Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи

Елена Николаевна Гальченко
Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи

Трудно переоценить роль хорошо развитой речи в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается его мышление, поведение.

Давно замечено, что дети с плохо развитой речью с трудом усваивают школьные знания, долго не могут научиться читать и писать, а многие из них производят впечатление умственно отсталых.

Общеизвестно, что в норме ребенок овладевает родным языком на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи. Процесс усвоения родного языка в его главных чертах протекает в поразительно короткие сроки. Однако психофизиологические механизмы этого процесса остаются неясными и даже загадочными.

Как бы сложно, бурно или своеобразно ни протекало развитие детской речи, оно подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми и особенно при исправлении их «речевых ошибок».

Известно, что дети не сразу и не вдруг овладевают правильной речью, что одни явления родного языка (типы предложений, длина слов, звуки речи и др.) усваиваются ребенком раньше, другие — намного позже. Естественная последовательность усвоения языковых элементов направляется разными факторами. Чем проще по звучанию и структуре слово, тем быстрее и легче оно запоминается детьми.

Появлению дара слова предшествуют формирование определенного уровня слухового и зрительного внимания, памяти, накопление пассивного словарного запаса. На ранних этапах развития речи огромное значение имеет появление у ребенка желания подражать словам.

Кроме механизма подражания, имитации или воспроизведения детьми слов окружающих, имеет место действие скрытой необычайно сложной системы функциональных нервных связей, обеспечивающих осуществление речи.

Остановимся на основных этапах нормального развития детской речи.

В возрасте около 1 года дети начинают произносить относительно чисто первые 3—5 слов: мама, папа, дай, на, бух и др.

Через несколько месяцев, а иногда и через год начинается усвоение «новых слов», которые первоначально могут произноситься детьми с большими искажениями: «мако» (вместо молоко, «пупи» (вместо кубики, «сё» (вместо все). Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, — основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.

Показателем дальнейшего развития детской речи отнюдь не является правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т. е. развитие способности соединять слова в предложения.

Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно и восприятие речи далеко не совершенно. Зато в этом возрасте дети точно воспроизводят интонационно-ритмические, мелодические контуры слов: «появос» (паровоз, «пиехая» (приехала, «калсйнотька» (корзиночка, «титйтики» (кирпичики).

Показателем правильного развития детской речи является способность ребенка 2,5—3 лет строить предложения из 3—4 и более слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах: дай — дает — не дам или киса — кису — кисе. С момента появления у ребенка возможности правильно строить несложные предложения и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам происходит качественный скачок в развитии речи. Этот процесс протекает так динамично, что в 3 года дети свободно общаются не только при помощи грамотно построенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений, включающих такие союзы, как: потому что, для того чтобы, если. то и др.

Допустимо, что к четырем годам у ребенка с хорошо развитой речью могут остаться неусвоенными отдельные согласные звуки, например: звук «р» или звуки «л», «ш» или «ч». Если же в этом возрасте дети не выговаривают многих звуков, то их следует проконсультировать у логопеда.

Несмотря на то что к трем годам дети свободно владеют разговорной речью, усвоение родного языка продолжает совершенствоваться вплоть до школьного возраста.

Что мы понимаем под отставанием развития речи и когда следует на это обратить внимание?

В случае нарушения усвоения родного языка — слов, грамматического строя и фонетики имеет место отставание развития речи.

В логопедии отклонения от нормы в речевом развитии называются по-разному: ярко выраженные — общее недоразвитие речи, менее резко выраженные — задержка речевого развития. Чем старше ребенок и чем хуже он говорит, тем глубже у него общее недоразвитие речи. Аналогичное состояние речи у детей более младшего возраста может до поры до времени квалифицироваться как задержка речевого развития.

Причины, вызывающие отставание развития речи (общее недоразвитие речи, могут быть самые разнообразные: биологические, социальные, наследственные и др. Для обоснования диагноза требуется комплексное обследование ребенка, а иногда и динамическое наблюдение в процессе логопедических занятий.

Успех преодоления общего речевого недоразвития во многом определяется тем, в каком возрасте замечено отставание и в каком возрасте ребенку начинают оказывать логопедическую помощь. Логопедические занятия, начатые в период наиболее интенсивного развития головного мозга, являются наиболее эффективными. Они включают в активную деятельность различные функциональные нервные связи и тем самым ускоряют их созревание, способствуя наиболее полной компенсации нарушенного хода психоречевого развития.

Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое и умственное развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Публикации по теме:

Правильно ли говорит ваш ребенок? Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить.

Вязание крючком пальчиковый театр Пальчиковый театрСвоевременное овладение речью имеет важное значение для формирования полноценной, всесторонне развитой личности ребенка.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи
Опубликовано: 23 апреля 2013 в 20:42
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Игровая ситуация в младшей группе «Музыкальный сундучок»
Игровая ситуация в младшей группе «Музыкальный сундучок» Цель: активизация внимания, повышение мотивации детей к закреплению пройденного репертуара к...
Наблюдения на прогулке декабрь-январь с детьми младшего возраста
1. Наблюдение за работой дворника. Продолжать наблюдение за работой дворника; совершенствовать словарный запас; формировать стремление к порядку и...
Фотоотчет конкурса «Цветик Семицветик»
Цветик- Семицветик Цветик-семи цветик - сказочный цветок. В детстве расцветает каждый лепесток. Солнечный -оранжевый, красный –красоты. Ласковая...
Встреча семейного клуба. Тема «Развитие мелкой моторики детей».
Встреча семейного клуба. Тема "Развитие мелкой моторики детей". Дорогие коллеги спешу поделиться с Вами одной из важных форм работы с семьей-семейным...
Фотоотчет «Мы веселые мухоморчики»
Хвастал в роще Мухомор: - Ах, красив на мне убор! Позавидует любой Красной шляпе с бахромой! Автор Т. Керстен В детском саду проходил осенний...