Папки-передвижки

Центр природы в ДОУ

Татьяна Галашова
Центр природы в ДОУ

Консультация для воспитателей

Центр природы в группе

Подготовила старший воспитатель

Галашова Татьяна Васильевна

Слайд 1.

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности ДОУ это возможно путем создания разнообразных центров природы в группе.

Слайд 2.

Центр природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

Публикация «Центр природы в ДОУ» размещена в разделах

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.

Слайд 3.

Значение центра природы :

• Общение с природой положительно влияет на ребенка.

• Возможность хорошо рассмотреть объект, наблюдать за ним длительное время.

• Развитие познавательных процессов.

• Формирование трудовых навыков и трудолюбия.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой требует постоянного непосредственного общения с ней.

В центре природы дети имеют возможность хорошо рассмотреть растения, наблюдать за ними длительное время. Во время работы в центре природы у детей развиваются познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, память. Дети устанавливают причинно-следственные связи, запоминают названия обитателей, придумывают игры с использованием объектов центра природы.

Во время ухода за обитателями центра природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Слайд 4.

Задачи центра природы :

• Младшая группа - формировать интерес к растениям и животным, воспитывать бережное, заботливое отношение со стороны человека.

• Средняя группа - сформировать первые представления о растении, как о живом организме; учить устанавливать несложные взаимосвязи и зависимости в мире природы; знакомить с видами растений.

• Старшая группа - знакомить с растениями разных климатических зон, с разным уходом (разные стебли, без стебля)

Проведение педагогической работы в центре природы позволит детям увидеть:

• неразрывную связь живого организма с внешней средой,

• многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания,

• появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы,

• специфику живого организма, его отличие от предметов,

• многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой и многое другое.

Слайд 5.

Для выполнения своей роли центр природы в ДОУ должен соответствовать определенным требованиям:

• Лучше меньше, да лучше – т. е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения

• При организации центра природы обязательно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям или животным

• Отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками

• Растения и животные должны быть безопасны для детей, т. е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т. д.

• Обитатели центра природы должны быть неприхотливы и доступны в уходе. Обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями.

• Подбор растений и животных осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, руководствуясь ООП ДО и СанПиН. На цветах желательно иметь таблички с названием.

• Стеллажи и полки обязательно должны быть закреплены

• Оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающимися крышками

Природный материал должен размещаться в контейнерах в доступном количестве

• Оборудование для опытов, экспериментов должно быть безопасным

• В каждой группе должен быть календарь природы

Слайд 6.

В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

Комнатные растения издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, вьющиеся, лежачие, восходящие и т. д.).

Большинство комнатных растений – выходцы из тропических и субтропических стран, жарких пустынь и саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.).

Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации.

Комнатные растения – ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями центра природы.

Слайд 7.

Всех обитателей центра природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:

• В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Например, фикус, примула, бальзамин, колеус, герань.

• В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Например, аспарагус, агава, хлорофитум.

• В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы. Например, традесканции, плющ, амариллис и другие.

• В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.

Слайд 8.

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

• Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.

• Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.

• Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

• Для кратковременного наблюдения можно принести в группу рыбку в банке, хомячка, птичку в клетке. Конечно, если позволяют площади детского сада, то можно организовать экологическую комнату. В ней разместятся растения и животные, птицы и пресмыкающиеся, наблюдения за которыми предполагает Программа воспитания.

Слайд 9.

Можно сделать «сухой» аквариум.

Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других, на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.

Слайд 10.

В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.

• В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.

• В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.

• В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.

Слайд 11.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

• Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.

• Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

• Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.

• Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.

• Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.

• Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.

• Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие.

Слайд 12.

Наполнение необходимым материалом зависит от возраста и от требований программы. Оформление центра природы требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к ней.

Но не наличие центра природы в группе сделает процесс ознакомления детей с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно-образовательной работы.

Слайд 13.

Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Слайд 14.

Таким образом, центр природы нужен не только как оформление группы, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Публикации по теме:

«У природы нет плохой погоды». Цикл музыкально-познавательных занятий о явлениях природы в средней группе. Занятие первое Цели: Образовательные: расширение знаний детей о явлениях природы осенью, обогащение словарного запаса детей по теме. Развивающие: развитие.

Центр «Безопасность на дорогах»Центр «Безопасность на дорогах» В группе ведется работа по профилактике дорoжнo-транспoртных происшествий. С этой целью оформлен центр дорожного движения "Безопасность.

Центр казачьего бытаЦентр казачьего быта С целью воспитания дошкольников, как социального и культурно –адаптированного, любящего и знающего свой край гражданина и патриота большой.

Центр ПДДЦентр ПДД .

Центр природыЦентр природы Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с.

Центр природы и исследовательской деятельности «Зеленый островок»Центр природы и исследовательской деятельности «Зеленый островок» Центр природы в нашей группе призван выполнять следующие практические задачи: - Развивать эстетический вкус ребенка; - Формировать основы.

Центр природы, как средство воспитания самостоятельности и положительного отношения к труду младших дошкольниковЦентр природы, как средство воспитания самостоятельности и положительного отношения к труду младших дошкольников На четвёртом году жизни у детей повышается активность и целенаправленность действий, разнообразнее становятся движения. Воспитанники овладевают.

Оформление уголка природы своими руками. «Календарь природы»Оформление уголка природы своими руками. «Календарь природы» Уважаемые коллеги. С большим удовольствием представляю Вам свою вариацию на тему - "Календарь природы". Но сначала хотелось бы немного.

Отчет «Уголок природы — центр формирования элементарных представлений о природном окружении» (старшая группа) Отчет «Уголок природы — центр формирования элементарных представлений о природном окружении» старшая группа №2 Отчет «Уголок природы — центр.

Спортивный центр «Здоровячок»Спортивный центр «Здоровячок» В группе №6 «Лесовичок» задорно прошла презентация спортивного уголка, воспитатели под музыкальное сопровождение встретили своих гостей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Центр природы в ДОУ
Опубликовано: 19 января 2016 в 20:08
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД