Беседы с детьми

Наталья Муравьева
Беседы с детьми

Беседы с детьми.

В условиях детского сада беседа используется как важное средство коллективного общения детей. Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов.

Беседа как метод обучения используется в основном в старших группах. Однако отдельные беседы (например, о труде взрослых в детском саду, о временах года) можно успешно проводить в средней группе (со второй половины года).

Беседа в первую очередь является методом уточнения и систематизации представлений детей, полученных ими в процессе повседневной жизни и на занятиях. Характер беседы требует от ребенка умения активно воспроизводить свои знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Посредством бесед дети:

• обогащают и активизируют словарь;

• усваивают сведения о конкретных предметах и явлениях,

• углубляют представления о том, что они воспринимали на прогулках, экскурсиях.

• учатся концентрировать свое внимание на одном предмете (вспоминает то, что знает о нем, приучается логически мыслить, четко выражать свои мысли;

• учатся правильно применять грамматические формы слов;

• учатся четко произносить слова, правильно ставить ударения;

• развивают умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них - коротко или подробно, в зависимости от характера вопроса, правильно задавать вопросы;

Беседы активизируют детскую речь, способствуют развитию диалогической речи, которая имеет большое значение для последующего обучения в школе.

При подготовке воспитатель:

• определяет тему беседы

• ставит цели и задачи

• подбирает содержание, наглядные пособия, технические средства, продумывает, как учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить дифференцированное руководство ими во время беседы.

Беседа является сложным методом обучения, ее ход зависит не только от подготовки самого воспитателя, но и от уровня развития детей, их знаний, от степени их активности и самостоятельности. Беседа требует от ребенка напряжения внимания, он должен все время следить за ходом беседы, не отвлекаться от темы, слушать своих товарищей, вспоминать, обобщать, быть готовым отвечать, в то же время сдерживать себя от выступления, когда не спрашивают. Перед воспитателем стоит задача поддерживать в течение всего занятия активность детей, мобилизуя их внимание.

В беседе выделяют такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная части.

Начать беседу можно по-разному - с упоминания, с рассказа, с рассмотрения картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме. В основной части беседы раскрывается ее конкретное содержание. По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т. д. В заключительной части беседы можно прочитать художественное повествование, провести дидактическую игру, прослушать магнитофонную запись.

Содержанием беседы является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: с предметами быта, труда, с бытом и трудом людей, явлениями природы, общественной жизнью, праздниками, с играми, учебой и трудом детей в детском саду. В беседах можно обсуждать прослушанные сказки, рассказы, стихотворения, рассмотренные картины, кинофильмы и т. д.

Воспитатель должен глубоко продумывать содержание бесед, отбирать для обсуждения те факты и явления, которые подводят детей к обобщающим выводам и в то же время требуют дополнительных объяснений, сведений, чтобы дети полнее и глубже осмыслили материал наблюдений. Содержание бесед должно быть педагогически ценным, способствовать осуществлению задач всестороннего воспитания детей и вместе с тем быть посильным, психологически близким ребенку-дошкольнику. Соблюдение последнего требования особенно необходимо для того, чтобы беседа проходила активно, возбуждала мысль ребенка, помогала удерживать его внимание и оставила глубокий след в его сознании. Поэтому значительное место в успешном проведении беседы имеет предварительная подготовка к ней воспитателя и детей. Беседа должна строиться на основе жизненного опыта и знаний детей.

В зависимости от содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь. В беседе можно использовать различные приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем.

Успех и педагогическая результативность бесед во многом зависит от правильно поставленных перед детьми вопросов. Все вопросы можно разделить на две группы.

- К первой можно отнести те, которые требуют от детей простого ответа или описания предметов и явлений. Это вопросы: что? кто? какой? куда? и др. Они ставятся в начале беседы для того, чтобы восстановить в памяти ребенка то, что он видел, переживал.

- Вторая группа вопросов требует от детей некоторых логических обобщений, умозаключений, установления причинных связей, раскрытие содержания темы. Это вопросы: Для чего? Почему? Зачем? Чем похожи? Как узнать? и др. Такие вопросы поискового проблемного характера должны играть ведущую роль в беседе, особенно в старших группах. Вопросы воспитатель должен формулировать четко, конкретно, коротко. В самом вопросе не должно быть непонятных детям слов и должна быть только одна мысль. При постановке вопросов необходимо четко представить себе, какие психические процессы при этом активизируются у детей - процессы памяти, мышления, воображения, а также, какие именно чувства вызываются. Активизация всех психических процессов путем вопросов к детям - важное условие проведения беседы. Воспитатель в ходе беседы спрашивает как можно больше детей, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого. Застенчивых детей надо подбадривать, слишком оживленных - сдерживать. Недопустимо спрашивать одних и тех же детей.

Важным показателем активного участия детей в беседе являются их вопросы. Надо учить детей задавать вопросы воспитателю и товарищам. Воспитатель должен быть внимательным к вопросам детей, которые возникают у них в процессе беседы: одобрить удачные, отметить наблюдательность, любознательность. В процессе беседы дети должны выразить свое отношение к предметам и явлениям, поделиться чувствами, переживаниями.

Для уточнения представлений детей иногда в беседе используется наглядный материал полностью соответствующий содержанию беседы (картина, игрушка, модель, предмет в натуре, который вызывает интерес и речевую активность. Высказывания детей в таких случаях непосредственно опираются на ощущения и восприятия. Наглядный материал воспитатель готовит заранее, продумывает методику объяснения и размещение его во время беседы. Его не надо представлять для преждевременного осмотра, чтобы не отвлекать внимание детей. В беседу можно включить прослушивание магнитофонных записей, литературных текстов - это повышает эмоциональность восприятия материала. Также можно использовать игровые упражнения, загадки, чтение художественных произведений.

Проводя беседу, воспитатель должен помнить, что она должна иметь характер организованного разговора, проходить свободно, не напряженно, в обычных, непринужденных условиях, и способствовать развитию живой, образной речи детей.

Публикации по теме:

Игры воспитателя с детьми подготовительной группы КОНДУКТОР В АВТОБУСЕ [/b] 1. Наблюдение за работой постового милиционера. 2. Встреча с работниками ГАИ. 3. Беседа о правилах уличного движения.

План работы с родителями для старшей группы Сентябрь Напомнить правила детского сада. Что необходимо приобрести к новому учебному году. Индивидуальные беседы. Дополнить уголок информации.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Беседы с детьми
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 14:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Прогулка «Наблюдение за березкой»
Цели: Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру; продолжать учить описывать растения, отмечая их различия и сходство...
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми с детьми младшей группы «Подарки...
тема: «Подарки для зверят». Цель : создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие: -...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...