Чтобы ребёнок рос здоровым и закалённым!

Антонина Коструб
Чтобы ребёнок рос здоровым и закалённым!

Укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях - первостепенная задача педагогического и медицинского персонала. Закаливающие и развивающие мероприятия составляют основу воспитательно-оздоровительного процесса, цель которого – снизить заболеваемость детей.

Для закаливания дети должны быть одеты в двухслойную одежду: хлопчатобумажное белье (майка, трусы, платье или рубашку, на ногах – тапочки, колготки (носки, гольфы). По мере закаливания можно перейти на однослойную одежду.

Важнейшим закаливающим средством должны быть прогулки продолжительностью 4-5 часов в день, включающие подвижную игру с повышенным двигательным режимом, в которой преобладают упражнения циклического характера (оздоровительный бег, прыжки, игры с мячом). Выходить на прогулку стоит в любую погоду, кроме сильного ветра, проливного дождя.

Детям до трех лет нельзя гулять при температуре ниже -15С. Дети постарше могут гулять при температуре до -20С. Следует так организовать прогулку, чтобы она была интересной для детей. Народные групповые игры способствуют поддержанию активного двигательного режима. Нельзя допускать, чтобы зимой руки и ноги у детей были мокрыми. Известно, что кисти и стопы содержат множество терморецепторов, непосредственно связанных со слизистой дыхательных путей, поэтому при охлаждении возможно быстрое появление рефлекторного влияния на слизистую в виде кашля, насморка, чиханья и т. д.

Практика показывает, что любые воздействия воздуха пониженной температуры оказывают полезный закаливающий эффект, тренируя вегетативные сосудистые реакции, т. е. улучшая физическую терморегуляцию. Этому же содействуют и такие режимные моменты, как переодевание ребенка, выполнение утренней зарядки и др.

К нетрадиционным методам относится контрастное воздушное закаливание в пульсирующем режиме.

Его методика весьма проста и требует минимальных организационно-технических затрат. Закаливающая зарядка проводится после ночного или дневного сна и продолжается 12-15 минут, в течение которых дети перемещаются из «холодной» комнаты в «теплую» с обязательным музыкальным мажорным сопровождением. Например, зарядка после дневного сна проводится следующим образом. В спальном помещением к концу сна температуру воздуха снижают и поддерживают в пределах +13С. В 15 часов дети просыпаются от звуков музыки и, еще лежа в постели, в течение 2-3 минут выполняют 3-4 физических упражнения. Например, имитируют ходьбу, подтягивая на выдохе ноги к груди (поочередно правую, левую) и выпрямляя их, делают руками и ногами перекрестные и параллельные движения, покачивают согнутыми в коленях ногами вправо и влево с противоположным движением рук, а также выполняют различные упражнения в положении лежа на животе, на боку.

По команде – хлопок в ладоши или удар в бубен – дети встают с постели, быстро меняют одежду, а затем в течение 1-1,5 минут выполняют циклические движения умеренной степени интенсивности (бег, бег на месте, ходьба). Особое внимание уделяется подбору дыхательных упражнений, поскольку контрастные воздействия на дыхательные пути осуществляется с помощью ритмичного спокойного дыхания или глубоких форсированных вдохов и медленного выдоха. После этого следует перебежка в «теплое» помещение (игровое, в котором температура воздуха поддерживается в пределах 21-24С. Занятия, которые проходят в теплом помещении, направлены на поддержание у детей интереса к закаливающим процедурам и создание у них положительного эмоционального настроя. На этом этапе предлагается:

• разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением для дополнительного развития голосового аппарата;

• подвижные игры с включением заданий на развитие воображения;

• разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов, развивающих, прежде всего координационные возможности;

• различные виды ходьбы, маршировка, разнообразные построения и перестроения для развития ориентации в пространстве.

Возможно использование комнаты со спортивными снарядами и инвентарем для развития и укрепления свода стопы. Этот инвентарь располагается так, чтобы все дети могли заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому.

Характер пребывания в «теплом» помещении в целом отличается от пребывания в «холодном» более спокойным темпом, чтобы дети не перегревались, выполняя физические упражнения.

Количество перебежек из одной комнаты в другую с пребыванием в каждой комнате от 1-1,5 мин. должно быть не менее шести. Заканчивается процедура быстрыми перебежками из «холодной» комнаты в «теплую» в ходе игр типа «Самолетики», «Перелетные птицы», «Спутники планет».

При проведении контрастного воздушного закаливания контраст температур должен увеличиваться только постепенно – от минимального, равного 3-4С в начале проведения процедур до 15С у детей 4 лет и до 20С у детей 6 лет (спустя 2 месяца). Ритмичная музыка, сопровождающая контрастные воздушные ванны, положительно влияет на эмоциональное состояние детей.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в период адаптации детей раннего возраста Данный материал представляет собой практические советы педагога-психолога при работе с детьми раннего возраста. Цель: психопрофилактика.

Мониторинг «Качество физического воспитания детей» Объект мониторинга: состояние качества физкультурно – оздоровительной работы и укрепления здоровья детей в ДОУ детский сад № 4 «Светлячок».

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Чтобы ребёнок рос здоровым и закалённым!
Опубликовано: 30 января 2014 в 15:48
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка»
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....