Что стоит за формированием личности дошкольника?

лена чугаева
Что стоит за формированием личности дошкольника?

Что стоит за формированием личности дошкольника?

Чугаева Елена Вячеславовна – воспитатель первой квалификационной категории, психолог МАДОУ «Детский сад №347» г. Перми

Всем известно, что влияние на формирование личности ребенка оказывает: среда и наследственность. К среде в данном исследовании мы относим семью, её конфигурацию и группу детского сада.

Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6–7 лет для ребенка – это главное социальное окружение, которое формирует его привычки, основы социальных отношений, систему значимости и т. д. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще, различным видам действий. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества.

Решающую роль семья играет в формировании личности ребенка, в воспитании его нравственно-духовных, эмоциональных, интеллектуальных качеств.

Семейное воспитание, в частности тип детско-родительских взаимоотношений является ведущим фактором развития качеств личности, ведь процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. Конечно, политика «постоянного вмешательства» (гиперопека, также, как и политика "невмешательства"(гипоопека, формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, а сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку без излишней навязчивости, стремления "залезть в душу" c любовью и готовностью помочь, если об этом попросят, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно

здорового, готового и способного помочь окружающим человека.

Несмотря на то, что в дошкольном детстве именно взаимодействие и общение

с взрослыми являются решающими факторами развития личности и психики ребенка, нельзя недооценивать и роль межличностных отношений ребенка со сверстниками. Именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников.

Эмпирическое исследование подтверждает, что существуют различия в выраженности особенностей личности ребенка с различным социально-психологическим статусом ребенка и конфигурацией семьи. Методики, которые были использованы, выявили, как небольшие различия в выраженности показателей личности дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях, так и существенные. Мы знаем, что тревожность сильнее выражена у детей из неполных семей, а агрессия доминирует у детей из полных семей. Вероятно, что в неполных семьях есть тенденция к присутствию неустойчивого стиля воспитания, хотя тенденция к неустойчивому стилю воспитания прослеживается у детей «принятых» в группе сверстников. Также мы выяснили, что «непринятые» в группе сверстников дети обладают неуверенностью в себе.

Публикации по теме:

Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических игр и упражнений по лексической теме «Посуда» МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 11 "Олененок" Проект "Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических.

«Осень золотая». Конспект интегрированного занятия в средней группе Чугаева Елена Вячеславовна – воспитатель первой квалификационной категории, педагог-психолог МАДОУ «центр развития ребенка – детский сад.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Что стоит за формированием личности дошкольника?
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 18:56
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Педагогическая технология: нетрадиционные техники в ИЗО деятельности.
Лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Поэтому развитию творческих способностей уделяется много внимания во всех видах...
Рисование, развитие детского творчества.
Декоративное рисование. Узор на полосе «Масмак». - Учить создавать узоры по образцу чувашской народной вышивки из простейших элементов чувашского...
Развивающая среда в группе
Вы посмотрели оформление участка "Ранчо у бабушки" и оформление развивающей среды в группе. Дети второй младшей группы любят игры с мелким...
Конспект НОД Рисование в нетрадиционной форме (ладошкой) на тему «Весенние цветы»
Цель : обучение рисованию цветов ладошкой. Задачи: Учить передавать образ цветов, строение и форму используя штампы, ладошки рук. Вызывать у детей...
Фотоотчет открытого занятия в младшей группе.
Занятие по пересказыванию сказки с использованием магнитной доски, в младшей группе. «Ласковый цветочек и сердитые тучки» Работая с детьми младшей группы на...