Через эксперименты с цветом к пониманию окружающего

Татьяна Парамонова
Через эксперименты с цветом к пониманию окружающего

Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится. Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет. Некоторые предметы мы узнаем только благодаря цвету. Представьте три круглых по форме и одинаковых по величине объекта.

Мы можем превратить их в разные предметы с помощью цвета.

Через эксперименты с цветом к пониманию окружающего

Цвет помогает узнать, поспели ли ягоды, наступила ли осень, потому что зеленые листья пожелтели или покраснели, какое состояние человека - от того румян он или бледен. Значит, цвета и их оттенки надо знать хотя бы для того, чтобы лучше понимать друг друга. Цвет – один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. И, следовательно, цвет помогает детям понимать окружающее.

Порой бывает очень трудно научить ребенка различать и правильно называть тот или иной цвет. Этот процесс бывает довольно длительным и строится на обобщении или сравнении, аналогии и запоминании (синяя чашка, синее платье, синее море,., кузнечик зеленый как огуречик). Есть красочные настольные игры, которые помогают заучиванию цвета. И на первое место в них выдвигается формирование представлений о спектральных цветах: основных и составных.

А что, если изучать цвета через экспериментирование? При этом целенаправленное экспериментирование с цветом лучше начинать с 4 лет, когда ребенок выходит из доизобразительной деятельности и переходит от спонтанного манипулирования с цветом к его осознанному использованию на основе ассоциаций. Например, во что можно «превратить» красный кружочек?. Суть экспериментов будет заключаться в том, какой элемент и какого цвета можно или нужно дорисовать (зеленый листочек, желтый бочок, синюю полоску, чтобы получился художественно-выразительный образ (помидор, спелое яблоко, ягодкой, солнышко, мячик,.)

При знакомстве дошкольников с составными цветами, можно использовать показ смешивания красок, используя такой прием, как технологическая сказка (например, «Как дружба помогла краскам найти апельсин» см. Приложение) с последующей апробацией этих действий.

Побуждать к экспериментированию и получению новых цветов, можно создавая проблемные ситуации, используя, например дидактическую игру «Волшебные капельки»

или предлагать детям технологические карты

Необходимо знакомить и с тоновыми особенностями цвета. Мы же употребляем в речи такие слова, как светло-зеленый и темно-зеленый, синий и голубой, розовый и др. В некоторых случаях дети могут догадаться, о каком цвете идет речь, когда услышат о малиновом, вишневом, брусничном, кирпичном цвете и соотнести его со спектральным красным, а песочный, шоколадный – с коричневым, так как их сходство обуславливается сходством по цветовому тону. В данном случае также можно предложить детям в качестве эксперимента смешать краски, чтобы получить цвета изображаемых объектов (песка, неба, ягод, травы).

В старших группах можно использовать при обучении детей смешиванию красок для получения полутонов технологические карты и схемы. Ребята быстро усваивают, что, добавляя, например, белую краску в исходный цвет, можно получить серый, голубой, розовый, лимонный, а желтую – салатовый, песочный.

Но как научить определять цвет, который предлагают авторы стихов И. А. Бунин: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…» или Э. Федоровская: «Осень на опушке краски разводила, по листве тихонько кистью проводила, пожелтел орешник, и зарделись клены, в пурпуре осины, только дуб зеленый.», И. Грабарь в названии картины «Февральская лазурь»?

В данном случае можно предлагать выполнение работ в технике монотипии.

При использовании этой техники для детей всегда открытием будет получение каких-либо новых цветов и оттенков. Предложите детям рассмотреть картинку и послушать высказывания о тех цветах, которые они видят. Затем сообщите им свой вариант названия цвета. Попросите ребят сравнить новые полученные оттенки со знакомыми им цветами. Здесь можно использовать метод «открытого вопроса» (например, красно-коричневый цвет больше похож на красный или коричневый). Ответы будут зависеть от индивидуального восприятия цвета.

А далее можно пофантазировать вместе, во что-нибудь превратить то или иное цветовое пятно, предложить ребятам соотнести его с какими-нибудь реальными предметами. Можно соотнести цвет с каким-либо настроением и чувством (радость и грусть, нежность, страх.).

Таким образом, экспериментируя с цветом, находя все время новые оттенки, нюансы цветов, сравнивая и анализируя их, соотнося их с реальностью, дети узнают о многообразии цвета в окружающем их мире предметов, явлений, начинают понимать выразительные возможности цвета, пытаются донести через цветовые сочетания свои мысли и чувства, а, следовательно, учатся лучше понимать окружающую их действительность.

«Сказка о том, как дружба помогла краскам найти апельсин».

Жили-были две краски - Желтая и Красная. Задумали они однажды нарисовать натюрморт. Нарисовали желтую скатерть, красное яблоко. А вот апельсин никак у них не получается.

- А, ну-ка, я сейчас попробую!- сказала Красная краска и нарисовала красный кружочек.

- Да разве это апельсин? — удивилась Желтая краска. И совсем не похоже! (Ребята, похож красный кружок на апельсин? Почему? На что он похож)

-Вот я сейчас правильно нарисую апельсин, - похвасталась Желтая. И на листе появилось что-то желтое, непонятной формы.

- Ох, насмешила!- прыснула Красная. Тоже мне, апельсин! Ха-ха-ха. Не умеешь — не берись! (Ребята, на что похож рисунок)

- Ах, так! Ты еще и смеяться надо мной будешь?- разобиделась Желтая краска и даже подпрыгнула от обиды. Да так сильно подпрыгнула, что выплеснулось из баночки чуть-чуть краски.

- Ты это что на меня «топаешь»? - возмутилась Красная краска.

Думаешь, я не могу топнуть? Еще как могу. И тоже подпрыгнула. Но краски в баночке было немного, и поэтому выплеснулись ее совсем чуток.

И надо же было такому случиться, попала эта капля красной краски прямо в ту маленькую желтую лужицу. Забеспокоилась Кисточка-помощница.

- Кто это на листочке балуется, красками брызжет? Принялась кисточка краску подтирать. Да не тут-то было. Превратилась лужица в оранжевое круглое пятнышко.

-Эй, краски! - крикнула Кисточка. Полюбуйтесь, что вы натворили!

Обернулись краски, увидели оранжевое пятно да и ахнули. Обрадовались очень. Стоят довольные, любуются на пятнышко. (Ребята, как вы думаете, почему они так удивились и обрадовались)

- Вот же он какой - апельсин! Как же он получился?

- Вот если не капризничать, а дружить и помогать друг другу, то все получится,- ответила им Кисточка. Да вы теперь у ребят спросите.

(Ребята, объясните, чего не хватало краскам для того, чтобы нарисовать апельсин? - Смешать краски и подобрать оттенок и форму).

Публикации по теме:

Дидактические игры для малышейДидактические игры для малышей Так как для детей младшего возраста одной из задач области "познание" является закрепление сенсорных навыков,предлагаю подборку следующих.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Какие разные предметы» Тема: «Какие разные предметы» Цель: развитие восприятия (цвета, формы, величины). Задачи: Познакомить с понятием цвет, форма, величина.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Через эксперименты с цветом к пониманию окружающего
Опубликовано: 13 декабря 2013 в 21:45
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Мастер-класс «Гиацинт»
Мама – самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для малыша ближе мамы никого нет. Именно поэтому праздник День Матери является основным...