Папки-передвижки

Что нужно знать родителям о нарушениях письменной речи

Инесса Ефимова
Что нужно знать родителям о нарушениях письменной речи

Беда многих дополнительных занятий с узкими специалистами в том, что они берутся за исправление ошибок, допускаемых при письме и чтении, не изучив истоки проблем ребенка. Нет единого универсального способа коррекционной работы для всех детей без исключения. Работа самых опытных специалистов предусматривает индивидуальную оценку причин школьной (и не только) неуспешности ребенка. Вы, как родители, познакомившись с заключением специалистов, должны четко понимать:

- Что означает тот или иной термин?

- Каковы причины возникновения проблем?

- Что, зависящее от вас, можно предпринять?

Публикация «Что нужно знать родителям о нарушениях письменной речи» размещена в разделах

- Чего категорически нельзя делать в вашем случае?

Постараюсь кратко охарактеризовать основные нарушения письменной речи, встречающиеся у школьников.

Основные термины, с которыми вы познакомитесь, это: дисграфия, дислексия, дизорфография, ОНР.

ДИСГРАФИЯ – это расстройство процесса письма, а по отношению к младшим школьникам можно говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Ошибки, которые школьники допускают при письме не связаны с правилами орфографии. Они встречаются часто и называются специфическими: пропуск согласных и гласных; замена букв, в том числе и в ударной позиции; замена букв, близких по звучанию и по написанию; неправильное написание предлогов и приставок, мягкого знака; несоблюдение границ предложения.

ДИСЛЕКСИЯ – расстройство процесса чтения. При этом нарушении ребенок не может овладеть навыками чтения (иногда даже на уровне слогослияния) или автоматизировать этот навык, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие и сохранные слуховой и зрительный анализаторы. При чтении ребенок часто допускает те же ошибки, что и при дисграфии - не дочитывает правильные окончания слов, пытается угадать слово по нескольким первым буквам, пропускает буквы или заменяет их на другие.

ДИЗОРФОГРАФИЯ – особая категория специфических нарушений письма. Проявляется в стойкой неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил. «Правила знает, но применить не может». Ребенок не видит «опасного» места. Начинает развиваться дизорфография со 2- 3 класса. Особенно ярко проявляется при переходе ребенка из начального звена в среднее.

ОНР – общее недоразвитие речи. При этом состоянии все компоненты связной речи не соответствуют возрастным нормам: звукопроизношение, лексический запас, грамматическое оформление речи, связная речь. Кроме того, недостаточность проявляется и в сформированности познавательных процессов: внимании, восприятии, памяти. Это системное расстройство приводит к тяжелым последствиям, если ребенок не получает своевременную помощь.

Каковы же причины вышеперечисленных нарушений?

Прежде всего, это неблагоприятное протекание беременности и родов. Очень часто на вопрос о том, как протекала беременность, мама отвечает, что ничего особенного не было: «как обычно» небольшой токсикоз, пару раз простудилась, поднималось давление, были отёки. Но в основном было все нормально. К сожалению, любые неблагополучия могут повлиять на развитие ребенка, на формирование функций его головного мозга, в зависимости от того, в какой период созревания плода произошли эти «неблагополучия». Совокупность всех факторов вкупе с наследственностью, предрасположенностью у каждого ребенка своя. Поэтому опытные специалисты очень внимательно отслеживают все периоды развития ребенка, начиная с внутриутробного развития.

Следующий важный период – это развитие ребенка до года. Часто родители не помнят, как рос ребенок. Ответ опять стандартный – «вроде было все нормально». На вопрос «ползал ли ребенок» часто можно услышать радостный ответ родителей : «Нет, вы знаете, он сразу встал и пошел». Тем самым ребенка лишили очень важного этапа в развитии головного мозга – формирования координированной работы полушарий. Как развивалась речь ребенка? Были ли периоды «гуления», «лепета»? Когда появились первые слова, короткая фраза? Когда ребенок начал разговаривать? Все это важно для определения причин возникновения проблем и выбора наиболее благоприятного пути их решения.

Не последнее место в возникновении причин нарушений письма и чтения играет и наследственная предрасположенность. Часто те же «глупые» ошибки в тетрадях ребенка встречались в свое время и у мамы, папы, бабушки, дедушки. Они благополучно миновали этот период, а ребенок попал в другие условия обучения, плюс какие-то индивидуальные особенности усугубили его положение – и вот вам проблемы с письмом и чтением.

При обследовании ребенка специалисты проверяют уровень сформированности таких процессов, как внимание, восприятие, память, мышление. Отличие от возрастной нормы, безусловно, влияет на уровень обучаемости ребенка.

Большое значение имеет психологическое состояние ребенка. Как он относится к своим проблемам? Как оценивает сам себя? А как, по его мнению, его оценивают близкие ему люди? Часто тестирование показывает, что мама или папа оценивают ребенка достаточно высоко с точки зрения его способностей, но он этого не чувствует и считает, что его в семье считают несостоятельным. Мало ценить что-то хорошее в детях, надо, чтобы они это знали и чувствовали. И, конечно, взаимоотношения в семье, взаимоотношения в классе со сверстниками и учителями имеют очень большое значение.

К сожалению, еще одна причина является источником возникновения школьных проблем. Это неправильное обучение детей на ранних этапах. Обилие методик, масса литературы привели к тому, что даже учителя, (что уж говорить о родителях, хватаются за непроверенные методики, технологии. Они забывают о том, что даже знаменитые методики обучения, те же «Кубики Зайцева», подходят не всем детям. А раннее обучение детей чтению и иностранным языкам привело к возникновению еще одной категории проблем. Плюс ко всему - огромные нагрузки в школе. Это основные причины, которые могли привести к нарушению письменной речи у вашего ребенка.

На вопросы: Что делать? и Чего нельзя делать? должен ответить тот человек, который обследовал вашего ребенка и будет с ним заниматься. Но если вы доверились специалисту, не вносите коррективы в процесс обучения. Поступайте так, как он вам советует. Если чего-то не знаете, спросите. Если до сих пор сомневаетесь – нужно ли заниматься вашему ребенку? - значит, вы еще не созрели для серьезной систематической работы, потому что какой бы опытный специалист не занимался с вашим школьником, совместной работы вам с ребенком не избежать.

Публикации по теме:

Консультация «Что нужно знать родителям о профилактике сколиоза у детей»Консультация «Что нужно знать родителям о профилактике сколиоза у детей» Позвоночник человека представляет собой некую ось, на которой держится всё тело. Он внутри себя содержит спинной мозг – своеобразный центр.

НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть I) часть 2 Рассказ составила Василина Максимова 6 лет. Я расскажу, как я отдыхала прошлым летом на даче. С подружкой и моим братом Данилой.

НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть II) часть 1 Анализ рассказов, составленных детьми. Приём «ситуация письменной речи», была проведена мной в старшей логопедической группе. Дети.

Конспект занятия-путешествия «Правила дорожного движения нужно знать всем без исключения»Конспект занятия-путешествия «Правила дорожного движения нужно знать всем без исключения» Задачи: 1. Закрепить и уточнить знания о наземном транспорте, об улице (проезжая часть, тротуар, переход). Знать дорожные знаки, значение.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о девочке»Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о девочке» Независимо от возраста, девочкам требуется больше заботы. Задача родителей - дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы.

Консультация для воспитателей «Что нужно знать родителям о коронавирусе»Консультация для воспитателей «Что нужно знать родителям о коронавирусе» Уважаемые коллеги! Обычно простудные сезоны достаточно тяжелы для родителей — дети приносят из детских садов и школ весь ассортимент инфекций.

Консультация для воспитателей «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты»Консультация для воспитателей «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты» по методическому пособию «Играем, читаем, пишем» Астафьева Е. О.» Письменная речь является продолжением устной речи, а значит, развитию.

Правила дорожного движения нужно знать! (фотоотчёт)Правила дорожного движения нужно знать! (фотоотчёт) Здравствуйте уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет конкурса " Светофорчик", который проходит в нашем районе, с помощью.

Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речиСценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи. [/b]Тема:Письмо от Буратино Звуко-буквенный.

Советы родителям «Как понять, что нужно ребёнку?»Советы родителям «Как понять, что нужно ребёнку?» Если спросить любого родителя, что они хотели бы пожелать своим детям, то их ответы будут приблизительно одинаковыми: - чтобы ребёнок был.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Что нужно знать родителям о нарушениях письменной речи
Опубликовано: 7 декабря 2020 в 22:45
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД