Человек и природа на уроках литературы в 7 классе

Ирина Мазур
Человек и природа на уроках литературы в 7 классе

Цель: раскрыть проблему взаимоотношения человека и природы как проблему нравственную и духовную.

Задачи урока:

1. Через наблюдение над текстом осознать страдание Кусаки и жестокось люей.

2. Внушить мысль об ответственности человека за всё живое на земле;

3. Вызват интерес к произвдениям о природе и животных.

Оформление :

1. Перечень книг в литераурной газете, специально выпущенной к этому уроку:

Джек Лондон "Белый клык".

Куприн А. И. "Белый пудель","Изумруд".

Чехов А. П. "Каштанка","Белолобый".

Житков Б. "Рассказы о животных".

Заходер Б. "Про всех на свете"

А. К. Дойль "Собака Баскервилей"

Пришвин М. "Рассказы"("Лисичкин хлеб","Лесной доктор", "Ёж" и другие.

Киплинг Р. "Маугли"

Есенин С. "Собаке Качалова"

Крылов И. А. Басни.

Тургенев И. С. "Му-Му".

Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных.

Троепольский Г. "Белый Бим Чёрное ухо"

Моуэт Фарли "Собака, которая не хотела быть посто собакой. "

Лаврентьев М. "Дружок".

2. Эпиграфы:

"Нож, брошенный в дерево, так же страшен, как и нож, брошенный в человека".(С. Я. Маршак)

"Земля наша едина и неделима. Она всюду и для всех одна. И человек в любом месте,даже в самой тёмной и глухой тайге, должен оставаться человеком".(В. П. Астафьев)

"Мы ответственны за тех,кого приручили". (А. Экзюпери).

3. Учащиеся приносят фотографии своих питомцев.

Подготвка к уроку.

1. Прочитать дома рассказ Андреева "Кусака".

2. Пдготовить расказ о проделках своего питомца.

Ответить на вопрос:"Кто в жизни видел, что собака ведёт себя, как человек?

Сегодня на уроке мы поговорим о взаимоотношениях человека и природы на примере рассказа Л. Андреева "Кусака".

Содежание урока.

1.Учитель:Все мы знаем о животных,которые нас окружают, о братьях наших меньших? А вдруг они и думают, и чувствуют, как мы, только не говорят?

Приведите примеры, известные вам из книг и кино, где животные поступают, как люди.

(Ответы учащихся).

Учитель:К какому выводу мы пришли, рассмотрев ваши примеры?

Учащиеся:Животные и думают, и чувствуют, как люди, только не говорят.

Учитель:Вспомните содержание рассказа "Кусака" и определите его главную мысль.

Учащиеся:Нельзя быть жестоким, жестокость порождает жестокость.

Учитель:Обратимся к тексту. Какими художественными средствами автор эти мысли выразил? Рассмотрим образ Кусаки.

Первая глава.

Озаглавьте её.

Учащиеся: Зло рождает зло.

Учитель: Вспомните обиды, которые были нанесены Кусаке,и почему она стала такой злобной. Вспомните эпизод с пьяницей и поведение детей на улице.

(Ответы учащихся).

Вторая глава

Учитель:Что произошло в жизни Кусаки с приездом дачников?

(Ответы учащихся).

Учитель:Как бы вы назвали эту главу?

Ответы учащихся:Добро порождает дороту.

Третья глава

Учитель:Что вы скажете о дачниках? Действительно ли они по-настощему добрые люди?

(Ответы учащихся).

Учитель:Прочитайте сцену, где бедная Кусака пытается им угодить,неуклюже кувыркаясь и прыгая. Что стоит за фразами:"Все собирались и хохотали, и никто не видел в её глазах странной мольбы,нарочно ласкали её. "

Почему бедная Кусака пыталась угодить людям? О чём была мольба в глазах Кусаки?

Учащиеся: Животных тоже нужно уважать.

Учитель: Почему люди не видели мольбы?

Учащиеся: Люди слишком были заняты собой. Кусака была для них всего лишь развлечением.

Четвёртая глава

Учитель: Как бы вы назвали эту главу?

Учащиеся: Предательство людей.

Учитель: Как вы думаете, почему Лёля и не заплакала, когда Кусаку решили бросить, и даже не простилась с собакой?

Ответы учащихся:

Учитель: Какой смысл имеет эпизод с Илюшей-дурачком? Какую мысль этот эпизод утверждает?

Учащиеся: Человек жесток не только к животному, но и к человеку.

Пятая глава.

Учитель: Прочитаем пятую главу. (.) Озаглавьте её.

Учащиеся:Страдания Кусаки.

Учитель: О чём говорят такие детали текста, как "она долго металась, добежала до станции, промокла, жалобно и громко завыла. "

Учащиеся: Животное так же чувствует, страдает и переживает, как человек, а может быть, и больше. Ведь не зря говорят:"собачья верность, преданность".

Учитель: Только ли о судьбе собаки этот рассказ?

Учащиеся: Через рассказ о судьбе собаки автор представляет нам очень важную проблему жестокости человека по отношению к природе, проблему человеческой безответственности за свои деяния.

Учитель: Были ли действительно добрыми Лёля и её семья?

Учащиеся: Нет, эти люди безразличны, равнодушны, так как Кусака для них была не более, чем игрушка, которую, нигравшись, бросили.

Учитель: Что значит быть добрым?

Учащиеся: (.)

Учитель: Как вы думаете, что станет теперь с Кусакой?

Учащиеся: Наверное, Кусака больше никогда не сможет поверить людям, может быть, совсем одичает и будет им мстить, или она не сможет больше жить и умрёт от тоски.

Учитель: На какое отношение к людям, она теперь имеет право?

Учащиеся: Зло порождает зло. Люди сами виноваты в том, что природа в итоге им мстит.

Учитель: Обратите внимание на эпиграфы, написанные на доске. Над чем они заставляют задуматься?

Учащиеся:

-Над тем, что мы мало знаем природу и не догадываемся, что, возможно, все животные думают и чувствуют, как люди и,вообще, всё, что живёт на Земле, имеет душу.

-О жестокости человека, который не имеет права на эту жестокость, так как разумное существо, объявившее себя хозяином жизни. Он не имеет права на равнодушие и жестокость, он ответственен за всё,что по его воле происходит.

-Может быть, всё живое - это в прошлом человеческие жизни, поэтому не дёргай траву - это усы твоего деда;не бей корову - это кто-то из твоих предков. Человек не может состояться без доброго отношения к своим меньшим батьям.

Учитель: Как вы думаете, почему рассказ заканчивается фразой: "Собака выла. "?

Учащиеся: Автор показывает, насколько тяжела душевная рана Кусаки, нанесенная бессердечием и жестокостью людей. Собака оказалась добрее, душевнее людей. Она выла, так как как её сердце и душу переполняли страдания и боль.

Учитель: Считаете ли вы,что собаки достойны особого отношения человека к ним?

Учащиеся: Да, собака - это друг человека. Космос, пограничная и милицейская службы, медицина. геология - сферы, в которых жизнь собаки - это подвиг во имя человека. Человек должен быть благодарен и милосерден по отношению к собаке.

Вывод:

-Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.

-Человек всегда должен помнить: зло порожлает зло.

-Человек несёт ответственность за всё живое на земле.

Домашнее задание:

1. Прочитать одну из книг, указаных в списке. Подготовить к следующему уроку краткий рассказ о ней. (Может получиться хороший урок рекомендаций книг).

2. Написать аннотацию на прочитанную книгу.

Аннотация - краткая характеристика книги,статьи, рукописи, раскрывающая её содержание, идейную направленность,назначение.

Публикации по теме:

«Как строить взаимоотношения с детским садом»«Как строить взаимоотношения с детским садом» ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ           «КАК СТРОИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДЕТСКИМ САДОМ» Как.

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Книга Здоровья» Проект «Книга здоровья» Тип проекта: информационный, групповой, краткосрочный (1 сентября -1 ноября 2013г.) Технология: здоровьесберегающая.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Человек и природа на уроках литературы в 7 классе
Опубликовано: 25 ноября 2013 в 16:54
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий праздника «Общероссийский день библиотек»
27 мая - Общероссийский день библиотек. Важность профессии библиотекаря продиктована временем. Сотрудникам библиотеки им А. Пешкова адресованы теплые слова...
Фотоотчёт продуктивной деятельности детей по художественному творчеству «Мы рисуем!»
"Каждый смело нарисует Всё, что его интересует Всё вызывает интерес: Далёкий космос, ближний лес Цветы, машины, сказки, пляски. Всё нарисуем! Были б краски,...
Спортивно-музыкальное мероприятие «Будущие защитники» во второй младшей группе
В преддверии празднования 72 годовщины Великой Победы, у детей второй младшей группы прошло праздничное, спортивно-музыкальное мероприятие «Будущие...
Просто весенняя прогулка. Фотоотчет
Просто весенняя прогулка. Фотоотчет Уважаемые коллеги и друзья, доброе время суток! В центре социальной помощи семье и детям воспитанники находятся с...
Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от...
Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа. Составитель Горбатовская Т. В. Программное...