Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Екатерина Вихарева
Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

«Покажи мне твои средства,

чтобы я полюбил твою цель».

Б. Брехт.

Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос решить мыслительную или внутренней речи - словесное обозначение выполняемых движений и их результатов, словесную характеристику используемых образов.

Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.

Логические блоки Золтана Дьенеша система которого менее популярна у отечественных педагогов, чем система М. Монтессори или Б. Никитина. А между тем игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания: они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно–три свойства одновременно.

Ребенок познает окружающий мир, который воздействует на его развитие, ощущение, восприятие. Хотя, известно, воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитие геометрических знаний имеет огромное значение для более глубокого познания ребенком окружающего мира и подготовки его к обучению в школе.

Многие видные психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина, Т. В. Турунтаева и др.) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений.

Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с семи лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Блоки Дьенеша – волшебным образом вобрали в себя черты конструктора и развивающей игры для маленьких математиков. Так в чем же их привлекательность и польза?

Применяя в работе блоки Дьенеша можно расширить границы познания не только узконаправленно (цвет, форма, размер, толщина, но и сформировать умение у детей комплексно оценивать свойства любых предметов, что также позволяет говорить о формирующихся логических операциях.

Процесс формирования логического мышления в каждый возрастной период:

Во второй младшей группе используются блоки Дьенеша для организации простого манипулирования геометрическими фигурами. Для этого мы предоставляется детям возможность самостоятельно знакомиться с логическими блоками, используя их по своему желанию в различных видах деятельности. В процессе манипулирования дети замечают, что блоки имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Сначала выбираются игры и упражнения на развитие умения обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству. Когда ребенок без больших затруднений справляется с подобными заданиями, ему предлагаются игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем тремя и четырьмя.

С простейшими геометрическими фигурами (круг и квадрат) знакомим детей в экспериментальной деятельности. Они прокатывают через воротики эти фигуры и определяют предмет, который не катится (квадрат, и предмет, который катится (круг). Еще до проведения систематически организуемой совместной с педагогом деятельности используются блоки Дьенеша как строительный материал и как мозаику.

Для закрепления знаний об этих геометрических фигурах проводятся игры - поручения с двумя обручами, например:

• «Положи в красный обруч красные круги, а в синий обруч - синие квадраты!»;

«Положи в красный обруч круги, а в синий обруч - квадраты!»;

• «Положи в красный обруч маленькие круги, а в синий обруч - большие круги!»;

• «Положи в красный обруч большие квадраты, а в синий обруч - маленькие квадраты!».

В средней группе закрепляется умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник и прямоугольник, выделять цвет, форму, размер, толщину. Полученные знания дети применяют в дидактических играх по группировке предметов (фигур) с использованием обручей. Большой интерес вызывает дидактическая игра «Клад», которая проводится со второй половины учебного года и позволяет формировать знания обо всех четырех свойствах предмета.

В старшей группе дети знакомятся с приемами кодирования. Для этого используются кодовые карточки, на которых с помощью символов обозначены свойства предметов. Карточки сгруппированы в специальных блокнотах, изготовленных родителями. Листы блокнота разрезаются на четыре части, соответствующие таким свойствам блоков, как цвет, размер, форма, толщина. В первой части блокнота в виде пятна красного, желтого или синего цвета обозначается цвет рассматриваемого блока. Во второй части с помощью двух изображений домиков показан размер блока (большой и маленький). В третьей части блокнота в виде геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) обозначены формы блоков. И в четвертой части показана толщина блока с помощью изображения тонкого или толстого человечка. Варьируя эти четыре свойства, можно составить 48 наборов.

Используя символы этих карточек, составляем карточки с образно- ассоциативными кодами, которые позволяют реализовывать дифференцированный подход к детям, ориентируясь на четыре уровня сложности.

Первый уровень - на карточке закодировано одно свойство, например, круг. К такому коду ребенок может подобрать блок любого цвета, размера и толщины, но обязательно круглой формы.

Второй уровень - на карточке закодированы два свойства. Например, ребенку предлагается найти блок, свойства которого закодированы на следующей карточке. К такому коду он может подобрать блок любого цвета и формы, но он должен быть маленьким и тонким.

Третий уровень - на карточке закодированы три свойства. Например, ребенку предлагается найти блок, свойства которого закодированы на следующей карточке. Он может подобрать блок любой формы, но он должен быть синим, маленьким и тонким.

Четвертый уровень - на карточке закодированы четыре свойства. Например, ребенку предлагается найти блок, свойства которого, на следующей карточке. Нужно подобрать следующий блок- синий, маленький, тонкий, треугольник.

С детьми 5-6 лет можно проводить дидактические игры: «Найди, что спрятано!», «Житейские истории», «Восстанавливаем разрушенный город», «Лабиринт», игры с 1-2 обручами. Они развивают такие психологические процессы, как память, внимание и мышление.

В подготовительной к школе группе знания детей о геометрических фигурах расширяются и систематизируются. В процессе применения блоков Дьенеша переходим на более высокую ступень декодирования, т. е. знакомим детей с такой логической операцией, как отрицание свойств предметов. У ребенка появляется больший выбор свойств предметов и больше возможностей для их варьирования. Сначала предлагаем определить отрицание одного свойства, а затем это могут быть четыре свойства, что зависит от уровня развития дошкольников. Используются игры с 2-3 обручами.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством, другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами, третий — чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами) .

Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребенку.

Интеллектуальное путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.

Работа по развитию у детей логического мышления должна проводиться по плану в образовательной деятельности в режимных моментах в виде совместных игр и индивидуальных упражнений. Условно назовем их - занятия. В структуру каждого занятия включаем игру или упражнение, если дети устают.

Блоки Дьенеша мы используем в соответствии с ФГОС ДО как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

Тренировочные задания:

Цель: продолжать закреплять знания детей о геометрических фигурах, развивать внимание, логическое мышление, воспитывать усидчивость.

Первый уровень сложности.

1. Сосчитай, сколько красных, сколько синих, сколько желтых фигур.

2. Сосчитай, сколько треугольных фигур, сколько круглых, сколько квадратных, сколько прямоугольных фигур.

3. Достань из коробки только тонкие блоки и, подумав, скажи каких из них нет в таблице.

Второй уровень сложности.

1. Сосчитай, сколько красных и синих фигур в таблице. Считай так:

одна красная, одна синяя, две красных, одна синяя и т. д.

2. Как ты думаешь, сколько еще красных и синих фигур (тонких) не

вошли в таблицу. Объясни, почему ты так думаешь.

3. Выложи из блоков (тонких или толстых, символы которые даны в

таблице 1, что хочешь. Придумай название своей работе.

Третий уровень сложности.

1. Сосчитай, сколько красных, сколько синих, сколько желтых фигур в

таблице. Считай так: одна красная, одна желтая, одна синяя, одна красная, две желтых, одна синяя и т. д.

2. Какие тонкие из комплекта «Логические блоки Дьенеша» не вошли в

таблицу. Выскажи предположение, проверь и приведи разные способы доказательства.

3. Выбери из коробки с «Логическими блоками Дьенеша» блоки со

свойствами, указанными в таблице (только толстые или только тонкие). Раздели их на 2 кучки. Объясни, по каким свойствам ты их распределял. Сколько разных способов, выполнения задания ты можешь предложить (красные- некрасные, большие- маленькие, треугольные- нетреугольные и т. д.).

После успешного выполнения задания проводятся дидактические игры: «Житейские истории», «Я загадаю- вместе отгадаем», игры с обручами и другие. Данные тренировочные задания учат детей классифицировать блоки по трем признакам, позволяют закрепить умение определять признаки геометрических фигур с помощью знаков, выполнять раскодирование блоков, развивать логическое мышление.

Методика проведения игры:

Ведущий кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, как показано на рисунке, т. е. чтобы образовалось 8 областей.

После того, как все области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т. д., предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего- все квадратные, а внутри желтого- все большие.

После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры с тремя обручами) вопросов. Какие блоки лежат:

1. Внутри всех трех обручей;

2. Внутри красного и синего, но вне желтого обруча;

3. Внутри синего и желтого, но вне красного обруча;

4. Внутри красного и желтого, но вне синего обруча;

5. Внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча;

6. Внутри синего, но вне желтого и красного обруча;

7. Внутри желтого, но вне красного и вне синего обруча;

8. Вне всех трех обручей? .

В этой игре дети не только самостоятельно учатся решать логические задачи, но и следить за ответами товарищей, проверяют правильность ответов, рассуждают, доказывают. Педагогам дошкольного учреждения предлагаем следующие рекомендации:

1. Уровень овладения математическими знаниями будет успешнее, если использовать логические блоки Дьенеша в игровых условиях;

2. Непосредственное участие взрослого будет вызывать наибольший интерес к предлагаемым играм и упражнениям на основе применения блоков Дьенеша;

3. Процесс ознакомления детей с логическими блоками Дьенеша должен происходить постепенно, поэтапно.

4. Планируя педагогический процесс и организуя предметно-игровую среду нужно ориентироваться на возможности детей.

Литература:

1. Ануфриев А. Ф. «Как преодолеть трудности в обучении детей», Москва,2009, стр. 5-19.

2. Березина О. Н. и др. «Совместная деятельность взрослых и детей»,Москва,2011,стр. 4-8.

3. Дубровина И. В., Прихожан А. М, Зацепин В. В. «Возрастная и педагогическая психология», Москва,2008, стр. 87-210

4. «Дошкольное воспитание» №10-2012 г., стр. 36-41

5. Демина Е. С. «Развитие элементарных математических представлений», Москва,2009,стр. 19-32

6. «Давайте вместе поиграем».Комплект игр с блоками Дьенеша/Под ред. Б. Б. Финкельштейна,СПб. 2001 г. Стр. 1-7

7. Микляева Н. В. «Дошкольная педагогика». Учебное пособие, Москва, 2008.

8. Носова Е. А. «Логика и математика для дошкольников», СПб. 2005, стр. 4-13,23,24.

9. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под. ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М. стр. 3,173,174.

10. Панова Е. Н. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Вып. 1., Воронеж,2007 г. ,стр. 23.

11. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В. «Математика до школы», Нижний Новгород,1996 г. ,стр. 3,42.

12. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»,глава 3.17,1988 г. ,стр. 74,124,230.

13. Смоленцева А. А., Суворова О. В. «Игра в формировании элементарных математических представлений у дошкольников», Нижний Новгород,1991 г.

14. Щербакова Е. И. «Методика обучения математике в детском саду», Москва,1998.

15. Финкельштейн Б. Б. «Блоки Дьенеша для старших» 5-8 лет, 2012г. ,стр. 1-14.

16. Юрий Гатанов «Развиваю логику и сообразительность», Спб:Издательство «Питер».2000, стр. 14-16.

План работы по развитию логического мышления детей подготовительной к школе группы.

Месяц Игра Тренировочные задания Цель

Сентябрь Чудесный мешочек На ощупь достать все круглые блоки (квадратные, толстые и др.) Развивать логическое мышление, внимание.

Октябрь «Найди лишний предмет» Из ряда блоков найти блок отличающийся размером. Развивать логическое мышление, сообразительность.

Ноябрь «Чего не стало?» Из ряда блоков описать предмет, который спрятан. Развивать память, мышление.

Декабрь «Житейские истории» По схеме раскодировать блоки. Упражнять детей в раскодировании блоков по схеме, развивать логическое мышление. нварь «Я загадаю-вместе отгадаем!» С помощью схем находить правильный ответ. Упражнять в умении отгадывать загадки и отвечать на них с использованием блоков Дьенеша.

Февраль Игра с тремя обручами По заданию воспитателя распределять блоки Упражнять в умении классифицировать предметы по признакам, развивать логическое мышление.

Март «Найди свой домик» Соблюдать правила игры. Упражнять в умении сопоставлять «домики» с карточками, развивать быстроту реакции.

Апрель «Кто хозяин?» С помощью словесных указаний находить правильный ответ. Упражнять в умении оперировать сразу двумя свойствами.

Май Логические задачи С использованием блоков Дьенеша отвечать на вопросы. Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Дидактическая игра, как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.» Так сложилось, что мы с вами.

Дидактическая игра как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Так сложилось, что мы с вами живем в эпоху глобального развития новейших компьютерных технологий. Поэтому в современном мире возникает необходимость.

Обучение детей игре в шахматы как средство развития логического мышления Актуальность проекта: Процесс обучения игре в шахматы способствует концентрации внимания и развивает логическое мышление, укрепляет память,.

Технология Кроссенс как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 1 слайд : кроссворд. чтобы раскрыть тайну и узнать название моего мастер-класса, предлагаю вам разгадать педагогические загадки: • Соревновательное.

Блоки Дьенеша как игра для развития логического мышления Принимая вновь в детский сад малышей, всегда мечтала к концу их дошкольного детства воспитать в них любознательность и желание узнавать.

Дидактическая игра как средство развития мышления детей дошкольного возраста В современных условиях особую актуальность приобретает проблема развития у дошкольников мышления. Наиболее эффективным средством развития.

Из опыта работы «Дидактическая игра как средство развития логического мышления» Для успешного обучения в школе ребёнку необходимо не только много знать, но и уметь доказывать свои мысли, размышлять, делать умозаключения.

Обобщение опыта работы «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников» Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
  • Головоломки
Автор публикации:
Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 декабря 2017 в 19:56
+128Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 51.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Круассаны из слоеного теста»
Детский мастер-класс от Миши и Наташи. Круассаны из слоеного теста. Круассаны – вкусные слоеные булочки, которые можно приготовить с разными сладкими...
Прогулка «Наблюдение за мотыльком»
Осторожно, мотылёк! Не лети на огонёк. Как-то раз от огонька Руку я обжёг слегка. ( И. Николаевич ) Есть у меня некоторые очень любознательные мальчики...
Презентация «Славный народ — собаки!»
Вот и наступила вторая половина 2018 года. А кажется только, что был Новый год , начался Год собаки. К этой дате мы с детками вспомнили произведения про...
Фотоотчет «Песочные фантазии»
Цель: Создать условия для формирования первоначальных представлений о свойствах песка. В завершение тематической недели "Песочные замки" итоговым...
Развивающая дидактическая игра «Крестики-нолики»
Крестики-нолики – логическая игра между двумя противниками на квадратном поле 3 на 3 клетки или большего размера. Один из игроков играет «крестиками» ,...