Что за прелесть эти сказки!

Ольга Прокопьева
Что за прелесть эти сказки!

Что за прелесть эти сказки!

Сказка – один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов подразделяющихся на жанры. Жанры и группы сказок исследователи выделяют по разному:

Так Э. В. Померанцева( 1899-1980) -, известный филолог, фольклорист. этнограф и педагог подразделяет сказки на:

1. О животных;

2 .Волшебные;

3. Авантюрно – новеллистические;

4 .Бытовые.

А В. Я. Пропп (1895- 1980, известный филолог, фольклорист и теоретик искусства, делит сказки на:

1 .Волшебные;

2. Кумулятивные

3 О животных, растениях, неживой природе и предметах;

4. Бытовые или новеллистические;

5. Небылицы;

6 .Докучные сказки.

К главным признакам сказки является то, что в ней присутствует «несоответствие окружающей действительности и необычайность событий, о которых повествуется» (В. Я. Пропп)

Сказкотерапия эффективно используется для формирования благоприятных условий для создания креативных качеств личности ребенка.

Дети, которые воспитываются на народных сказках, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке.

При активном включении сказки в занятия с детьми развивается фантазия, логика, мышление, внимание, наблюдательность. Сказки учат ребят сопереживанию, желанию помочь. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняют сказки или придумывая более позитивное ее окончание («Колобок»).

Педагоги ДОУ используют различные виды сказки:

Дидактические, в форме учебного задания;

Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, рисуют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают (воображают, «колдуют»);

Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», (доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

Психокоррекционные: (для мягкого влияния на поведение ребенка,педагог читает проблемную сказку, не обсуждая, дает возможность ребенку побыть наедине с самим собой о подумать.

СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ

Детям дошкольного возраста наиболее понятны и близки сказки о взаимодействии людей и животных. Они часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Сказки о животных являются духовным наследием народа, которое досталось ему от прошлых эпох. В этих сказках животные обычно делают то, что делают люди. В них показаны черты животных, но условно подразумеваются черты человека. Их задача: высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному. Самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости – ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Сказки о животных затрагивают социальные и этические проблемы в доступной для детского восприятия трактовке.

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

В волшебных сказках элементы фантастики преобладают над реальным изображением мира, в них наряду с людьми участвуют чудесные помощники и волшебные предметы, происходят необычные события в фантастической обстановке. Волшебные сказки - это художественные произведения с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла. В них привлекательны развитие борьбы светлых и темных сил, чудесный вымысел. В них обычно две группы героев: добрые и злые. Добро обычно побеждает зло. Волшебные сказки вызывают восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Волшебные сказки объединяет волшебство: превращения.

БЫТОВЫЕ СКАЗКИ

Для бытовых сказок характерен переход от волшебства к быту. В них реалистические элементы подаются в виде приключений. В группу бытовых сказок можно включить сказки с реально-бытовым, авантюрным, сатирическим содержанием. В бытовых сказках говорится об отношении социальных классов. Эти сказки отличаются от волшебных тем, что вымысел в них не носит ярко выраженного сверхъестественного характера. Действие положительного героя и его противника в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимается слушателем как повседневная реальность. Герои бытовых сказок: барин-помещик, царь-князь, хан - это жадные и равнодушные люди, бездельники и эгоисты. И, наоборот, смелые, ловкие и умные люди – бывалые солдаты, бедные батраки, работники. Они побеждают, и в победе им всегда помогают волшебные предметы. Бытовые сказки имеют большое воспитательное и познавательное значение. Ребята узнают об истории народа, его быте и обычаях. Эти сказки помогают в нравственном воспитании детей, передают им народную мудрость. Для педагогов особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказок. Сказка, как образное отражение мира требует от ребенка особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности, чувство образного слова, авторской позиции гармонической целостности произведения, понимания внутренних психологических мотивов поведения сказочных героев. Процесс сочинения сказки-одна их форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей.

В своей педагогической деятельности я всегда использовала сказки: на занятиях, праздниках и развлечениях, обучая ребят игре на детских музыкальных инструментах, в кружковой работе.

В моей практике основные задачи «сказкотерапии»:

Повышение внимания ребят на занятиях,

Развитие эмоциональной отзывчивости,

Развитие воображения, фантазии, творческих способностей.

Применяемые методы и приемы:

Куклотерапия, арттерапия, релаксирующие приемы песочной терапии, психогимнастика, мнемотехника, моделирующая техника, пальчиковые игры, словесное комментирование, словесное фантазирование по музыкальной композиции, словесное рисование, пантомимические этюды, игровой массаж, креативный тренинг и др.

Сказка, предваряющая слушание или пение программного материала, помогает заинтересовать детей, настроить их на нужный лад.

Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует сказку Она помогает активному восприятию и усвоению детьми нового музыкального материала. Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам музыкальной выразительности. В старшей и подготовительной группах использую методику «Придумай сказку» после прослушивания музыкального произведения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ В ПРАКТИКУ:

1. Обобщила и систематизировала теоретический материал. Изучила опыт других педагогов. Подобрала практический материал.

2. Сделала подборку коротких сказок по каждому возрасту по всем разделам программы.

.4. Провожу занятия, праздники, развлечения с использованием данной технологии.

5. Подобрала материал для консультаций воспитателей, родителей.

6. Провожу диагностику музыкального развития детей. Наблюдаю положительную динамику.

Сказка- неотъемлимая часть работы музыкального руководителя. Ведь сказка – это радость для наших ребят. А их счастье в наших руках. Результатом нашей работы за прошедший учебный год стал показ сказок в форме развлечения "Калейдоскоп сказок". Целую неделю ребята показывали и смотрели любимые сказки. Каждая группа приготовила свой спектакль, пригласительные билеты, костюмы. Из дома они приходили в карнавальных костюмах, после завтрака разносили ребятам из другой группы пригласительные билеты, и

СКАЗКА НАЧИНАЕТСЯ!

Каждое утро ждет своих гостей бабушка Забавушка

Ребята очень рады возможности нарядиться в любимые костюмы

День первый -понедельник. Наши малыши приготовили для своих друзей свою любимую сказку "Колобок"

Это - дебют наших малышей! И хотя они очень волнуются, зрители поддерживают маленьких артистов аплодисментами и улыбками.

День второй- вторник. Сегодня волнуются ребята из средней группы, они приготовили сказку "Колосок"

В среду ребята из старшей группы показали сказку "Красная шапочка"

В четверг приехала гости из славного города Бремена "Бременские музыканты", ребята из подготовительной группы.

А теперь - пятница! Воспитатели порадовали юных зрителей сказкой

"Царевна -лягушка"

Дети получили огромное наслаждение от встречи со сказками, от осознания того, что они принесли радость друзьям и взрослым

В нашем детском саду имеются группы с круглосуточным пребыванием детей, т. е. ребята с самого раннего детства почувствовали "радости и прелести" темной стороны жизни, они часто склонны к агрессии, неадекватному поведению, неуверенности и страху и наша задача сформировать позитивное отношение к жизни, развить чувство принадлежности к миру людей, доброты, и своей нужности в этом мире.

И в этом нам очень помогает сказка. Спасибо ей!

Публикации по теме:

Рисуем сказку по-новому.Рисуем сказку по-новому. Все мы знаем,что дети очень любят сказки. Практически каждая сказка оказывает определенное воздействие на ребенка. Сказки пробуждают в детях.

Экскурсия в библиотеку: по сказкам Шарля ПерроЭкскурсия в библиотеку: по сказкам Шарля Перро Среди многих жанров устной прозы сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и любимым жанром.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Что за прелесть эти сказки!
Опубликовано: 24 июля 2013 в 04:14
+34
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 57.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...