Буквицы Древней Руси

Галина Малей
Буквицы Древней Руси

Буквицы Древней Руси

Прекрасные и затейливые буквы, которые вы видите перед собой, взяты из рукописных книг Древней Руси. Большие изукрашенные начальные буквы текста называются буквицами, - или же, по-научному, инициалами («инициал» означает по-латыни «начальный»).

Каждая из этих букв неповторима, как неповторима была и каждая книга в ту пору: ведь печатные книги появились в мире лишь с полтысячи лет назад, а эти буквы гораздо старше. Каждая книга в ту пору писалась от руки, а буквицы были одним из главных украшений её.

Книга на Руси пользовалась великим почтением: ведь она в те давние времена была хранилищем самого драгоценного - Слова Божьего. Оттого и сама книга была прекрасным произведением искусства.

Буква для древнерусского человека была маленьким, но ёмким отображением мира, самим своим начертанием она сообщала о мироздании и отображала важный духовный смысл. Самые древние буквицы чаще всего изображают животных: гепарда, рысь, лошадь, льва, барса. Очень много птиц – это традиционный образ человеческой души. Эти пластические изображения украшены растительным орнаментом. Дикие хищные звери изображены кроткими и послушными; в этом проявляется мысль об укрощении Спасителем Иисусом Христом страстей человеческих (символом которых являются дикие звери).

Некоторые буквы поражают невероятными и изысканными переплетениями: фигуры животных и людей как бы вырастают из растительного орнамента, охвачены его петлями, завязаны в узлы: так выражается мысль о глубокой взаимосвязи всего сущего в мире Божьем.

Опуская религиозный подтекст, я познакомила своих воспитанников подготовительной к школе группы с изображениями этих прекрасных букв.

На первом этапе дети их рассматривали: орнамент, зверей, птиц…

Одни буквы узнавали сразу, над некоторыми задумывались.

Определяли цвет букв (в те времена, прежде всего это была алая киноварь, к ней добавлялись чаще всего жёлтая, голубая, зелёные краски).

На втором этапе раскрашивали эти чудесные буквицы по образцам, придерживаясь цветов, которые применяли древние мастера. Яркие и нарядными получаются буквицы, если их раскрашивать акварелью. Но у деток не хватило умения и поэтому мы воспользовались цветными карандашами.

На третьем этапе вырезали раскрашенные буквы и приклеивали на цветной картон, согнутый пополам.

А затем каждый придумывал слова на свою букву и записывал их.

Получились своего рода детские словарики.

На четвертом этапе попробуем придумать и нарисовать свои, такие же красивые буквы.

С праздником РОЖДЕСТВА, дорогие коллеги!

Поздравления примите в светлый праздник Рождества.

Своим близким подарите море света и тепла.

Отдавая, мы однажды, всё получим во сто крат.

Пусть же счастлив будет каждый

И на милости богат!

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению с буквамиДидактическая игра по ознакомлению с буквами В группе с детьми мы начали изучать буквы. Конечно неотъемлемой частью данной темы идет работа на написание букв. Ребята часто путают поворот.

Дидактическая игра «Учусь писать»Дидактическая игра «Учусь писать» Данная дидактическая игра предназначена для детей подготовительной к школе группы. Цель: закрепить представления детей об алфавите и о буквах;.

Библиотека изображений:
  • История
  • Дикие животные
  • Домашние животные
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Буквицы Древней Руси
Опубликовано: 7 января 2014 в 14:43
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет открытого занятия в старшей группе для педагогов ДОУ «Народные промыслы...
Уважаемые коллеги! В среду я проводила открытый показ непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей группе "Народные промыслы...
Фотоотчёт о заботе здоровья детей «Стопотерапия — ручеёк» во второй младшей группе
Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт о том, как в нашем садике заботятся о здоровье детей с младшей группы. Конечно же, есть...
Посткроссинг на МAAM, или Пишите письма, друзья! Часть 1
Сегодня я хочу рассказать о том, как мы с ребятами участвуем в МААМовском проекте ( огромное СПАСИБО за него Инне Лазутиной. Для нас все началось так....
Детский мастер-класс «Аппликация «Яичница» к лексической теме «Продукты»
Цель: закреплять навыки владения ножницами, уточнить знания о продуктах питания, создать аппликацию к лексической теме недели «Продукты». Материал:...
«Ноябринка-первая снежинка». Экологическая сказка. Глава 7
Дорогие коллеги! Сказка про Ноябринку продолжается! Санитар парка –Тук-тук-тук, -– послышалось Тёмушке, когда он в очередной раз гулял с дедушкой по...