Что стоит за формированием личности дошкольника?

лена чугаева
Что стоит за формированием личности дошкольника?

Что стоит за формированием личности дошкольника?

Чугаева Елена Вячеславовна – воспитатель первой квалификационной категории, психолог МАДОУ «Детский сад №347» г. Перми

Всем известно, что влияние на формирование личности ребенка оказывает: среда и наследственность. К среде в данном исследовании мы относим семью, её конфигурацию и группу детского сада.

Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6–7 лет для ребенка – это главное социальное окружение, которое формирует его привычки, основы социальных отношений, систему значимости и т. д. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще, различным видам действий. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества.

Решающую роль семья играет в формировании личности ребенка, в воспитании его нравственно-духовных, эмоциональных, интеллектуальных качеств.

Семейное воспитание, в частности тип детско-родительских взаимоотношений является ведущим фактором развития качеств личности, ведь процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. Конечно, политика «постоянного вмешательства» (гиперопека, также, как и политика "невмешательства"(гипоопека, формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, а сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку без излишней навязчивости, стремления "залезть в душу" c любовью и готовностью помочь, если об этом попросят, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно

здорового, готового и способного помочь окружающим человека.

Несмотря на то, что в дошкольном детстве именно взаимодействие и общение

с взрослыми являются решающими факторами развития личности и психики ребенка, нельзя недооценивать и роль межличностных отношений ребенка со сверстниками. Именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников.

Эмпирическое исследование подтверждает, что существуют различия в выраженности особенностей личности ребенка с различным социально-психологическим статусом ребенка и конфигурацией семьи. Методики, которые были использованы, выявили, как небольшие различия в выраженности показателей личности дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях, так и существенные. Мы знаем, что тревожность сильнее выражена у детей из неполных семей, а агрессия доминирует у детей из полных семей. Вероятно, что в неполных семьях есть тенденция к присутствию неустойчивого стиля воспитания, хотя тенденция к неустойчивому стилю воспитания прослеживается у детей «принятых» в группе сверстников. Также мы выяснили, что «непринятые» в группе сверстников дети обладают неуверенностью в себе.

Публикации по теме:

Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических игр и упражнений по лексической теме «Посуда» МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 11 "Олененок" Проект "Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических.

«Осень золотая». Конспект интегрированного занятия в средней группе Чугаева Елена Вячеславовна – воспитатель первой квалификационной категории, педагог-психолог МАДОУ «центр развития ребенка – детский сад.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Здоровье, гигиена
  • Сюжетные картинки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Что стоит за формированием личности дошкольника?
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 18:56
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2017
Международный образовательный портал МААМ подводит итоги ежегодного конкурса. В 2017 году более 46 000 участников разместили более 134 000 публикаций и...
Итоговый конспект ООД «Путешествие по родному селу»
Цель: Обобщить знания детей полученные в ходе тематической недели «Мой дом. Мое село». Задачи: Закреплять знания о своем селе: здания главных улиц, понятия...
Фотоотчет «Всемирный День Снега»
Снег кружится, Снег ложится — Снег! Снег! Снег! Рады снегу зверь и птица И, конечно, человек! С. Михалков 21 января вся страна отмечала Всемирный День...
Конспект занятия по пластилинографии «Снеговик»
Цель: создание знакомого образа в технике пластилинографии на горизонтальной поверхности. Задачи: стимулировать интерес детей к экспериментированию:...
Фотоотчет о проведении фестиваля семейных театров
Фотоотчет " Фестиваль семейных театров" Воспитатель Любовь Захарова. Ежегодно в нашем дошкольном учреждении проводится "Фестиваль семейных театров"...