МААМ-картинки

НОД в подготовительной группе «Царство симметрии природы». Воспитание интереса детей к исследовательской деятельности

Светлана Кочегарова
НОД в подготовительной группе «Царство симметрии природы». Воспитание интереса детей к исследовательской деятельности

Конспект НОД «Царство симметрии природы»

Цели: - формировать и развивать познавательные интересы детей, способствовать интеллектуальному развитию, воспитывать интерес к познавательно- исследовательской деятельности.

Задачи образовательных областей:

«Познание. Формирование целостности картины мира»

1. Совершенствовать представления детей о симметрии вокруг нас.

Публикация «НОД в подготовительной группе „Царство симметрии природы“, Воспитание интереса детей к исследовательской деятельности» размещена в разделах

2. Развивать навыки коллективной познавательно - исследовательской деятельности, работать в соответствии с общим замыслом, расширять кругозор детей.

3. Воспитывать любознательность, познавательную активность детей.

«Коммуникация»

1. Продолжать обогащать словарь детей словами : симметрия, притча, учёные,художники,архитектура.

2. Развивать свободное общение между детьми и взрослым, умение вести диалог, задавать вопросы и отвечать на вопросы, делать простейшие выводы и обосновывать свою точку зрения.

3. Воспитывать самостоятельность в речевом общении с окружающими.

«Социализация»

1. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию на тему «Я исследователь природы».

2. Развивать самостоятельность, умение подчиняться правилам деловой игры.

3. Воспитывать творческую самостоятельность, культуру честного соперничества.

«Художественное творчество»

1. Формировать представления детей об архитектуре, живописи, умение видеть в ней симметричные элементы.

2. Развивать наблюдательность, эстетический вкус, мелкую моторику рук, совершенствовать глазомер.

3. Воспитывать интерес к искусству, к изобразительной деятельности.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность – десант.

Предшествующая работа: беседа «Что такое симметрия, обследование предметов, ручной труд.

Начало НОД: Игровая проблемная ситуация.

Детям предлагается посмотреть экстренный выпуск новостей. Включается телевизор, звучит заставка программы «Время».

Диктор: «Сегодня в научном инавационном центре «Сколково» произошёл сбой компьютерной программы, все компьютеры заражены вирусом. Под угрозой научные исследования Российских учёных о симметрии в природе. Пока специалисты заняты ремонтом компьютеров, учёным нужна помощь в проведении научных опытов»

Воспитатель : «Ребята, учёным срочно нужна помощь. Как вы думаете, мы бы смогли им помочь?».(ответы детей).

Что нужно для этого сделать (провести опыты, понаблюдать)

Ну тогда давайте попробуем, провести научные эксперименты и доказать, где в природе можно найти симметрию.

А что вы знаете о симметрии, что такое симметрия? (ответы детей : симметрия – это одинаковость, похожесть в расположении частей).

Ребята, а кто такие учёные? (ответы детей : это специалисты в какой-то области науки, занимаются исследованием природы, организма человека, совершают открытия, различные изобретения).

I. Актуализация знаний.

Я расскажу вам старинную притчу (притча это поучительная история.)

У одного философа (учёного, по имени Буридан, был, осёл. Однажды, уезжая надолго, он положил перед ослом две совершенно одинаковые охапки сена – одну слева, а другую справа. Осёл не мог решить, с какой охапки ему начинать, и умер с голоду.

Притча об осле – это, разумеется, шутка. Однако если приглядеться и посмотреть вокруг себя, то можно заметить множество предметов, где левое и правое настолько одинаково, что нельзя отдать предпочтение ни тому, ни другому.

С чем мы имеем дело?

(ответ детей – с симметрией)

Читается стихотворение:

А что такое симметрия?

С чем её едят?

Или это такая болезнь?

Или это такая птица?

Или это неизвестная страна?

Нет! Это не еда!

Не болезнь, не птица, не страна!

Это совсем другое!

Без симметрии нет красоты!

Ребята, посмотрите вокруг, может быть вы обнаружите что то симметричное рядом с нами. (ответы детей)

Воспитатель : Именно природа учит нас симметрии – формами снежинок, кристаллов, листьев цветов. Симметричны животные, рыбы, птицы, насекомые и человеческое тело. Вот это нам предстоит проверить.

Первое задание: На магнитной доске слева располагаются картинки: сосна Пиния,гриб, кочан цветной капусты, ива, птица, конь. Детям предлагается подобрать симметричную пару из набора картинок. (Приложение №1)

Воспитатель : Ребята давайте рассмотрим эти картинки с изображением объектов природы и предметов сделанных руками человека и подберём к ним симметричные пары : (Сосна Пиния и вулкан Везувий; гриб и атомный гриб; кочан цветной капусты и облако; струя фонтана и дерево – Ива; самолёт и птица; паровоз и конь.)

Дети комментируют подобранные пары и проговаривают вывод к которому они пришли.

Вывод: В природе совершенно разные объекты все равно похожи, симметричны и человек делает предметы, которые похожи на объекты природы.

Второе задание : «Соберём симметричные половинки». .

(Приложение№2)

Вам предстоит сложить симметричные половинки в целое и доказать что они симметричны.

Картинки: бабочка, морская звезда, листья, человеческие лица. (ответы детей : я сложил бабочку, если наложить одну половинку на другую, то они совпадут, значит они одинаковые и следовательно симметричные)

Вывод: Мы наглядно увидели, что в природе существует симметрия, и она проявляется в форме тел насекомых, листьев, в человеческих лицах.

Очень интересно как вы думаете, а существует ли симметрия в словах?

(Предположения детей)

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ:

Воспитатель :

Давайте это проверим, слушайте внимательно: Симметричные слова - это слова, которые с конца читаются так же, как и с начала. (Детям загадываются загадки, отгадки напечатаны крупными буквами, дети читают их слева направо и наоборот)

1. Если ливень, как поток, | Может быть у нас (потоп)

2. Стали мы чуть-чуть взрослее, | Деловитее, умнее, | Но, конечно, трудно нам | Жить совсем без пап и. (мам)

3. Когда из веток домик наш, | Он называется:(шалаш)

4. Если судно в океане | Вдруг тонуть случайно станет, | То не кок и не матрос, | А радист отправит. (сос)

5. Мы надёжно перед сном | Двери в доме все запрём | На задвижки и засов - | Защитимся от. (воров)

6. Шёл по тропочке Федот | И о чём-то громко пел, | А гудящий самолёт | Высоко над ним. (летел)

7. В кобуру, а не в карман | Убирается (наган)

8. Чёрен да не ворон, рогат да не бык. Шесть ног без копыт, летит воет- сядет землю роет (Жук)

Вывод : Симметрия встречается даже в словах. И эти слова читаются одинаково слева направо и наоборот.

ФИЗМИНУТКА

Ребята, давайте немного отдохнём. Я предлагаю вам немного подвигаться вместе с героями, смотрите на экран и повторяйте за ними все движения.

(Звучит видеозапись под музыку «Две половинки» дети танцуют, симметрично повторяя движения героев)

А сейчас ребята, я предлагаю вам, разделиться, кто- то станет учёным, кто-то художником.

Учёным предлагаю отправиться в нашу лабораторию и провести некоторые научные эксперименты. (дети одевают медицинские халаты)

ЧЕТВЁ РТОЕ ЗАДАНИЕ:

Задание 1 : Разрезать апельсин, лимон и с помощью лупы рассмотреть срезы, симметричны ли половинки фруктов, посчитайте количество долек в одной половинке и в другой, результат запишите на листе бумаги.

Задание 2 : С помощью зеркал, выяснить в какие буквы превращаются буквы К,Г, Р, П если к ним приставить зеркало (Ж, Т, Ф, Ш).Результат записать на листе бумаги

Вывод: Во фруктах в левой и правой половинке одинаковое количество долек.

С помощью зеркала мы узнали что, у букв Ж, Т, Ф,Ш симметричные половинки.

ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ:

Художники сами станут творцами симметрии. Вам предлагаются различные задания : 1- выложить симметричные фигуры из мозаики,

2- вырезать симметричные фигуры или снежинки из бумаги.

3 – дорисовать симметричные половинки предлагаемых вам фигур.

4- при помощи красок нарисовать симметричную картину. (монотопия)

Подведение итогов и анализ детских работ (что делали и что получилось, к какому выводу пришли)

ШЕСТОЕ ЗАДАНИЕ:

А сейчас попрошу обратить внимание на экран:

1. На экране будут появляться различные архитектурные здания, ваша задача определить симметричные это здания или нет.

(на интерактивной доске показываются слайды, дети рассматривают их и комментируют)

2. Давайте рассмотрим картины художников и попытаемся найти в их работе симметрию.

(на интерактивной доске появляются иллюстрации картин, дети их комментируют)

Выводы: В искусстве и художественном творчестве тоже присутствует симметрия.

ИТОГ: Что же мы ответим учёным, к какому выводу мы пришли?

(ответы детей)

Ребята мы проделали большую работу, я уверена все наши исследования очень пригодятся учёным, давайте соберём все наши работы в конверт и отправим по почте в научный центр.

Большое вам спасибо за работу!

Публикации по теме:

Презентация проекта во второй младшей группе. «Осенний листок».Презентация проекта во второй младшей группе. «Осенний листок». Цели проекта «Осенний листок». 1. Знакомить с характерными особенностями одного из времен года- осени. 2. Организовать все виды детской.

Электронное дидактическое пособие «В мире живой природы» Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами ДОУ в рамках непосредственно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в подготовительной группе «Царство симметрии природы». Воспитание интереса детей к исследовательской деятельности
Опубликовано: 15 января 2014 в 09:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД