Что такое музейная педагогика? Информация к размышлению

Юлия Сазонова
Что такое музейная педагогика? Информация к размышлению

Что такое музейная педагогика? Информация к размышлению

Понятие «музейная педагогика» появилось в России в начале 70-х гг. XX века и было заимствовано из немецкой терминологии, где активно использовалось уже с начала XX века. Согласно определению, музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. То есть музейная педагогика способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Без сомнения, она должна носить системный и целостный характер, учитывать возрастные особенности детей, быть связанной с базовой программой и материальными возможностями ДОУ.

Итак, за короткое время существования сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в нашу педагогическую практику, о чем свидетельствуют многочисленные музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Почему? Почему же музейная педагогика прочно входит в музеи, в школу, дошкольные образовательные учреждения?

Дело в том, что музейно–образовательная программа предполагает использование специальных методов и средств для приобщения маленького человечка к мировому и отечественному культурному наследию. А это, в свою очередь, способствует формированию патриотических чувств, развитию духовности, художественного вкуса, становлению гармонично и всесторонне развитой личности. Все это возможно с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также всех тех предметов, которые окружают ребенка в его повседневной жизни.

В то же время, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. «Добрый», «хороший», «милый» - вот и все эпитеты, которыми дети могут охарактеризовать какого-нибудь героя. А во время знакомства с произведением искусства, погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить.

Но надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов, грамотно рассуждающих об отличиях символистов от передвижников, о периодах творчества Врубеля и т. д. Это не главное. Даже знать фамилии известных художников, названия их произведений дети не обязаны. Как показывает анкетирование родителей, для них важней видеть в своем ребенке гармонично развитую личность. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение – вот пожелания современных родителей.

Однако, включение такой программы в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Во-первых, нужно определиться с возрастной группой. Мировой опыт свидетельствует о возможности приобщения ребенка к миру прекрасного, уже начиная с пренатального периода, однако, наиболее продуктивной будет работа с ребенком начиная с 4 лет. Именно с этого возраста у детей формируется умение видеть, способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять над увиденном.

Во-вторых, необходимо найти место для занятий в плотной сетке образовательной деятельности ДОУ. Если ребенок устал, огорчен, расстроен, он вряд ли получит большое удовольствие от занятий на кружке, хотя, в принципе, такие занятия и обладают релаксирующей функцией, на них можно расслабиться, помечтать, просто разглядывая красивые картинки.

В-третьих, педагог должен отдавать себе отчет в том, что маленький ребенок не готов к восприятию сложного символического языка произведений искусства, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача педагога - научить ребенка «расшифровывать» этот язык, понимать его. Поэтому перед каждым занятием требуется большая предварительная подготовка для того, чтобы дать ребенку подсказку, направить его познавательный интерес в нужное русло. Это может быть и игра, и беседа, и организация небольшой выставки, подборка интересной литературы. В общем, чем больше ключиков к пониманию будет в руках у ребенка, тем интересней и результативней будет его погружение в мир искусства. Например, недавно мы ездили на экскурсию по городу, рассматривали дома, мосты, памятники, о каких-то памятниках говорили подробно, о каких-то вскользь. После такой экскурсии ребята с удовольствием полистали книги о родном городе, нарисовали запомнившиеся места. А через пару дней во время занятия на кружке они с пониманием дела рассматривали Петербург в картинах русских художников, отмечали достоинства каждого произведения, учились видеть разный Петербург, называли полюбившиеся достопримечательности.

А после проведения занятия, конечно, желательно для закрепления полученной информации небольшая домашняя творческая работа вместе родителями. Это может быть и рисунок, и фотографии, и интересный рассказ по теме, поделка, книжка, и многое другое, что будет способствовать и сплочению родителей со своим ребенком.

В-четвертых, для получения наилучшего результата необходимо тесное сотрудничество со всеми специалистами ДОУ как в выборе тем для образовательной деятельности, так и в их планировании и проведении, и в обсуждении полученных результатов. Поэтому я всегда рассчитываю на консультации педагога-психолога и педагога-логопеда.

Итак, музейная педагогика обладает многими значениями и смыслами, дает богатую пищу для размышлений и раздумий. С ее помощью происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое родного края, изучение природных богатств и окружающего мира.

Средства музейной педагогики предполагают взаимное партнёрство педагога и ребенка, сотрудничество с родителями.

Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т. д.).

Публикации по теме:

Приходите к нам в музей!Приходите к нам в музей! Приходите к нам в музей Выполняю своё обещание и приглашаю вас на экскурсию по нашему музею. Музейная педагогика сравнительно новое направление.

Запись на 2011–2012 учебный годЗапись на 2011–2012 учебный год Творческие мастерские "Вариации Века" начали предварительную запись в мастерскую танца, музыкальную мастерскую, театральную мастерскую.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Птицы
Автор публикации:
Что такое музейная педагогика? Информация к размышлению
Опубликовано: 13 ноября 2012 в 21:18
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поделки из природного материала и пластилина.
Наступила календарная зима, но в нашем крае по-осеннему пасмурно, сыро, сильные ветра с дождем. Грязь и слякоть частенько нам с ребятами не позволяют...
Фотоотчет «Праздник Осени»
Праздник осени - один из самых первых праздников в учебном году. Дети разучивают стихи, песни, танцы. И все это для того, чтобы порадовать красавицу-осень. В...
Мастер-класс «Открытка к празднику»
Праздник любят все, и подарки тоже. Но особенно приятно подарки дарить. А уж когда подарок выполнен с душой, да своими руками, приятнее вдвойне! Предлагаю...
Хлебный человек. Сказка.
Предлагаю вашему вниманию свою новую сказку. Специально включила в нее слова: пестунья, шанежки, расстегайчики, страда, бирюльки. Пояснение этих слов детям,...
Проект «Новый год у ворот» для воспитанников старшей группы
Цель проекта: Познакомить детей с историей Нового года, его особенностями и значением в жизни людей, приобщать к культуре новогоднего праздника, его...