«Целевые ориентиры поликультурного образования дошкольников Прибайкалья». Консультация для воспитателей

Лариса Мотоева
«Целевые ориентиры поликультурного образования дошкольников Прибайкалья». Консультация для воспитателей

Поликультурная педагогика - сравнительно молодая отрасль научного знания. Одно из первых нормативных определений понятия «поликультурное воспитание» дано в 1977 г.: «Воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку».

В России поликультурное воспитание —демократический ответ на потребности многонационального населения. Основной функцией поликультурного воспитания является, прежде всего, устранение противоречия между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств — с другой. Предполагается взаимная адаптация этнических групп, отказ этнического большинства от культурного диктата.

К числу функций поликультурного воспитания можно отнести: формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Поликультурное воспитание преследует 3 группы целей, которые можно обозначить понятиями:

1) "плюрализм"- об уважении и сохранении культурного многообразия;

2) "равенство"- о поддержке равных прав на образование и воспитание;

3)"объединение"- о формировании в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей.

Содержание поликультурного воспитания строится вокруг четырех ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению; развития навыков социального общения.

Поликультурное воспитание предназначено для создания педагогически благоприятного взаимообогащения малой и доминирующей культур, в результате чего происходит становление и самоопределение личности. Оно означает учет культурных, воспитательных и образовательных интересов этнических меньшинств в условиях плюралистической культурно-национальной среды и ведущей роли культуры основного этноса. В ходе поликультурного воспитания идет взаимное обогащение больших и малых этносов без ущемления последних в духе идеалов демократического гражданского общества.

Магистральную цель поликультурного воспитания в России можно определить как формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего обостренным чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Из этой цели вытекают задачи поликультурного воспитания: освоение культуры собственного народа; воспитание представлений о культурном плюрализме в современном мире, положительного отношения к культурным различиям; создание педагогических условий интеграции культур; развитие поведенческих навыков общения с представителями иных культур и этносов; воспитание в духе мира и сотрудничества.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка.

Поликультурное воспитание дошкольников как целеноправленный и осознанно осуществляемый педагогический процесс выполняет следующие функции:

- культурологическую - формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;

- образовательно-развивающую - осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;

- гуманистическую - воспитание позитивного отношения к культурам других народов;

- коммуникативно-интеграционную - развитие умений и навыков взаимодействия носителей различных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Содержание образования в дошкольных учреждениях должно быть нацелено на воспитание и развитие основ национального самосознания ребенка, на воссоздание его исторической, духовной и деятельностно-практической преемственности поколений. С учетом вышесказанного в педагогическом процессе поликультурно- образовательного пространства О. В. Гукаленко определила наиболее значимые компетенции субъектов педагогического процесса:

- общекультурные и социальные компетенции: предполагают знание основ и закономерностей развития культур, поликультурного воспитания, умение организовать различные виды деятельности в поликультурном образовательном пространстве;

- компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе: способность к осуществлению межкультурного взаимодействия, овладение эффективными социокультурными методами организации деятельности;

- компетенции, связанные с организацией и управлением продуктивной коммуникацией: коммуникативные способности детей при осуществлении межнационального общения, культуре вербального и невербального взаимодействия при общении [1, стр 274].

Формирование данных компетенций дошкольника прежде всего служит игра. Тщательное изучение игры доказывает, что она включает в себя механизмы поликультурного воспитания личности ребенка. Технология поликультурного воспитания детей дошкольного возраста посредством игры включает три взаимосвязанных этапа: когнитивный, мотивационно-ценностный, нравственно-деятельностный.

Когнитивный этап предполагает формирование у дошкольников представление о языке, истории, традициях и ценностях культуры не только своего народа, но и народов других стран.

Мотивационно-ценностный этап основывается на коммуникативно-продуктивном взаимодействии педагогов с детьми, при котором ребенок должен выступать в роль субъекта, стремиться к реализации собственных потребностей и интересов.

Нравственно-деятельностный этап предполагает образовательную и духовную деятельность дошкольников с целью формирования основ национального самосознания, уважения к людям других национальностей, их обычаям и традициям.

Реализация каждого из вышеперечисленных этапов возможна при выполнении следующих условий:

- профессиональной подготовки педагогов дошкольных учреждений к работе по поликультурному воспитанию посредством игры;

- создание предметно-игровой развивающей среды в дошкольном учреждении;

- тесного взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в данном направлении. [3, стр163]

Прогресс воспитания немыслим без тесной связи теории и практики. Живя в Сибири, регионе, насыщенном культурными и этническими особенностями, детям ежедневно приходится сталкиваться с разнообразными этническими культурами, поэтому нам необходимо формировать личность, обладающую развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умеющим жить в мире и согласии с людьми других культур.

Тематические недели "Народы Прибайкалья", "Мы путешественники", "Байкал" дают нам возможность знакомить детей с народами Сибири, их традициями, обычаями, трудом и бытом, архитектурой, местными писателями, предметами искусства и старины. Во время проведения тематической недели "Моя семья" мы знакомим детей с семейными традициями, праздниками, а так же правами и обязанности по отношению к другим членам семьи, в условиях проживания в данной местности.

В процессе игры мы имеем возможность закладывать у детей основы поликультурного образования. Этому служат:

-дидактические игры: "Из какой сказки герой", "Одень куклу в национальный костюм", "Промыслы сибиряков", "Национальные жилища", "Что лишнее", "Кто больше назовет сибирских сказок", "Что это и откуда", "Белый шаман", "Путешествие по сказкам";

- народные хороводные и подвижные игры: русские, бурятские, эвенкийские и др.

- игры-драматизации по произведениям писателей народов Сибири позволяют глубже окунуться в обычаи народов и закрепить содержание ранее прочитанных художественных произведений.

Также в прцессе поликультурного воспитания используем:

- беседы: "Народные традиции и промыслы сибиряков", "Мы живем в Прибайкалье", "Сибирские писатели и поэты детям", "Традиционные блюда народов Сибири", "Семейный уклад народов Прибайкалья";

- ситуативные разговоры по прочитанным сказкам разных народов Сибири, обрядовым праздникам, играм;

- проблемные ситуации: "Что будет, если…" (поменять народные костюмы сибирякам: русские – эвенки, буряты – русские и т. д., "У эвенков исчезли олени";

- рассматривание картин художников-сибиряков;

- отгадывание и составление загадок по теме.

- создание объемные и плоскостные макеты: "Жизнь и быт народов Прибайкалья", "Жилище эвенков (бурят)";

- создание ленты времени "Прибайкалье вчера и сегодня" - ознакомление с историей родного края.

Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством сибирского края позволяет привить детям любовь к "малой" родине, уважение к своей истории народам, сформировать первичные ценностные ориентации. Используем сборники произведений: М. Д. Сергеева "Вот так чудеса", С. К. Устинова "Визит к Берендею", В. П. Стародумова "Берестяное лукошко: байкальские сказки" - поэтичные, полные весёлой выдумки и жизнелюбия, они рассказывают о сибирской тайге, о зверях и птицах, обитающих в Прибайкалье, о быте и традициях народов Сибири.

Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Они оказывают ее, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.

Традиционными в ДОУ сложились следующие формы работы с семьями: выпуск семейных газет (новая страничка ежегодно, проектная деятельность, использование семейных фотоальбомов в режимных процессах, выставки совместных поделок, фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп, семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.

Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей представление о региональных особенностях и культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры и других традиций, проживающих в данной местности, одновременно воспитывая в детях общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Список литературы:

1. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика/ О. В. Гукаленко. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. - 510с.

2. Караковский В. А. Воспитательная система школы. — М., 2004.

3. Комарова И. А, Прокофьева О. О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников. - Вектор науки ТГУ, 2011.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики» .

Семинар-практикум НДОУ «Детский сад №98 ОАО «РЖД». Доклад на тему презентации «Олимпийский мир затей для здоровья» Вот уже год, как наше учреждение «Детский сад№94 ОАО «РЖД» является инновационной площадкой АГПА по теме «Реализация здоровьесберегающих.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
«Целевые ориентиры поликультурного образования дошкольников Прибайкалья». Консультация для воспитателей
Опубликовано: 19 февраля 2014 в 18:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методическая разработка по теме «Рабочие инструменты».
Доброго времени суток, друзья, уважаемые коллеги и гости, заглянувшие на мою страницу! Предлагаю вашему вниманию методическую разработку по теме...
Фотозарисовка «Как мы попрощались с нашими «символами года»
Уважаемые коллеги! В начале этого года собаки мы раздали наши "символы года" - щеночков, которых мы полюбили всей душой и теперь скучаем, но и радуемся от...
Видео танца «Варись, кашка!»
Видео танца «Варись, кашка! » Предлагаю вашему вниманию видеозапись выступления детей старшей группы на городском фестивале детского творчества «Музы и...
Новогоднее оформление детского сада
Все скорей сюда спешите! Ведь не может елка ждать! Праздник Новогодний! Нам пора встречать! Новогодние праздники, как много в них всегда волшебного,...
Презентация к НОД в подготовительной группе на тему «Древняя Русь»
В Русской истории много ярких событий, которые люди воспели в преданиях, легендах, былинах. Необходимо знакомить дошкольников с наиболее важными событиями...