Чтобы ребёнок рос здоровым и закалённым!

Антонина Коструб
Чтобы ребёнок рос здоровым и закалённым!

Укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях - первостепенная задача педагогического и медицинского персонала. Закаливающие и развивающие мероприятия составляют основу воспитательно-оздоровительного процесса, цель которого – снизить заболеваемость детей.

Для закаливания дети должны быть одеты в двухслойную одежду: хлопчатобумажное белье (майка, трусы, платье или рубашку, на ногах – тапочки, колготки (носки, гольфы). По мере закаливания можно перейти на однослойную одежду.

Важнейшим закаливающим средством должны быть прогулки продолжительностью 4-5 часов в день, включающие подвижную игру с повышенным двигательным режимом, в которой преобладают упражнения циклического характера (оздоровительный бег, прыжки, игры с мячом). Выходить на прогулку стоит в любую погоду, кроме сильного ветра, проливного дождя.

Детям до трех лет нельзя гулять при температуре ниже -15С. Дети постарше могут гулять при температуре до -20С. Следует так организовать прогулку, чтобы она была интересной для детей. Народные групповые игры способствуют поддержанию активного двигательного режима. Нельзя допускать, чтобы зимой руки и ноги у детей были мокрыми. Известно, что кисти и стопы содержат множество терморецепторов, непосредственно связанных со слизистой дыхательных путей, поэтому при охлаждении возможно быстрое появление рефлекторного влияния на слизистую в виде кашля, насморка, чиханья и т. д.

Практика показывает, что любые воздействия воздуха пониженной температуры оказывают полезный закаливающий эффект, тренируя вегетативные сосудистые реакции, т. е. улучшая физическую терморегуляцию. Этому же содействуют и такие режимные моменты, как переодевание ребенка, выполнение утренней зарядки и др.

К нетрадиционным методам относится контрастное воздушное закаливание в пульсирующем режиме.

Его методика весьма проста и требует минимальных организационно-технических затрат. Закаливающая зарядка проводится после ночного или дневного сна и продолжается 12-15 минут, в течение которых дети перемещаются из «холодной» комнаты в «теплую» с обязательным музыкальным мажорным сопровождением. Например, зарядка после дневного сна проводится следующим образом. В спальном помещением к концу сна температуру воздуха снижают и поддерживают в пределах +13С. В 15 часов дети просыпаются от звуков музыки и, еще лежа в постели, в течение 2-3 минут выполняют 3-4 физических упражнения. Например, имитируют ходьбу, подтягивая на выдохе ноги к груди (поочередно правую, левую) и выпрямляя их, делают руками и ногами перекрестные и параллельные движения, покачивают согнутыми в коленях ногами вправо и влево с противоположным движением рук, а также выполняют различные упражнения в положении лежа на животе, на боку.

По команде – хлопок в ладоши или удар в бубен – дети встают с постели, быстро меняют одежду, а затем в течение 1-1,5 минут выполняют циклические движения умеренной степени интенсивности (бег, бег на месте, ходьба). Особое внимание уделяется подбору дыхательных упражнений, поскольку контрастные воздействия на дыхательные пути осуществляется с помощью ритмичного спокойного дыхания или глубоких форсированных вдохов и медленного выдоха. После этого следует перебежка в «теплое» помещение (игровое, в котором температура воздуха поддерживается в пределах 21-24С. Занятия, которые проходят в теплом помещении, направлены на поддержание у детей интереса к закаливающим процедурам и создание у них положительного эмоционального настроя. На этом этапе предлагается:

• разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением для дополнительного развития голосового аппарата;

• подвижные игры с включением заданий на развитие воображения;

• разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов, развивающих, прежде всего координационные возможности;

• различные виды ходьбы, маршировка, разнообразные построения и перестроения для развития ориентации в пространстве.

Возможно использование комнаты со спортивными снарядами и инвентарем для развития и укрепления свода стопы. Этот инвентарь располагается так, чтобы все дети могли заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому.

Характер пребывания в «теплом» помещении в целом отличается от пребывания в «холодном» более спокойным темпом, чтобы дети не перегревались, выполняя физические упражнения.

Количество перебежек из одной комнаты в другую с пребыванием в каждой комнате от 1-1,5 мин. должно быть не менее шести. Заканчивается процедура быстрыми перебежками из «холодной» комнаты в «теплую» в ходе игр типа «Самолетики», «Перелетные птицы», «Спутники планет».

При проведении контрастного воздушного закаливания контраст температур должен увеличиваться только постепенно – от минимального, равного 3-4С в начале проведения процедур до 15С у детей 4 лет и до 20С у детей 6 лет (спустя 2 месяца). Ритмичная музыка, сопровождающая контрастные воздушные ванны, положительно влияет на эмоциональное состояние детей.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в период адаптации детей раннего возраста Данный материал представляет собой практические советы педагога-психолога при работе с детьми раннего возраста. Цель: психопрофилактика.

Мониторинг «Качество физического воспитания детей» Объект мониторинга: состояние качества физкультурно – оздоровительной работы и укрепления здоровья детей в ДОУ детский сад № 4 «Светлячок».

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Овощи
  • Здоровье, гигиена
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Чтобы ребёнок рос здоровым и закалённым!
Опубликовано: 30 января 2014 в 15:48
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Досуг «Зайчата спешат на помощь» (фотоотчет)
Для каждого ребенка, праздник - это искренняя радость, мгновения чистого счастья. Маленький ребенок, переполнен яркими впечатлениями от удивительного и...
Лэпбук «Театр». Фотоотчёт
Лэпбук «Театр». Мой первый опыт. Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Лэпбук я не просто хотела сделать, а просто мечтала сделать. И с...
Фотоотчет сказки «Как коза избушку построила»
Недавно прочитала детям сказку«Как коза избушку построила» . И предложила им самостоятельно , подготовить маски , атрибуты и поиграть эту сказку....
Семейное творчество
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является...
Творческие идеи и дидактический материал для проведения тематического дня...
В летний период открывает свои двери для любознательных малышей лесная Школа Человеткина. Уверена, что вы узнали главного...