Час чтения «Поэтическое творчество Юрия Черных»

Наталья Сердюкова
Час чтения «Поэтическое творчество Юрия Черных»

Цель: познакомить детей с творчеством Ю. Е. Черных;

приобщить детей к литературе писателей Сибири.

НА ДОСКЕ: портрет Ю. Е. Черных (1936 – 1994г., выставка книг поэта, детские рисунки, цветная вкладка и материал в журнале «Сибирячок» № 6 за 2008 год;

УЧИТЕЛЬ:

Сегодня мы с вами познакомиться с творчеством нашего сибирского поэта Ю. Е. Черных. Посмотрите, какие книги он написал для вас. Глядя на их иллюстрации, можно сказать, что его стихи весёлые, озорные. В них много выдумки. Их можно не только читать, с ними можно играть.

Родился Юрий Егорович в 27 ноября 1936 г. в г. Усть – Куте. Жил в городе Братске, работал на заводе инженером.

Детство Юрия прошло в далёком таёжном селе Нижне – Илимске – среди таких же, как и он, босоногих сверстников… Живописная река Илим, богатая рыбой, и щедрая сибирская природа не только помогли им выжить в то голодное, жуткое время, но и помогали будущему поэту развить его раннее литературное дарование.

У него не было периода ученичества, что так свойственно обычно начинающим поэтам. Он не ходил в чине начинающего, он сразу возник как уже сложившийся поэт. Объяснение тут может быть единственное. Значит, исподволь, подспудно давно уже шла в душе интенсивная поэтическая работа. Сам поэт вспоминал, что не помнил того отрезка жизни, когда бы он не умел сочинять стихов.

Цепко держится в памяти случай из военного детства: он и его сестра сидят за столом под чёрным репродуктором и слушают последнюю фронтовую сводку. И вот губы мальчика вдруг зашевелились и что-то зашептали.

- Юра, ты, что там бормочешь? – спрашивает сестра.

- Стихи, кажется.

- Какие стихи?

- А которые сочиняются.

- Как это сочиняются? Ну-ка, что там у тебя сочиняется? – заинтересовалась сестра.

И 6-летний братишка повторил то, что сочинилось, а сестра запомнила. Это, это действительно оказались стихи, ритмически правильные и со смыслом: про ненавистных гитлеровцев и про Красную Армию, которая их победит. Вот эти стихи.

По дороге быстро

Едет паровоз

Он немецких Фрицев

В армию повёз

Это было летом

В самый жаркий день

Паровоз нечаянно

Налетел на пень

Паровоз подпрыгнул

А потом упал

Вывалились немцы

За ними генерал

Талант, конечно, был и остался на всю жизнь.

А вот Черных стал взрослым, сочинил своё первое стихотворение, которое дало название его первой книжки.

1-Й УЧЕНИК.

Гулял молодой папа с дочкой где-то за городом. Благо для Братска тех лет «за городом»- это близко, рядом, перешагнул бордюр шоссе- вот и «за городом», в лесу, на поляне. Правда, на сей раз папа с дочкой ушли подальше. И произошло вот что. Папа увидел вдали на лугу пасущуюся живность. Сам удивлённый и обрадованный, отвыкший от таких видов, он подхватил дочку на руки и состоялся примерно такой вот разговор:

- Дочка, смотри, кто там пасётся на лугу?

- Где?

- Вон там, подальше, далеко-далеко! Ну, кто там пасётся? Подсказать? Ко…

- Козы?

- Нет, не козы! Ко…

- Кони?

- Нет, не кони! Ко…

- Коровы?

- Правильно коровы.

УЧИТЕЛЬ.

И молодец папа, а мы смеем уточнить - молодой поэт - понял, что не только наткнулся на тему для стихотворения, но и почти сочинил его. К вечеру нашлись и последние заключительные, сразу не давшиеся строчки, потребовавшие уже не экспромтных способностей, а неизбежных в творчестве усилий поиска, вариантной разработки. И концовка «Пейте, дети, молоко- будете здоровы» оказалась самой удачной, то есть самой детской и существенной.

2-ОЙ УЧЕНИК.

В августе 1965 года стихотворение «Кто пасётся на лугу?» было опубликовано в газете «Огни Ангары». Спустя какие-то дни, номер этот попал в Москву и каким-то чудом- в Братске происходят приятные неожиданности!- оказался на столе у Александры Пахмутовой, композитора. Стихотворение в миг очаровало её и вскоре родилась песня, ставшая лауреатом международного конкурса детской песни в Софии. (Звучит песня в грамзаписи, если её нет, то один ученик читает стихотворение.)

УЧИТЕЛЬ.

Так нежданно негаданно родился детский поэт Юрий Черных. Сначала шли стихи для дочки и по поводу тех или иных происшествий, связанных с дочкой, что естественно и вполне объяснимо. (Ученики читают стихи «Познакомь» и «Жили-были»)

УЧИТЕЛЬ.

Постепенно творчество стало раскрепощаться, освобождаться от чрезмерных отцовских пут, и пошли стихи не только для и по случаю, а стихи вообще, для всех детей.

3-Й УЧЕНИК.

Мне нравятся у Ю. Черных стихи-загадки. Послушайте. «Загадки на грядках» (читает).

4-Й УЧЕНИК.

Я очень люблю скороговорки. И в книге «На кудыкиной горе» есть стихотворения «Егоркина скороговорка» (читает).

- Кто сможет быстро и чётко произнести некоторые Егоркины скороговорки?

(ученики повторяют те, что запомнили).

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

Мышь шуршит у шалаша,

Векше шишку шелуша.

5-Й УЧЕНИК.

Читает стихотворение «Николкины слова»

УЧИТЕЛЬ.

- А как вы думаете, ребята, почему Николка называет различные инструменты своими словами?

- Почему у него -

ножик-режик

молоток-колоток

лопатка- копатка

топор- рубанок

Маленькие дети часто называют по подобию, которое производят. Об этом говорил в своё время и К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти».

Одна девочка вазелин называла- мазелин, язык-лижик, а мальчик, увидев, как папа подписал какой-то документ, сказал: «Папа подфамилил бумагу». (т. е. подписал, поставил свою фамилию).

6-Й УЧЕНИК.

Есть у Ю. Черных стихи-игры. Поэт играет в слова. Послушайте стихотворение «Встреча на косе» и подумайте, какие значения у слова косой?

УЧИТЕЛЬ.

- Правильно!

Косой- заяц,

Коса- девичья причёска,

Коса- сельскохозяйственное орудие труда,

Коса- узкая полоса земли вдоль берега реки.

У поэта есть много весёлых, задорных стихов о наших братьях меньших

(ученики читают «Кошачье семейство», «Зарядка», «Братья и сёстры».)

7-Й УЧЕНИК.

Есть в книгах Черных много озорных стихов о детях. Мне нравится стихотворение «Как умеет читать Эля» (читает).

УЧИТЕЛЬ.

Послушайте стихотворение «Тараторка» (читает).

Как вы думаете, автор выдумал таких героев, или он в жизни их, возможно, встречал? Читает ещё несколько стихотворений из книги «Весёлый разговор» и «На кудыкиной горе».

- Вам понравились стихи Ю. Черных? (дети отвечают, обосновывая ответы).

А теперь давайте разгадаем кроссворд.

Если вы были внимательны, то быстро разгадаете и по вертикали прочитаете кличку кота из стихотворения «Зарядка». (кот Коверкот)

1. Кого напугали летучие мыши?

2. Кто приходил к нам в гости и помог починить табурет?

3. Какое слово прочла Эля?

4. Кого называли Хохлаткою в стихотворении «Жили-были»?

5. Как прозвали Тамару за очень быструю речь?

6. Про что поёт ёж в своей песне?

7. Какие сочные загадки выросли на грядке?

8. Что Николка называл рубанком?

УЧИТЕЛЬ.

Молодцы ребята, я надеюсь, вы теперь не забудете стихи нашего поэта- земляка Ю. Черных, в грустные минуты они вас развеселят, научат трудиться и любить всё, что нас окружает- животных, растения, цветы.

Публикации по теме:

Итоговое музыкально-поэтическое мероприятие «Наша Родина-Россия» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Журавушка» Асбестовского городского округа итоговое.

О пользе детского чтения Чтение, а особенно детское чтение, представляет собой некую дорожку, по которой каждый ребенок способен познать окружающий мир во всем его.

«Творчество Юрия Алексеевича Васнецова в русских народных сказках и потешках» Цель: Познакомить детей с творчеством художника – иллюстратора Юрия Васнецова. Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного.

«Это майское утро в моем сердце всегда». Поэтическое воспоминание о моем отце«Это майское утро в моем сердце всегда». Поэтическое воспоминание о моем отце Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами своими воспоминаниями о своем отце. Готовила это стихотворение к 70 - летию Победы,.

Поездка 4 «а» в Артек. Экскурсия в Музей космонавтики им. Юрия ГагаринаПоездка 4 «а» в Артек. Экскурсия в Музей космонавтики им. Юрия Гагарина Поездка в Артек. Экскурсия в Музей космонавтики им. Юрия Гагарина. Крым и космонавтика России неразрывно связаны между собой. Именно отсюда.

Сценарий праздника 8 марта «Поэтическое кафе «Весенние веснушки» (Под весёлую музыку в нарядно украшенный зал дети проводят своих мам и бабушек и усаживают за столы) 1Ведущая: Сегодня мы решили пригласить.

Поэтическое слово о природе. Цель занятия: Познакомить детей с народными приметами, учить выделять главное, сравнивать, делать выводы, наблюдать, предсказывать погоду.

Праздничный концерт к женскому Дню в подготовительной к школе группе ДДУ «Музыкально-поэтическое кафе «Ностальжи» Музыкально-поэтическое кафе “Ностальжи” Действующие лица : 1 Ведущий Мальчик – 2 ведущий Зал обставлен в стиле кафе. Входят ведущие, ставят.

Творчество учащихся 3 класса в рамках проведения недели «Литературного чтения» Творчество учащихся 3 класса в рамках проведения недели «Литературного чтения» классный руководитель: Солодовникова Т. Д. 1. Задание в рамках.

Устно-поэтическое творчество мордовского народа с экологической тематикой Устно-поэтическое творчество мордовского народа с экологической тематикой Большое значение в процессе формирования экологической культуры.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Народные промыслы
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Час чтения «Поэтическое творчество Юрия Черных»
Опубликовано: 29 ноября 2015 в 11:28
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Презентация «Уголок занимательной математики в старшей группе»
Уголок занимательной математики – это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом оформленное место....
Стихотворение «В глубоком синем океане»
Позвольте представить вашему вниманию стихотворения собственного сочинения. "В глубоком синем океане" Где-то в глубоком океане, В необычайном морском...
Организация кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности детей в ДОУ
Семинар – практикум. Тема «Организация кружковой работы по опытно – экспериментальной деятельности детей в ДОУ» ( из опыта работы) Воспитатель: Шувалова...
Рисование в средней группе «Шапочка для куклы Маши»
Цель: - создание шапочки для куклы. Задачи: Образовательные: - закрепление знаний детей о головных уборах, - развитие представлений детей о расположении...
Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА" Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В игре происходит развитие ребенка, развивается...