщающим выводам и в то же время требуют дополнительных объяснений, сведений, чтобы дети полнее и глубже осмыслили материал наблюдений. Содержание бесед должно быть педагогически ценным, способствовать осуществлению задач всестороннего воспитания детей и вместе с тем быть посильным, психологически близким ребенку-дошкольнику. Соблюдение последнего требования особенно необходимо для того, чтобы беседа проходила активно, возбуждала мысль ребенка, помогала удерживать его внимание и оставила глубокий след в его сознании. Поэтому значительное место в успешном проведении беседы имеет предварительная подготовка к ней воспитателя и детей. Беседа должна строиться на основе жизненного опыта и знаний детей.

В зависимости от содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь. В беседе можно использовать различные приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем.

Успех и педагогическая результативность бесед во многом зависит от правильно поставленных перед детьми вопросов. Все вопросы можно разделить на две группы.

- К первой можно отнести те, которые требуют от детей простого ответа или описания предметов и явлений. Это вопросы: что? кто? какой? куда? и др. Они ставятся в начале беседы для того, чтобы восстановить в памяти ребенка то, что он видел, переживал.

- Вторая группа вопросов требует от детей некоторых логических обобщений, умозаключений, установления причинных связей, раскрытие содержания темы. Это вопросы: Для чего? Почему? Зачем? Чем похожи? Как узнать? и др. Такие вопросы поискового проблемного характера должны играть ведущую роль в беседе, особенно в старших группах. Вопросы воспитатель должен формулировать четко, конкретно, коротко. В самом вопросе не должно быть непонятных детям слов и должна быть только одна мысль. При постановке вопросов необходимо четко представить себе, какие психические процессы при этом активизируются у детей - процессы памяти, мышления, воображения, а также, какие именно чувства вызываются. Активизация всех психических процессов путем вопросов к детям - важное условие проведения беседы. Воспитатель в ходе беседы спрашивает как можно больше детей, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого. Застенчивых детей надо подбадривать, слишком оживленных - сдерживать. Недопустимо спрашивать одних и тех же детей.

Важным показателем активного участия детей в беседе являются их вопросы. Надо учить детей задавать вопросы воспитателю и товарищам. Воспитатель должен быть внимательным к вопросам детей, которые возникают у них в процессе беседы: одобрить удачные, отметить наблюдательность, любознательность. В процессе беседы дети должны выразить свое отношение к предметам и явлениям, поделиться чувствами, переживаниями.

Для уточнения представлений детей иногда в беседе используется наглядный материал полностью соответствующий содержанию беседы (картина, игрушка, модель, предмет в натуре, который вызывает интерес и речевую активность. Высказывания детей в таких случаях непосредственно опираются на ощущения и восприятия. Наглядный материал воспитатель готовит заранее, продумывает методику объяснения и размещение его во время беседы. Его не надо представлять для преждевременного осмотра, чтобы не отвлекать внимание детей. В беседу можно включить прослушивание магнитофонных записей, литературных текстов - это повышает эмоциональность восприятия материала. Также можно использовать игровые упражнения, загадки, чтение художественных произведений.

Проводя беседу, воспитатель должен помнить, что она должна иметь характер организованного разговора, проходить свободно, не напряженно, в обычных, непринужденных условиях, и способствовать развитию живой, образной речи детей.

Публикации по теме:

Игры воспитателя с детьми подготовительной группы КОНДУКТОР В АВТОБУСЕ [/b] 1. Наблюдение за работой постового милиционера. 2. Встреча с работниками ГАИ. 3. Беседа о правилах уличного движения.

План работы с родителями для старшей группы Сентябрь Напомнить правила детского сада. Что необходимо приобрести к новому учебному году. Индивидуальные беседы. Дополнить уголок информации.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Беседы с детьми
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 14:58
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....