Бинарное занятие для детей подготовительной группы «Из Холмогор в Москву» с использованием ИКТ

Ирина Вилимавичюте
Бинарное занятие для детей подготовительной группы «Из Холмогор в Москву» с использованием ИКТ

Цель: Формировать представления детей о жизни и творчестве М. В. Ломоносова.

Задачи:

• Закрепить полученные на занятиях знания детей о жизни и творчестве М. В. Ломоносова. Уточнить представления о научных открытиях великого ученого.

• Развивать любознательность, поисково-познавательную деятельность, умение совместно обсуждать задания, находить правильные ответы.

• Воспитывать чувство уважения к великому земляку, патриотизм.

Материал: мультимедийное оборудование; разрезные картинки старинных судов, в т. ч. поморских, в конвертах; карточки с изображением старинной мужской одежды; стойка с 6-ю прищепками для подвешивания картинок и карточки с цифрами от 1 до 6; магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги; медали, хлеб с солью.

Предварительная работа:

• посещение мини-музея М. В. Ломоносова,

• познавательные занятия,

• чтение книги «Михайло Ломоносов» О. Тихомировой, главы 26 – 28 из книги «Северный клубок»,

• дидактические игры,

• выставка рисунков,

• составление фильма из рисунков и рассказов детей о жизни и творчестве М. В. Ломоносова,

• отгадывание кроссвордов,

• просмотр виртуальных экскурсий: «Имя Ломоносова на карте

г. Архангельска», «Я иду по земле Ломоносова» (музей М. В. Ломоносова).

• экскурсия к памятнику М. В. Ломоносова.

Ход:

Дети входят в зал, исполняя «Северный хоровод».

«Северный хоровод»

муз. А. Филиппенко

1. На лужку у ворот,

Где рябина растёт,

Мы в тенечке, холодочке

Заведем хоровод.

2. Кто на Севере бывал,

Ночи белые видал

Полюбил он всей душой

Север наш дорогой.

3. Неспроста говорят,

Что наш Север богат,-

Лесорубы и поморы,

Чудеса здесь творят!

Дети кланяются и здороваются.

- Сегодня об одном из известных поморов мы с вами и поговорим. А о ком, вы узнаете, отгадав загадку.

Он на севере родился,

На Курострове он жил

Арифметику с грамматикой -

С детства полюбил.

Наш земляк известен в мире

Он ученый и поэт.

Он человек – университет! /М. В. Ломоносов/

1 слайд: портрет М. В. Ломоносова.

- М. В. Ломоносов был великим ученым, поэтом, художником. Но трудным был его путь к знаниям.

2 слайд: карта «Путь Ломоносова из Холмогор в Москву».

- Перед вами карта. На ней изображен путь Михайло Ломоносова с рыбным обозом из Холмогор в Москву.

3 слайд: слышен шум ветра и с карты исчезают все обозначения.

4 слайд: голос и изображение ветра из мультфильма «Сказка о мертвой

царевне и семи богатырях:

Я – северный ветер

Холодный норд-ост.

Все ваши значки

я с собою унес.

Задания выполнить надо мои,

на карту, чтоб снова вернулись

значки.

Я сегодня мимо пролетал

и задания на листочке вам

прислал.

Из-за экрана вылетает листок с заданиями.

- Северный ветер унес все обозначения на карте, надо вернуть все на свои места. Выполним задания ветра?

1 задание: - Назовите место рождения Михайло Ломоносова.

/ д. Мишанинская/

5 слайд: карта, на ней появляется первое обозначение – д. Мишанинская.

2 задание – Как звали родителей Михайло Ломоносова?

/Василий Дорофеевич и Елена Ивановна/

6 слайд: карта с обозначениями: Холмогоры, Сийск, Емецк.

3 задание: - Перед вами конверты с разрезными картинками старинных судов. Соберите их и выберите из них судно, на котором Михайло с отцом ходили в море на промысел.

7 слайд: если дети неправильно выполнили задание, на экране знак - ?.

8 слайд: если правильно – картинка с кочем. 9 слайд: карта с новыми обозначениями: Усть – Вага, Шенкурск, Вельск.

- В старину суда встречали песней да хлебом с солью.

Дети исполняют:

«Вдоль по морю»

сб. «Лети над Севером песня»,

составитель Мокроусова Л. И.

Вдоль по морю, вдоль по морю,

Вдоль по морю, морю синему. – 2р.

Плывут суда, плывут суда,

Корабли плывут из разных стран – 2р.

Мы встретим их, мы встретим их,

Хлебом солью, словом ласковым. – 2р.

Дети вручают гостям хлеб с солью.

- А Михайло с другими детьми любили играть в рыбаков и рыбок.

Игра «Тянем невод»

Невод поднимаем

рыбу вынимаем

ёршиков – котику,

косточки – пёсику,

треску в засол.

Остальные же,

остальные же,

остальные в котёл.

Мальчики строятся полукругом. На раз – ритмично наклоняются вперед с вытянутыми руками. На два – встают, руки прижимают к груди – тянут «невод».

Девочки – «рыбки», «плавают».

Мальчики, стоящие с краев, на слова: «Остальные же …», заводят круг, на слово «котёл» опускают сцепленные руки. «Рыбки», оказавшиеся в круге, считаются пойманными.

Воспитатель: - Хорошо поиграли, но надо выполнять задания ветра.

4 задание:

10 слайд: на экране появляются изображения книг: «Арифметика», «Грамматика», «Сказки», «Былины», Комиксы.

- Выберите те книги, которые Михайло называл «Вратами науки».

11 слайд: если дети правильно назвали, то на экране исчезают «Сказки», «Былины», Комиксы.

12 слайд: появляется карта – на ней новые обозначения: Вологда, Данилов, Ярославль.

5 задание: - В какое время года Михайло отправился с рыбным обозом?

- Выберите одежду, которую он надел. Соблюдайте цифровой ряд.

На столах картинки с изображением старинной мужской одежды с номерами и стойка с цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

1. – тулуп, кафтан, сюртук.

2. – валенки, пимы, лапти.

3. – штаны, джинсы, брюки.

4. – треух, колпак, картуз.

5. – холщовая косоворотка, атласная рубаха, рубаха с вышивками.

6. – рукавицы (с вышивкой, меховые, вязанные).

Дети выбирают нужные картинки и развешивают их на стойке, поясняя свой выбор.

13 слайд: на экране появляются обозначения: Переяславль, Ростов, Загорск.

Воспитатель поворачивает стойку другой стороной и на обратной стороне картинок читается надпись «Москва».

- Как вы думаете, почему сложилось это слово?

14 слайд: на карте появляется последнее обозначение: Москва.

15 слайд: голос и изображение ветра: - Вы правильно выполнили мои задания, и вас ожидает сюрприз.

16 слайд: на экране – портрет М. В. Ломоносова. Затем изображение рассыпается на маленькие частички и раздается торжественная музыка.

Появляется «М. В. Ломоносов».

М. В. Ломоносов: - Здравствуйте, отроки. Наслышан о ваших прекрасных знаниях. Если будете также хорошо учиться и далее, то вас ждет великое будущее.

Составление СИНКВЕЙНА:

1. Узнали, кто я? (М. В. Ломоносов)

2. Какой я для вас? (умный, талантливый, любознательный, пытливый, и т. д.)

3. Что я сделал для вас и других людей? (создал первую химическую лабораторию, создал смальты, мозаику, ночезрительную трубу, открыл атмосферу на Венере и т. д.).

- В детстве я любил читать, писать, наблюдать. Очень мне нравилось смотреть на небо. Особенно привлекало северное сияние. Что это такое, откуда оно берется? А вы видели северное сияние? Хотели бы об этом узнать? - Тогда вы станете участниками опыта.

17 слайд: изображение полярного сияния.

Опыт: - Кусочки бумаги – частицы солнечного ветра, которые посылает в сторону Земли солнце, воздушный шар – Земля. (Шар трут о волосы). Посмотрите, как частицы притягиваются к наэлектризованному шару.

Показывает магнит.

- Это магнит, который притягивает металл. У Земли тоже есть магнитные силы.

На столе два листа бумаги. На один кладут магнит, на другой – металлическую стружку. С помощью трубочки сдувают в сторону магнита стружку. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита).

- Магнитные силы Земли задерживают солнечный ветер. Его частицы, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Так появляется полярное сияние.

Понравился вам опыт? Что вы узнали? - Молодцы! Настоящие ребята, с севера!

Дети исполняют песню.

«Мы – ребята с Севера»

сб. «Лети над Севером песня»,

составитель Мокроусова Л. И.

муз. М. Картушиной

сл. А. Онегиной

1. С неба северное солнышко

светит весело для всех

и река Двина широкая

это гордость здешних мест.

Припев: А мы – ребята с Севера,

А мы идем уверенно

По городу любимому

Архангельской земле.

А мы – ребята с Севера,

Делами мы проверены,

Торопимся к победам мы

В учебе и труде.

2. Как цветы растем на радость мы

набираемся мы сил

и науки покорятся нам

Ломоносов так учил.

3. Много вырастет учёных,

много вырастет врачей.

Много вырастет хороших

замечательных людей.

М. В. Ломоносов: - За такое рвение к знаниям надобно наградить отроков.

Из сундучка М. В. Ломоносов достает медали и награждает каждого ребенка.

Слышен шум ветра.

М. В. Ломоносов: - Мне пора. Спасибо вам за гостеприимство. Желаю вам великих достижений.

18 слайд: на экране из частиц начинает составляться портрет

М. В. Ломоносова, а он сам уходит из зала.

19 слайд: голос и изображение ветра:

Вот спасибо вам, друзья!

Порадовали вы меня.

Столько знать о земляке!

Кто? Когда? Откуда? Где?

Возвратил я вам значки.

Всем успехов! Молодцы!

20 слайд: на экране появляется карта со всеми обозначениями.

- Мы выполнили все задания, восстановили карту. Она пригодится другим детям, которые тоже будут изучать жизнь и творчество М. В. Ломоносова. Молодцы!

Публикации по теме:

Инновационные формы работы по формированию представлений о жизни и творчестве М. В. Ломоносове «Помора сын – ты сыном стал России, Предугадав ее грядущий час. И столько смог за жизнь свою осилить, Что и доныне поражаешь нас …».

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ на тему: «Михаил Васильевич Ломоносов» МБДОУ МО "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК" "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 10 "РОДНИЧОК" Конспект занятия в подготовительной группе с использованием.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Бинарное занятие для детей подготовительной группы «Из Холмогор в Москву» с использованием ИКТ
Опубликовано: 14 августа 2013 в 13:14
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...