Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе. Что там видно за окошком

Елена Антонова
Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе. Что там видно за окошком

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 присмотра и оздоровления

«Что там видно за окошком»

Воспитатель Антонова Елена Евгеньевна, высшая квалификационная категория, г. Мончегорск, 2012г.

Задачи:

1. Формировать представление о многообразии растений и животных; о влиянии среды обитания на внешнее строение и особенности поведения животных.

2. Расширить представление о растительном и животном мире тундры.

3. Закреплять знание основных правил поведения в природе. Совершенствовать диалогическую речь, побуждать использовать объяснительную речь, учить отстаивать свою точку зрения; учить выделять характерные и существенные признаки.

4. Обогащать активный словарь.

Материал. Кукла Домовенок; четыре картины в виде окон, прикрытые шторами из цветной бумаги: «Полярная ночь в городе», «Тундра зимой», «Тундра летом», «Мир вокруг нас»; модели «Времена года»; картонные изображения животных - обитателей тундры (на липучках); голоса животных (лай собаки, ржание лошади, мычание коровы) в аудиозаписи; яблоко, апельсин, лук, лимон; нарисованные на отдельных листах следы животных; полоски бумаги и цветные карандаши на каждого ребенка; карточки «Пищевые цепочки»; звукозапись песни «Лесной олень»; картинки с изображением северных лесных растений; плакаты на природоохранную тему, изготовленные детьми и родителями; кроссворд «Тундра».

Ход занятия

Педагог вносит в группу игрушку Домовенка.

Педагог: Здравствуйте, дети. Я расскажу вам историю, которая приключилась со мной вчера. Шла я через парк и вдруг услышала плач. Огляделась вокруг. Смотрю: под кустом кто-то сидит. «Ты кто?» - «Домовенок Кузя. Я жил в теплом светлом доме, но мои хозяева, переехали на другую квартиру. Они так торопились, что забыли обо мне». Я пожалела Кузю и взяла его с собой, а сегодня пригласила к нам в гости.

Домовенок: Здравствуйте, ребята! В вашем большом доме светло и уютно. Наверное, к вам часто приходят гости. В мой дом тоже часто приходили гости. Там были большие окна. Я любил вечерком посидеть возле окна и о чем-нибудь подумать, помечтать. А в вашем доме есть окна?

Педагог: Дети, давайте вместе с Домовенком заглянем в наше первое окошко. (Открывает «окно» - за ним картина «Полярная ночь в городе».)

Домовенок: Почему же так темно за «окном»?

Дети. Это полярная ночь.

Домовенок: А где же солнце?

Дети: (пользуясь глобусом): Мы живем за Полярным кругом, в Заполярье, на Кольском полуострове. Земля вращается вокруг Солнца, и с наступлением зимы она закрывает от нас солнечные лучи.

Домовенок: А как же наступает полярная ночь? Проснулись - и сразу темно?

Дети приглашают Домовенка к уголку природы и с помощью модели «Времена года» объясняют последовательность убывания светового дня.

Домовенок: Понятно, теперь я знаю, как наступает полярная ночь. Вам, наверное, грустно, тоскливо в это время года? (Ответы)

Педагог: А ты знаешь, Домовенок, и в полярной ночи есть особая прелесть. В эту пору Мончегорск становится особенно приветливым: мягкий свет фонарей согревает улицы, затейливо кружатся и искрятся снежинки, уютом светятся окна домов. Все наполняется ожиданием чуда, которым очень скоро, всего лишь через месяц, станет первый солнечный лучик, а потом с каждым днем их будет все больше и больше. Давайте посмотрим в другое «окно». (Открывает «окно», за которым макет «Тундра зимой») Что это? (Ответы). Верно, это наши широкие заполярные просторы - тундра. Домовенок: Ой, как красиво. Где еще можно увидеть такой чистый, белый снег! Какие же деревья растут в тундре?

Дети. Ива, осина, рябина, ель, сосна, карликовая береза, лиственница.

Домовенок: А где же животные? Наверное, в таком холоде им не выжить?

Педагог. Сейчас мы тебе всех животных покажем. (Дети прикрепляют изображения животных к макету)

Домовенок: Как же все эти животные могут жить в таком холоде?

Дети: Они приспособились к жизни в холодных условиях. (Рассказывают о зайце-беляке, северном олене, лемминге, полярной сове, куропатке.)

Домовенок: А почему вы не поселили в тундру обезьяну, слона?

Дети: Эти животные живут в жарких странах. Они не приспособлены к холодам: нет еды, которой они привыкли питаться; у них короткая, тонкая шерсть - могут замерзнуть.

Домовенок: Но у вас же не все время зима, и лето тоже бывает. Вот за другим окошком - летняя тундра. (Открывает «окно», за которым макет «Тундра летом».)Вон сколько зелени! Ешь - не хочу. Почему бы и не жить здесь обезьяне и слону?

Дети: Даже летом у нас прохладно, поэтому в тундре нет той растительной пищи, к которой эти животные приспособлены.

Домовенок: Вы рассказали мне много нового и интересного об обитателях тундры, но я все же не понял: кто чем питается?

Педагог: Давайте поможем Домовенку разобраться в этом с помощью пищевых цепочек. (Дети выкладывают пищевые цепочки)

Домовенок: Вы сказали, что у оленя хорошо развито обоняние — по запаху он определяет, где растет ягель. А у вас хорошо развито это чувство? Давайте проверим. (Дети с завязанными глазами определяют по запаху лимон, яблоко, лук, апельсин).

Домовенок: Вы говорили, что у полярной совы хорошо развиты ночное зрение и слух. А вы сможете на слух определить, кто издает звук? (Определяют голоса животных, звучащие в записи). Да, у вас тоже хорошие слух, зрение и обоняние. Я слышал, что звери и птицы умеют писать на снегу. Интересно, чем же они пишут? Ведь у них нет рук. (Лапами: кто всей пятерней, кто четырьмя пальцами. А еще копытами, хвостом, носом, брюхом.)

Я в лесу сфотографировал следы, но не знаю, чьи они. Может, вы мне поможете? (Дети «отгадывают» следы животных)

Педагог: Домовенок, дети тоже умеют писать знаками-символами. Посмотри, как они запишут вот это стихотворение.

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

(Дети зарисовывают стихотворение и рассматривают рисунки друг друга).

Домовенок: В моем доме часто звучала музыка, мы танцевали и веселились. Давайте тоже немного потанцуем.

(Музыкальная пауза «Лесной олень»).

Домовенок: Я очень люблю лето. Люблю собирать ягоды и грибы, фотографировать красивые лесные растения. Вот посмотрите. (Показывает карточки с изображением растений тундры)

Педагог: Кузя, а ведь эти растения не только красивые, но и полезные.

Дети: (поочередно).

Подорожник лечит раны и ссадины; помогает при кашле. *

Багульник - настой из этого растения помогает при ожогах и при кашле.

Крапива останавливает кровь.

Брусника богата витаминами, снижает температуру.

Черника богата витаминами, улучшает зрение.

Шиповник богат витаминами, повышает иммунитет

Пижма отвар из нее помогает при ушибах

Иван-чай - из его листьев заваривают чай; из высушенных и размолотых

стеблей пекут оладьи.

Педагог: Вот сколько полезных растений в тундре! У зверей нет докторов. Они

лечатся тем, что растет вокруг. Люди, наблюдая за животными, научились человек у природы. Послушайте такое стихотворение.

(Ребенок читает стихотворение В. Орлова «Чему учит нас природа»).

Педагог: А всегда ли бережно человек относится к тому, что его окружает? Давайте заглянем в последнее «окошко». (Открывает «окно», за которым диаграмма «Мир вокруг нас» - круг из четырех частей, в центре которого человек с грустным лицом)

Посмотрите на грустного человечка в середине круга. Как вы думаете, почему он грустит? (Ответы) Как же нам поточнее узнать, почему он грустный?

Домовенок: А вы отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Дети: Это воздух.

Педагог: Правильно, речь пойдет о воздухе. Голубая часть круга - воздух. Все живое дышит воздухом, поэтому он должен быть чистым. Но так бывает не всегда. Знаете ли вы, что в воздухе есть микробы - маленькие живые существа? Среди них такие, которые вызывают болезни, например грипп. Особенно много микробов в пыльном помещении с закрытыми окнами, в котором большое скопление людей. Что нужно сделать, чтобы микробов стало меньше? (Проветрить комнату, протереть пыль, посадить комнатные растения. А в больших городах, где много машин, заводов, нужно сажать деревья)

Педагог убирает с голубой части круга микробы.

Педагог: Посмотрите на белую часть круга. На ней окружающие нас звуки: стрелки - резкие, громкие; волны - тихие, спокойные. Кто из вас любит слушать песни, музыку? Как должна звучать музыка? (Негромко.) От громких звуков люди могут за-

болеть, получить акустическую травму. Нельзя громко включать магнитофон и в лесу - животные могут испугаться. Приятная музыка, спокойный разговор создают звуковой комфорт. Что нужно сделать для его создания? (Ответы) Правильно, уберем с белого поля стрелки, оставим лишь красивые волны. Синяя часть круга - вода.

Не напиться, не умыться без воды,

Листику не распуститься без воды,

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда всем везде

Нужна вода!

Какая вода пригодна для питья? {Ответы) Чистой, пресной воды мало, поэтому ее нужно беречь. Как беречь воду? (Экономно расходовать, закрывать кран, не выбрасывать мусор в реки и озера, не мыть в них машины) Заводы и фабрики сливают в реки грязную воду - отходы. Чтобы этого избежать, нужно строить очистные сооружения. Уберем с синего поля все, что загрязняет воду, - оно тоже стало чистым. И последняя, зеленая часть крута - поле жизни. Как вы думаете, почему оно зеленое? (Ответы) Правильно, это цвет растений, именно они дают пищу и кислород всем живым существам.

Жить в зеленом мире

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна - жизнь вокруг.

Человек - природе друг!

Всегда ли человек относится к природе, как к другу? (Ответы)

Посмотрите, на этом поле черные круги и квадраты, под каждым из них растения и животные, которые занесены в Красную книгу. Я открою их, если вы перечислите все правила поведения в природе. (Ответы) Запомните эти правила! (Убирает круги и квадраты) Какое красивое зеленое поле! Конечно, это не все растения и животные, которые нуждаются в нашей защите, но, соблюдая правила поведения в природе, мы поможем всем. А сейчас посмотрите (убирает грустного человечка - под ним веселый): человечек улыбается, ему хорошо в чистом мире, он здоров.

Домовенок:Как интересно! Я уверен, что дети будут беречь и любить природу! Но ведь не все люди знают, как это нужно делать.

Педагог: Для этого ребята вместе с родителями нарисовали плакаты об охране природы. (Дети показывают плакаты и рассказывают о том, что изображено на них.)

Домовенок Здорово! Мне очень понравилось у вас в гостях, я узнал много нового и интересного. Я для вас тоже приготовил сюрприз - загадку. (Показывает кроссворд «Тундра».) Здесь спрятались названия животных и растений тундры. Сможете ли вы их найти? (Дети отгадывают кроссворд).

Публикации по теме:

Давайте знакомиться! Здравствуйте! Я работаю воспитателем в ГБДОУ д/с №32 присмотра и оздоровления Центрального района Санкт-Петербурга во второй младшей группе.

Я аттестовалась!!! Теперь и я присоединилась к педагогам, удачно прошедшим аттестацию! Я аттестована! Мне присвоена высшая квалификационная категория! Заявление.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе. Что там видно за окошком
Опубликовано: 16 мая 2012 в 13:55
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...