Получи документы

Ценностное ориентирование как плодотворный путь воспитания личности

Татьяна Буянкина
Ценностное ориентирование как плодотворный путь воспитания личности

Философское понятие ценности относительно недавно вошло в научный оборот,

однако прочно закрепилось в современном гуманитарном дискурсе. В пространном

поле философских наук выделилась и особая предметная область — аксиология, изучающая духовно-нравственные ценности.

Аксиологический дискурс чрезвычайно важен в процессе осмысления целей и смыслов человеческой жизни, ведь, по слову Н. О. Лосского, «ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого

события, и каждого поступка. Всякое малейшее изменение, вносимое в мир каким бы

Публикация «Ценностное ориентирование как плодотворный путь воспитания личности» размещена в разделах

то ни было деятелем, имеет ценностную сторону и предпринимается не иначе как

на основе каких либо ценностных моментов и ради них» [3]. Ценности определяют

конкретную направленность человеческой деятельности, мотивируют поступки всякого человека.

О ценностях должно говорить и в контексте воспитания. Да, мы вроде бы часто говорим нашим детям о том, что они должны ценить. Да мы, конечно, говорим всё время

о ценностях, в том числе и духовно-нравственных, но говорим не всегда разборчиво, не всегда за нашими словами стоит глубоко и всесторонне продуманная идея, не всегда

мы бываем последовательны.

Ведь проблема заключается, собственно, не в том, что тот или иной человек не признаёт ценностей, а в том, что он неверно оценивает феномены своей жизни — ценности не в той степени для него ценны, в которой должны бы. Увы, и мы, педагоги, и, возможно, образовательный процесс в целом, отнюдь не направлены на формирование

у наших детей верной аксиологической ориентации.

Что же такое ценность, и чем отличается «ценность» от «истины» или от «блага»?

Н. Гартману и Д. фон Гильдебранду — известным немецким исследователям в области философской этики — свойственно делать акцент на эмоциональном переживании

ценности.

Дитрих фон Гильдебранд предлагает следующий эксперимент. Сделаем несколько

высказываний:

1. «Дважды два — четыре»

2. «Он проявил великодушие»

Первое утверждение является истинным, но не оказывает на нас нравственного впечатления. Именно ценностно значимое производит на нас впечатление, побуждает к той

или иной реакции, действию. Эту реакцию фон Гильдебранд называет «эмоциональным

ответом» : «Ту особенность, благодаря которой тот или иной предмет может вызвать

наш эмоциональный ответ или мотивировать нашу волю, мы назовем „значимостью“»

[1]. Значимое и есть ценное, ценность, мотивирующая наши действия и определяющая содержание мировоззрения. Обратим внимание на один важный аспект восприятия и отношения к ценности : ценность — это нечто такое, за что человеку необходимо «заплатить» : своим трудом, временем, буквально «тем, что есть у человека». Этот

аспект в восприятии ценности даёт ясное понимание о неоднородности, так сказать

«разной стоимости» ценностей, неизбежно ставит вопрос о больших и меньших ценностях, и в конце концов — о ценности наибольшей.

Приведё м рассуждение по этому поводу одного современного автора: «…

Предпочли бы вы иметь этот предмет вместо денег, которые нужны, чтобы за него заплатить? Ответ на него устанавливает приоритеты. Некоторые мыслители считают, что правильный подход в принятии этических решений начинается с определения наивысшего

блага в жизни. Если это так, то нам придется искать одну вещь, ради которой мы были бы

готовы пожертвовать всем остальным. В поисках этой вещи мы сможем понять, что станет определять наши менее значимые решения. Все остальное будет обладать определенной ценностью только в отношении нашего продвижения к наивысшему благу» [2].

Мы учим детей истинным знаниям: «дважды два — четыре», «параллельные прямые

не пересекаются», «ча и ща пиши с буквой а». Однако сами по себе эти истинные знания

не воспитывают личности. Аксиомы, теоремы и правила могут впечатлить интеллект,

учат мыслить логично, но не оказывают нравственного впечатления на ребёнка. Именно

ценностные впечатления формируют мировоззрение, закладывают основу, не побоимся

сказать, всей жизни человека.

Отметим, что знание о ценности не интеллектуально, не рефлексивно, но эмоционально, интуитивно. И поэтому самое сильное нравстенное впечатление оказывают

Публикации по теме:

«Спортивное ориентирование — это интересно».«Спортивное ориентирование — это интересно». Уважаемые гости моей странички! Хочу поделиться не только достижениям своей дочери Оли, но и моего сына Ильи. Он с самого детства заинтересовался.

«Творчество, как один из показателей развития личности».«Творчество, как один из показателей развития личности». «Творчество – один из существенных показателей развития личности, а воображение – основа творческой деятельности». (А. Н. Леонтьев) Открытие.

Утренняя гимнастика как один из инструментов воспитания всесторонне развитой личностиУтренняя гимнастика как один из инструментов воспитания всесторонне развитой личности Утренняя зарядка необходима человеку в любом возрасте, но особенно она важна детям. Утренняя гимнастика в детском саду регламентирована.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Макет «Мой безопасный путь»Макет «Мой безопасный путь» Шифер Наталья Николаевна, Кутергина Елена Геннадьевна В рамках перспективного плана по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.

План-конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Ориентирование на листе. Право, лево, один, много, одинаково»План-конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Ориентирование на листе. Право, лево, один, много, одинаково» Ежова Марьяна Евгеньевна, воспитатель ОЧУ МГ ИЦ "Сколково". План-конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе + фотографии с занятия.

Познание. Математика в средней группе. НОД в соответствии с ФГОС. Тема. Ориентирование в пространстве. Счёт до 4.Познание. Математика в средней группе. НОД в соответствии с ФГОС. Тема. Ориентирование в пространстве. Счёт до 4. Интеграция ОО: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность,.

Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста»Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста» Содержание проекта Направление реализации проекта Современные модели организации дошкольного образования с учетом образовательных потребностей.

Спортивное ориентирование с детьми и отдых на природеСпортивное ориентирование с детьми и отдых на природе Вновь тепло приветствую вас, друзья и гости моей странички! Эта публикация - третья, заключительная часть о скалолазании и туризме в детском.

Фотоотчет «В добрый путь!»Фотоотчет «В добрый путь!» В добрый путь! Фотоотчет. Добрый день, уважаемые коллеги! Вам творческих успехов, послушных детей и отзывчивых родителей, мира и добра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ценностное ориентирование как плодотворный путь воспитания личности
Опубликовано: 24 мая 2023 в 22:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД