Блок экологических игр

Татьяна Сергеева
Блок экологических игр

Блок экологических игр

«Погружение» в мир животных Цель - формирование у детей системы знаний об объектах природы (животные) через игру.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, естественным проявлением и выражением жизненного опыта. Важным средством формирования психических функций малыша, его интеллекта является игра. Знаменитый учёный Эрик Берн пишет; «Весь процесс воспитания ребенка мы рассматривание как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть». Точно так же, как взрослый человек

обязан работать, ребенку необходимо играть. В дошкольной педагогике игра всегда имела

большое значение при ознакомлении с природой. Дети «погружаются» в любимую

деятельность и создают благоприятно эмоциональный фонд для воспитания «природного»

содержания. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Все, что нравится детям, все. Что их «впечатлило. преобразуется практику игры. Экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, входят в их самостоятельную игру, становятся её содержанием. лучше, чем знания, воздействие которых затрачивает лишь интеллектуальную

сферу. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать внимания на формирование у детей бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира.

Эффективным средством ознакомления детей с окружающим миром природы является дидактическая игра, в которой процесс обучения осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного материала, с которым взаимодействуют дети.

Много нового узнали На экскурсии ходили Знания не растеряли Мы их в играх закрепили

Наблюдения в природе Где, чей дом? А что за птица?

Лист желтеет, осень вроде.

Ночью, почему сове не спится

Как приспособился верблюд, чтоб жить в пустыне жаркой

Зачем растения воду «пьют»

Для нас игра - загадка

Игры в руки мы возьмем и на все ответ найдем.

Игра первая - простая Мы научимся играя Животных расселять Домашних в дом к хозяину Л диких - в лес, в природу;

Ведь звери могут выжить в любую непогоду

Вторая игра - «Мои друзья»

Мы накормим своих животных - друзей

Для каждого мы подберем любимый корм быстрей

Третья игра нам поможет узнать

Как животные в природе могут выживать

Как помогает маскировка, когда кругом опасность

Какая им нужна сноровка, чтоб не оказаться в пасти

«Отгадай, где я живу» - вот четвертая игра Здесь используем модели, их так любит детвора Принципы взаимосвязи поможем понимать Пускай будут в игры дети с удовольствием играть!

Мною представлена серия игр для формирования экологических знаний о животных. Теоретико-методической базой данных игр являются концептуальные основы программы С. Н. Николаевой «Юный эколог».

Игра дли детей младшего дошкольного возраста.

• Игра «Кого встретил Стёпка?».

Цель:

Закреплять знания детей о домашних и диких животных, воспитывать любовь к животным.

Материал к игре:

Карточки с изображением домашних и диких животных, карточки «дом», «лес».

Игровое задание:

Поместить диких животных в лес, а домашних рядом с домом.

Содержание игры:

Дом. в котором живет щенок Стёпка, находится рядом с лесом.

Однажды щенок забрел в лес (а он был очень любопытный) и заблудился.

Там ему встретились животные, которых он раньше не видел.

- Каких животных встретил в лесу щенок?

- Почему их называют дикими?

- А какие животные живут со Стёпкой?

- Почему их называют домашними?

Игра для детей среднего дошкольного возраста.

• Игра «Мои друзья».

Цель:

Учить детей определять и называть корм животных соотносить определенный корм к определённым животным, развивать наблюдательность, воспитывать заботу.

Материал к игре:

Перфокарты с изображением животных и различного корма.

Игровое действие:

Накормить своих друзей - животных, соединить линией или обозначить значками, где чей корм.

Содержание игры:

Воспитатель предлагает накормить животных.

- Каких животных мы будем кормить?

- Какой корм любят эти животные?

- Выберите для каждого животного свой корм?

Игра для детей старшего дошкольного возраста.

Игра «Маскировка».

Цель:

Помочь детям понять способность животных маскироваться, осознавать умение приспосабливаться к условиям жизни в природе, развивать мышление.

Материал к игре:

Карточки желтого, белого, зеленого, черного цветов, моделирующие пустыню, снежый покров, траву, почву; картинки с изображением животных пустыни, с севера, животных обитающих в травяном покрове, в почве.

Игровое действие:

Распределить животных в соответствии со средой обитания, учитываю окраску животных и преобладающий цветовой фон среды обитания.

Содержание игры:

Воспитатель предлагает рассмотреть и назвать животных, назвать среду их обитания. Педагог говорит, что в природе много встречается опасности, им для животных необходимо маскировать, чтобы избежать врагов.

- Что помогает животным остаться незамеченными?

- Как это можно связать с условием их обитания?

- Расселите животных в соответствии со своей средой обитания, учитывая их способность к маскировке.

• Игра «Отгадай, где я живу».

Цель:

Помочь детям осознать принципы взаимосвязи животных с условиями жизни в природных зонах; формировать экологические представления; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Материал:

Карточки белого, желтого, зеленого, салатового цветов, размером 18x26 см., с условными изображениями воды (много, мало, достаточно, почвы (бедной, богатой, достаточной). света (много, мало, достаточно, температуры (низкой, высокой, достаточной, а также картинки с изображением животных Севера (тундры, тайги, пустыни, джунгли.

l-ый вариант игры.

Ход игры:

На столах перед каждым ребёнком разложены карточки белого, жёлтого, зелёного.

салатового цветов с условными изображениями воды, почвы, света, температуры, а также картинки с изображением животных.

Воспитатель показывает детям картинку с белочкой и говорит, что она убежала из родного дома, заблудилась и не знает, куда ей возвращаться. Нужно помочь зверьку добраться лома. Но для этого надо знать, где он живет; описать это место: много ли там воды, света, тепла, богатая ли почва? Дети должны подобрать карточку, соответствующую условиям жизни белочки и поместить ее туда.

Воспитатель показывает детям верблюда и рассказывает его историю: решил верблюд посмотреть мир и поехал на север, но оказалось, что там долгая ночь, холодно, нет колючек, которыми он питается, и захотелось ему домой вернуться. Верблюд просит помочь отыскать место, где он живет. Дети находят карточку желтого цвета обозначающего пустыню и условий жизни там (высокая температура, мало воды, много света, бедная почва). Объяснив приспособленность животного к жизни в этих условиях, помещают верблюда на место.

Далее показывают животное; северный олень, обезьяна, которая тоже заблудилась и просит помочь найти свой дом. Дети находят карточки белого и салатового цветов с изображением условий жизни в этих природных зонах и размещают северного оленя на белой карточке. А обезьяну - па салатовой. Объясняет свой выбор.

«Потерявшаяся» звери радуются, что нашли свой дом. А дети делают выбор, что. все животные приспособлены только в определенной зоне.

Воспитатель может активизировать деятельность ребят, поместив белого медведя на карточке желтого цвета. Дети сразу замечают, что этого не может быть. У бслого медведя тёплый мех и толстый слой жира. Он не может жить в пустыне, ему там слишком жарко, и он может погибнуть. Белый медведь может жить лишь на Севере.

Иногда дети так увлекаются игрой, что сами начинают предлагать новых»потерявшихся» животных, чтоб найти свой дом. Воспитатель всегда поддерживает такой интерес и помогает малышам.

Игра требует определенных знаний о природных зонах, условиях жизни в них обычно и вызывают большой интерес.

2-ой вариант игры.

На столах у детей те же карточки белого, желтого, зеленого, салатового цветов и набор картинок с изображением животных - обитателей разных природных зон.

Xoд игры:

Воспитатель просит детей выбрать из набора нескольких животных и разместить каждого на той карточке, где оно сможет жить, где есть условия для его обитания. Дети выполняют задания, объясняя свой выбор. Например, на карточке белого цвета окажутся:

белый медведь, тюлень, морж; на карточке желтого цвета - гадюка, черепаха, верблюд, ящерица; на карточке салатового цвета - обезьяна, леопард.

Воспитателю можно, как и в первом варианте, на карточку белого цвета поместить, к примеру, джейрана, сайгака. Дети тут же замечают, что это животные пустыни и они не могут жить в условиях Севера.

На протяжении всей игры поддерживается интерес ребят к поискам дома для животных. Обычно большинство воспитанников быстро и охотно справляются с заданиями, а тем. кто затрудняется. оказывают помощь другие дети совместно с воспитателем.

Итог:

Данное пособие имеет практическую значимость. Материал отличается легкостью восприятия, логичностью и последовательностью изложения.

У детей наблюдается устойчивый положительный интерес к заданиям, стремление к их выполнению, положительно - эмоциональный настрой, как на сам материал, так и на познавательное взаимодействие с педагогом. Дети хорошо ориентируются в содержании заданий игр - правильно размещают животных, устанавливают взаимосвязи животных с условиями жизни, свои действия сопровождают речевыми пояснениями. Играя, дети реализуют свою познавательную активность, что влияет на становление, формирование их познавательного отношения к миру природы.

Публикации по теме:

«Виды спорта» (Электронное пособие для детей 5–7 лет) Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то олимпийское образование дошкольников осуществляется приемущественно.

Презентация проекта «Предметно-развивающая среда разно-возрастной группы» Развивающая предметная среда для любого дошкольного возраста является основным средством формирования личности ребенка и является источником.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • ПДД
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Блок экологических игр
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 20:46
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...