Лучший педагог года

Консультация для родителей «Что такое ЗПР?»

Ракчеева Наталия Михайловна
Консультация для родителей «Что такое ЗПР?»

Если ребёнок плохо говорит.

Не слушайте знакомых и даже врачей, которые говорят, что если ребёнок не заговорил до двух лет, то он сделает это в три года. Конечно, есть индивидуальные особенности у каждого ребёнка и проявления индивидуальных темпов развития возможны, но количество таких детей невелико, а процент речевой патологии растёт.

В последние годы врачи отмечают рост речевой патологии. Возникает вопрос: «Почему это происходит?» Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины могут быть и в экологической обстановке, и в том, как будущая мама относится к беременности, и в протекании беременности и перенесённых заболеваниях во время беременности, как проходят роды, и как новорождённый малыш провёл свои первые месяцы жизни. К тому же, всё меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей.

Публикация «Консультация для родителей „Что такое ЗПР?“» размещена в разделах

Поэтому, если у ребёнка есть какие либо проблемы, не теряйте время, обратитесь специалистам. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из неё. Не отказывайтесь от направления на разные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить невропатолог. Не теряйте времени!

В нашем саду.

В нашем саду существует группа для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Это характеризуется более медленным по сравнению с нормой темпами развития психических функций ребёнка и более медленным усвоением родного языка при нормальном слухе и интеллекте.

Мы, специалисты, работающие в данной группе, делаем всё возможное для того, что бы наши воспитанники получили всестороннюю помощь и были подготовлены к дальнейшему обучению.

Что такое ЗПР?

Проблемы изучения ЗПР.

а)Комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60-е годы. Острейшая необходимость разработки теоретического аспекта проблем особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а также в сравнении с полноценно развивающимися детьми была обусловлена главным образом нуждами педагогической практики. Переход школы на новые усложнённые программы усугубил тяжёлое положение в школе стойко неуспевающих учащихся. В то же время развёртыванию комплексного клинико – психолого – педагогического изучения этой детской категории способствовал накопленный к этому времени опыт углублённой разработки проблем дифференциальной диагностики.

Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны в книге Т. А. Власовой и М. С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии». (1973) Интенсивное и многоплановое изучение проблем ЗПР в последующие годы дало ценные данные. Результаты исследований привели к мысли, что стойко неуспевающие учащиеся по своему составу разнородны. У них разные причины возникновения неуспеваемости, различные психологические особенности её проявления, а также возможности компенсации. При изучении детей дошкольного и младшего школьного возраста отстающих в развитии, эти возможности необходимо учитывать прежде всего.

Дети с ЗПР, несмотря на значительную вариабельность характеризуются рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние как от педагогической запущенности, так и от олигофрении, они не имеют нарушений отдельных анализаторов, не являются умственно отсталыми, но в то же время стойко не успевают в массовой школе вследствие клинической симптоматики – незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. Патогенетической основой этих симптомов, как показывают исследования отечественных учёных, является перенесённое органическое заболевание ЦНС.

Перенесённое ребёнком органическое заболевание ЦНС и оставшиеся его знаки (резидуальная органическая недостаточность ЦНС) служат патогенетической основой нарушения созревания тех или иных систем мозга и в первую очередь лобных отделов. Впервые эту точку зрения высказала М. С. Певзнер. В более поздних исследованиях она получила подтверждение и развитие. Недостаточность отдельных корковых функций приводит к парциальному нарушению психического развития, формирования познавательной деятельности ребёнка. При парциальной дефективности мозга, потенциальные возможности психического развития, в частности развития абстрагирующей и обобщающей функций интеллекта, могут быть более значительными, нежели у детей – олигофренов.

б) Наряду с затруднённым развитием познавательной деятельности у детей с ЗПР могут проявляться энцефалопатические синдромы – гиперактивность, импульсивность, а так же тревоги, агрессии и т. д., что свидетельствует об органической недостаточности ЦНС. Такой вопрос, как связаны между собой расстройства интеллекта при задержках с расстройствами эмоционально – волевой регуляции, является дискуссионным.

М. С. Певзнер пишет :

«Проведённый нами анализ клинических факторов показал, что одним из определяющих симптомов у детей с ЗПР является недоразвитие эмоционально – волевой сферы, по типу инфантилизма».

Певзнер выделяя несколько клинических вариантов инфантилизма (с недоразвитием эмоционально – волевой сферы при первично сохранном интеллекте (наиболее лёгкая форма аномалии); с недоразвитием познавательной деятельности; с недоразвитием познавательной деятельности, осложнённым нейродинамическими нарушениями; с недоразвитием познавательной деятельности, осложнённым недоразвитием речевой функции, допускает, что главным и определяющим симптомом задержки в лёгкой степени может быть недоразвитие только эмоционально – волевой сферы. В этом случае интеллект детей первично сохранён.

Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер, Т. А. Власова, Е. С. Иванов и некоторые другие авторы, считают, что церебральные астении, аффективная расположенность, психопатоподобные расстройства могут не только снижать работоспособность, усугубляя дефект познавательной деятельности при ЗПР, но и играть роль первопричины в возникновении ЗПР.

Е. С. Иванов при этом подчёркивает, что среди детей страдающих астеническими состояниями в связи с функционально – динамическими нарушениями в центральной нервной системе, особое место занимают дети с временными задержками психического развития. У большей части этих детей имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, что проявляется в понижении работоспособности, быстром выключении из деятельности,

колебаниях внимания, вялости, пассивности. У некоторых детей напротив повышенная утомляемость и истощаемость проявляются в возбудимости, неуравновешенности, в двигательном беспокойствии, суетливости. Но как бы ни проявлялись астенические состояния, чаще всего они снижают обучаемость ребёнка, задерживают темп его психического развития. При отсутствии нужной медицинской и педагогической помощи эти дети могут значительно отставать в развитии от своих сверстников, а в школе стать неуспевающими учениками. Однако этот вариант задержки наиболее лёгок в плане коррекции.

Более стойкими являются такие церебрально – органические формы задержки, которые уже изначально, первично несут в себе недостаточность познавательной сферы, дефектность её развития.

«Для возникновения стойких форм задержки психического развития, требующих специальных методов обучения и коррекции, недостаточность интеллектуальных функций в том или ином её варианте является основным признаком, - считает Т. А. Власова. – Другие проявления психоорганического синдрома – цереброастенические, неврозопадобные, психопатоподобные, психомоторная возбудимость и т. д. – являются дополнительными, хотя усугубляющими нарушениями интеллектуальной продуктивности».

в) Итак, стойкая ЗПР имеет органическую природу. В этой связи принципиальным является вопрос о причинах, обуславливающих данную форму патологии развития. Многие исследователи в качестве таких существенных причин считают:

1. патологию беременности

(травмы беременных и плода, тяжёлые интоксикации, токсикозы, несовместимость крови матери и плода по резус – фактору и др.);

2. врождённые болезни плода (сифилис);

3. недоношенность;

4. родовые травмы и асфиксию;

5. ранние (в первые 1 – 2 года жизни) постнатальные заболевания (дистрофирующие инфекционные заболевания – в первую очередь, желудочно – кишечные, мозговые травмы и некоторые другие).

Цифровые данные распределения причин ЗПР по степени значимости содержатся в ряде исследований. Так, в работе Ю. Дауленскене показало, что 67,32% обследованных детей с ЗПР имели патологию внутриутробного развития и тяжёлые заболевания на первом году жизни, Л. Тарнопол в 39% случаев отмечает инфекционную внутриутробную этиологию задержки, в 33% случаев – родовые и постнатальные травмы, в 14% - «стрессы» во время беременности. Некоторые авторы отводят определённую роль в возникновении задержки генетическому фактору (до 14%).

ЗПР психического развития, обусловленная выраженными церебрально – органическими причинами, по мнению ряда авторов (К. С. Лебединская,

И. Ф. Марковская, Г. Н. Самодумская и др., обязательно предполагает нарушение интеллектуальных функций, ущербность эмоционально – волевой сферы, а также очень часто и физическую незрелость, что, в свою очередь ещё больше осложняет тяжесть состояния ребёнка. Эти дети нуждаются в более сложном лечении, нежели при неврозоподобных состояниях или соматогенных астениях, а также более сложной педагогической коррекции.

Таким образом, с позиций современного понимания закономерностей аномального развития психики ребёнка клиническая характеристика отдельных вариантов ЗПР и их прогноз определяются в первую очередь преимущественным нарушением тех или иных интеллектуальных функций, степенью выраженности этого нарушения, а также особенностями его сочетания с другими энцефалопатическими и невротическими расстройствами и их тяжестью.

Подводя итоги исследованиям за определённый период, в частности в аспекте клинической классификации ЗПР, Т. А. Власова отмечает её разнообразие и прогностическую неоднородность. Она подчёркивает при этом, что стойкость ЗПР «различна в зависимости от того, лежат ли в её основе эмоциональная незрелость (психический инфантилизм, низкий психический тонус (длительная астения, либо нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти внимания, подвижности психических процессов, дефицитностью отдельных корковых функций.

г) Располагая определёнными научными сведениями о клинических особенностях детей с ЗПР, исследователи делают вывод о ряде вариаций этого состояния.

1. Психический инфантилизм

(эмоционально незрелые дети,

2. астенические состояния

(длительно текущие) представляют собой наиболее лёгкие формы.

Дети с ЗПР этих форм могут иметь первичное нарушение (или снижение в ранние сроки постнатального развития) прежде всего темпа формирования эмоционально – волевой регуляции, а на этой основе – малую работоспособность, быструю истощаемость, аритмию, памяти, внимания. Эти особенности психики не могут не влиять негативным образом на обучаемость детей.

ЗПР, характеризующаяся первичным нарушением познавательной деятельности, связанным с дефицитностью отдельных корковых функций (эти дети как правило, имеют дефектную первооснову для развития и интеллектуальной, и эмоциональной сферы, а также для нейрофизиологического и часто соматического развития, представляет наиболее тяжёлую её форму. По сути своей нередко выражает состояние, пограничное с дебильностью (разумеется, и здесь возможна вариабельность состояния по степени его тяжести). Обучаемость этих детей снижена

первично в более значительной степени. Им дефектологи рекомендуют обучение в специальных классах и школах для детей с ЗПР.

Педагогически запущенных детей (имеется в виду «чистая» педагогическая запущенность, при которой отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера) к категории детей с ЗПР отечественные дефектологи не относят, хотя признаётся, что длительный дефицит информации, отсутствие психической стимуляции в сензитивные периоды может привести ребёнка к снижению потенциальных возможностей психического развития. В адрес этих детей высказывается самый оптимистический прогноз относительно компенсации дефектов психического развития в обычных условиях массовой школы. При необходимом индивидуальном подходе, достаточной интенсивности обучения эти дети сравнительно легко могут восполнить пробелы в своих знаниях и оказаться способными догнать своих сверстников.

Вывод.

ЗПР детей во всех формах может поддаваться педагогической коррекции в таких педагогических условиях, которые соответствуют состоянию ребёнка. В то же время комплексное и многоплановое изучение детей с ЗПР в этих условиях должно способствовать уточнению и дальнейшему развитию имеющихся научных сведений о них.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что такое гиперактивность» Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Диагноз гиперактивности.

Консультация для родителей «Что такое семья? Семейные традиции» Семья и семейные ценности Что такое семья? Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью.

Консультация для родителей «Что такое автоматизация звуков?» Консультация для родителей Что такое автоматизация звуков? У малыша появился звук. Нужно, чтобы данный звук ребёнок произносил в словах.

Консультация для родителей «Что такое детский каприз?» Капризы детей-своеобразные формы поведения,выражаются в сопротивлении и противодействии требованиям,советам или рекомендациям взрослых.

Консультация для родителей «Что такое лето?» Лето. Одно из самых удивительных, красивых и долгожданных времен года. У каждого лето ассоциируется с чем-то своим: звуками, запахами,.

Консультация для родителей «Что такое лэпбук?» Лэпбук для дошкольников Лэпбук – это обучающая папка, посвященная какой-то одной теме. Изготавливается такое пособие в домашних условиях.

Консультация для родителей «Что такое портфолио дошкольника?» Портфолио дошкольника – это первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это.

Консультация для родителей «Что же такое агрессия?» Уважаемые родители! Что же такое агрессия? Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой.

Консультация для родителей «Что такое осень» Цель : - Учить детей называть приметы осени, изменения в погоде, использовать для осени образные слова и выражения; - учить сравнивать существенные.

Консультация для родителей «Что такое этикет» Этикет Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Что такое ЗПР?»
Опубликовано: 27 ноября 2017 в 19:57
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД