«Будь здоров, малыш!» Физическое воспитание дошкольников

Кристина Хариева
«Будь здоров, малыш!» Физическое воспитание дошкольников

Здоровье детей – будущее страны! Здоровье детей - главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития, в значительной мере определяющим способность ребенка успешно выполнять требования, предъявляемые к нему условиями жизни и воспитания. И именно от нас, от родителей и педагогов, зависит здоровье наших детей, ведь зачастую мы сами, по неопытности, наносим вред здоровью себе и близким.

Проблема физического воспитания детей дошкольного возраста всегда была актуальна. В настоящее время многие дети испытывают «двигательный дефицит», в результате него у них отмечается задержка развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, они страдают излишним весом, нарушением осанки. Поэтому мы, педагоги МДОУ ЦРР д/с №7 «Белочка» города Нефтекумска пришли к такому выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Одним из путей решения этой проблемы в нашем ДОУ – целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно – оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям.

Для этого в нашем детском саду было разработано методическое пособие по проблеме психофизического развития дошкольников. Методическое пособие представляет собой обобщение опыта работы воспитателя нашего детского дошкольного учреждения Ангеловой Г. Н. В нем представлены современные подходы к организации коррекционно – оздоровительной системы в инновационном ДОУ. Апробированная на практике методика интегрированного курса психофизического развития старших дошкольников, включает в себя валеологическое образование, физкультурно – оздоровительные, коррекционно – реабилитационные подходы и здоровьесберегающие технологии.

Организация здоровьесберегающего подхода в профессиональной деятельности основывается на выполнении ряда функций: диагностической, физкультурно-оздоровительной, физкультурно-развивающей, инфомационно-консультативной.

Диагностическая функция осуществляется с целью обеспечения личностно-ориентированного подхода к каждому воспитаннику посредством изучения индивидуальных психофизиологических особенностей детей. В работе с детьми учитываются биоритмологические особенности, тип темперамента, физические способности и группа здоровья каждого ребенка.

С целью определения динамики двигательной подготовленности детей, 2 раза в год проводится измерение индивидуальных показателей при выполнении основных видов движений. Диагностические данные фиксируются в «Паспорте здоровья воспитанников».

Для повышения двигательной активности детей в ДОУ проводятся: оздоровительный бег вокруг д/с с использованием полос препятствий, лабиринтов; спортивные праздники и развлечения; минитуризм; дни (недели) здоровья.

В работе используются как традиционные, так и нетрадиционные методы психофизического развития: дыхательная гимнастика (по методике А. Н. Стрельниковой, тонизирующий точечный массаж, пальчиковая стимуляция (по А. Роговину, статическая и динамическая релаксация (по методике Х. Алиева, креативные и психогимнастические подвижные игры.

Коррекция отдельных отклонений в физическом развитии детей предусматривает коррекцию осанки, стопы, зрения, нарушений координационных способностей детей.

Практикуются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий: занятия по традиционной схеме, игровые занятия (состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности, занятия-тренинги (тренировки в основных видах движения, ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений, занятия-соревнования, двигательно-творческие занятия, сюжетные, интегрированные, доминантные, занятия-зачеты, вовремя которых дети сдают физкультурные нормативы по выполнению основных движений на время, скорость, расстояние, самостоятельные занятия, когда ребенку предлагается вид движений, дается определенной время, и он самостоятельно тренируется (по опосредованным наблюдением воспитателя).

Результатом работы педагогов с детьми по применению методического пособия в практике является изменение групп здоровья, снижение заболеваемости, развитие у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие силы, ловкости, выносливости, гибкости, быстроты.

На базе нашего дошкольного учреждения была организована экспериментальная площадка в 2008 по 2011 г. г. Тема эксперимента: «Влияние здоровьесберегающих технологий на рост физических показателей, укрепления здоровья и снижение заболеваемости». Анализируя физические показатели, уровень заболеваемости, по сравнению с контрольной группой, наблюдается значительное снижение заболеваемости и рост физических показателей у детей экспериментальной группы.

В работе с детьми, имеющими те или иные отклонения в здоровье, а также с детьми, переживающими адаптационный период, большое значение имеет слаженная деятельность всех специалистов дошкольного учреждения.

Особое место в этом занимает взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, так как только их совместные усилия могут привести к желаемым результатам. Многие родители по своей неопытности, кутают детей, перегревают организм, нанося вред здоровью дошкольника. И на помощь приходят педагоги, которые всегда помогут, дадут правильный совет. Для этого в нашем детском саду создан клуб «Здоровый ребенок», с целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания, формирования активной позиции по отношению к собственному здоровью и здоровью детей. На ряду, с занятиями в клубе, мы предлагаем родителям различные информационные буклеты, памятки, рекомендации. Одним из популярных среди родителей - заповеди, руководствуясь ими, уважаемые родители, вы можете изменить отношение к себе и отношение детей к своему здоровью:

1. Относись к своему телу как к величайшему проявлению жизни.

2. Будь уверенным в себе, уверенность приходит с опытом и знаниями.

3. Воздерживайся от всякой ненатуральной, неживой пищи и стимулирующих напитков.

4. Восстанавливай свой организм, правильно сочетая активную деятельность и отдых.

5. Очищай свои клетки, ткани, кровь – природой, чистым воздухом, солнечными лучами.

6. Думай и говори спокойно, без отрицательных эмоций. Не злись, ибо зло заразительно.

7. Посвяти свою жизнь любви и милосердию и ты будешь иметь близких родных и друзей.

8. Вооружай себя знаниями, умениями, навыками о законах природы.

Только вооруженный знаниями человек может быть свободным и независимым.

9. Будь справедливым, всегда относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.

10. Будь воздержанным, избегай излишеств во всем.

Педагогический коллектив постоянно находится в поиске организации более эффективной системы работы в ДОУ, направленной на формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, на снижение заболеваемости, коммуникативной компетентности всех участников педагогического процесса: педагогов, родителей и детей.

Автор: МКДОУ ЦРР д/с№7 «Белочка», г. Нефтекумск

Хариева К. Х., заместитель заведующей по УВР

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Семейный клуб как форма работы ДОУ по формированию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Этикет
  • Этикет
Автор публикации:
«Будь здоров, малыш!» Физическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 20 января 2014 в 14:28
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...