Сказка А. А. Тороева «Дружба пяти пальцев» — «Табан хурган». Билингвальное интегрированное занятие в подготовительной группе

Аграфена Бальхаева
Сказка А. А. Тороева «Дружба пяти пальцев» — «Табан хурган». Билингвальное интегрированное занятие в подготовительной группе

Интеграция по образовательным областям: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка»

Цель: формировать интерес к познанию бурятского фольклора.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с содержанием сказки.

-продолжать осваивать грамматическую структуру простого предложения.

-стимулировать желание описывать состояние героев, их настроения, свое отношение к событию в монологической форме.

- развивать стремление общаться с взрослыми и сверстниками по содержанию сказки, высказывать свое отношение к героям сказки, дать оценку, делать обобщения и выводы.

Речевые:

- развивать связную речь, обогатить словарь детей новыми словами: hайхан хургад (красивые, гоёхон (нежные, жаахан (милые, тоомтой (послушные, хулуухада муу

(воровать плохо, ажал хэхэдэ hайн (работать хорошо).

Развивающие:

- развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Воспитательные:

- воспитывать честность, порядочность.

-воспитывать бережное отношение к своему телу, к своему имени.

- желание говорить на бурятском языке.

Предварительная работа:

- занятия по теме: «Моё тело».

- загадывание загадок о частях тела

- разучивание потешки: «Уhан - уhан»- «Водичка- водичка».

- разучивание потешки: «Барбаадай».

Демонстрационный материал:

мультимедийный компрессор, экран, ноутбук.

Методические приёмы: пояснение, рассказывание сказки, рассматривание слайдов, беседа – диалог,

поисково – исследовательская деятельность, игровая мотивация, динамическая пауза, пение песни, анализ, подведение итогов.

Ход занятия.

Педагог: Ребята, хочу вам сказать одно слово на бурятском языке: «Гар».

Дети: Рука.

Педагог: Сейчас увидите отгадку.

Мультимедийный показ

Слайд № 1

Все: Энэ гар (это рука).

Ребёнок: Энэ гар.

Педагог: Дети, как вы думаете, это кисть руки взрослого человека или ребёнка?

Дети: Кисть руки взрослого человека.

Дети: Большая рука.

Педагог: На руке пальцы «хургад»

Дети: Хургад.

Педагог: Как называется большой палец руки взрослого человека на бурятском языке?

Дети: Эрхы.

Педагог: Этот палец как называется? (показываю мышкой на указательный палец).

Дети: Долёобор.

Все: Долёобор.

Педагог: Следующий палец на бурятском языке называется как?

Дети: Дунда хурган.

Педагог: Энэ хурган, четвёртый палец как называется?

Дети: Нэрэгуй хурган.

Педагог: Энэ хурган (показываю мышкой на мизинец)

Дети: Шэгшы.

Педагог: Дети, ещё раз правильно по порядку назовите все пальцы руки на бурятском языке.

Дети: Эрхы, долёобор, дунда хурган, нэрэгуй хурган, шэгшы.

Педагог: Давайте, теперь сосчитаем, сколько пальцев на одной руке.

Дети: Нэгэн, хоёр, гурбан, дурбэн, табан.

Все: Табан хургад.

Динамическая пауза: Слайд №2

Дуужэн – даажан

Дээшээ - доошоо

Дуужэн – даажан

Урагшаа – хойшоо

Дуужэн – даажан

Иишэ – тиишээ

Дуужэн – даажан.

Педагог: Сегодня мы говорим о пяти пальцах – табан хурган.

Хочу вам рассказать сказку на бурятском языке: «Дружба пяти пальцев» - «Табан хурган».

Итак, слушайте внимательно сказку: «Табан хурган».

(Рассказывание сказки педагогом на бурятском языке).

Педагог: Что вы можете сказать?

Дети: Это «разговор пальцев».

Педагог: Очень правильно вы поняли, действительно пальцы о чём – то говорили.

О чём они говорили, вы сейчас узнаете.

Педагог: Сказка: «Дружба пяти пальцев».

Слайд №3

Однажды, пять пальцев затеяли очень интересную беседу.

Слайд №4

- Братцы, я сегодня сворую овечку, мы все будем сытыми! – говорит большой палец.

Слайд №5

-Иди, братец, иди поскорей, иди, я покажу самую- самую жирную овечку! – говорит

указательный палец

Слайд №6

Воровать! Воровать! Разве это хорошо! Каждый из нас потеряет своё имя!- глубоко

вздохнул средний палец.

Слайд №7

-А мне все равно!- я своё имя смешаю с землёй, золой! А мне все равно!- говорит безымянный палец.

Слайд №8

- Мизинец выпрямился, вытянулся и очень строгим голосом сказал;

- Братцы, остановитесь, вы надумали плохое дело, делать!

Педагог: А какое плохое дело надумали братья?

Слайд №9

Дети: Большой палец надумал своровать овечку, указательный палец хочет помочь.

Педагог: Как вы считаете поступки большого пальца и указательного пальца?

Дети: Они плохо поступают, нельзя воровать.

Педагог: Большому пальцу и указательному пальцу надо подсказать, что воровать

это очень плохо!

Дети: Большой палец и указательный палец, надо знать, что воровать плохо!

Педагог: Хулуухада муу!

Дети: Хулуухада муу!

Педагог: Руки нам нужны для чего?

Дети: Руки нам нужны для работы.

Все: Работать хорошо!

Педагог: Ажал хэхэдэ hайн.

Дети: Ажал хэхэдэ hайн!

Все: Работать хорошо, воровать плохо.

Все: Ажал хэхэдэ hайн, хулуухада муу!

Педагог: Большой палец и указательный палец поняли о том, что воровать плохо,

работать хорошо,

Педагог: Дети вспомните и скажите, что говорил средний братец?

Дети: Средний палец знает о том, что воровать плохо.

Педагог: Как вы понимаете выражение – каждый из нас потеряет свое имя!

Педагог: Того, кто ворует как называют?

Дети: Вор! Вор!

Педагог: Это выражение приятное?

Дети: Неприятное!

Педагог: Очень неприятное! Средний братец понимает, что воровать плохо. Средний палец переживает и волнуется за братьев, чтоб они не пошли на это плохое дело, если же

они своруют, то братьев будут называть: «Вор! Вор!» не будут называть, что это большой палец, а это указательный палец. Средний палец очень переживает за братьев. Средний братец хочет, чтобы у каждого брата было своё имя (большой палец – эрхы, указательный палец - долёобор).

Педагог: Дети, вспомните и скажите, что говорил безымянный палец.

Дети: Мне всё равно! Я своё имя смешаю с землёй, золой! Мне всё равно!

Педагог: Каким вы видите этого братца?

Дети: Плохим!

Дети: Плохо говорит о своём имени.

Педагог: Как человек относится к своему имени?

Дети: Хорошо. Каждый человек любит своё имя.

Педагог: Мы с вами живём в России, есть такой закон, что каждый гражданин имеет право на имя, фамилию, отчество. И каждый человек должен гордиться, радоваться своим именем, фамилией, отчеством.

Педагог: Что мы можем сказать безымянному пальцу?

Дети: Безымянный палец, люби своё имя, береги своё имя!

Педагог: Оорынгоо нэрэдэ дуратай бай!

Дети: Оорынгоо нэрэдэ дуратай бай!

Педагог: Дети, что вы скажите о самом младшем братце – мизинец.

Дети: Он очень умный! Очень хороший! Очень строгий!

Педагог: Шэгшы бэрхэ!

Дети: Шэгшы бэрхэ!

Педагог: Сегодня вы послушали очень интересную бурятскую сказку: «Табан хурган», через эту сказку вы поняли, что такое хорошо и что такое плохо, что друг другу надо относиться заботливо, беречь своё имя, фамилию, чтобы быть умным как мизинец надо учиться.

Педагог: Пословица: «У одной руки пять пальцев – и все разные Как вы понимаете?

Дети: Да, на одной руке пять пальцев! И каждый палец думает по - разному.

Физминутка: «Бумбэгэ»

Монсогор бумбэгэ бумбэлзоо

Модон соогуур бумбэлзоо

Гол тээшэ годироо –

Голд! – гээд унашоо.

Слайд №10

Педагог: Юун бэ?

Дети: Маленькая рука, маленькие пальчики.

Педагог: Жаахан хургад.

Дети: Жаахан хургад. Жаахан хургад.

Педагог: Они хотят, чтоб вы их назвали на бурятском языке.

Ребёнок: Барбаадай, батан туулай, тоохон тобшо, толи байса, бишыхан шэгшуудэй.

Педагог: Маленькие, нежные, послушные пальчики просят, чтобы мы спели песенку о них.

Исполнение песни: «Табан хурган»

Жаахан бидэ хамтадаа

Жарган сэнгэн нааданабди

Эрхы томо хурганhаа

Эхи абан тоолонобди.

Барбаадай

Батан туулай

Тоохон тобшо

Толи байса

Бишыхан шэгшуудэй.

Хэрэг ажал хэхэдэй

Хэмгуй уран манай гарай

Табан сэбэр хурганууд

Таатай зохид нэрэтэйл даа.

Дабталга: (Припев).

Тоомтой жаахан бидэнэр

Тоо бэшэгтэ hуранабди

Табан хурган тухайгаа

Танил дуугаа дууланабди.

Дабталга:

Анализ занятия. – Что вам запомнилось?.

Прикреплённые файлы:

druzhba-pjati-palcev_u9k2n.pptx | 2471,42 Кб | Скачан: 149
 
Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в младшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Сказка А. А. Тороева «Дружба пяти пальцев» — «Табан хурган». Билингвальное интегрированное занятие в подготовительной группе
Опубликовано: 15 декабря 2013 в 12:59
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...