Цикл музыкально-интегрированных занятий для детей 4–5 лет экологической направленности «Нежные звуки весны»

Ольга Усольцева
Цикл музыкально-интегрированных занятий для детей 4–5 лет экологической направленности «Нежные звуки весны»

Цикл музыкально-интегрированных занятий для детей 4-5 лет экологической направленности «Нежные звуки весны»

Предварительная работа:

-Рассматривание картин русских художников: «Март» И. Левитана, «Грачи прилетели» И. Саврасова;

-наблюдение за изменениями в природе во время прогулки;

- чтение детской художественной литературы;

-решение логических задач (автор Л. Виноградова);

-разучивание и закрепление музыкального репертуара: песня-закличка «Ой, бежит ручьем вода», песня «Ручеек-проказник» М. Картушиной, танец «Весенняя полька» А. Бурениной, песня «Пение птиц».

Дидактический материал:

- магнитная доска

- картинки с изображением весенних ручейков,

- карточки-схемы для ритмического упражнения «Капель»

-карточки с изображением птиц,

- кукла, одетая в пальтишко, штанишки, шапочку.

- музыкально-шумовые инструменты: треугольники, ксилофоны, барабаны, колокольчики, шуршунчики, молоточки, бубны.

- фонограммы музыкальных произведений и звуков природы.

Цель:

знакомить со звукоподражательными приемами отображения голосов птиц, природных явлений через игру на музыкальных инструментах, пение, движения.

Задачи:

- помочь детям реализовать свое впечатление, эмоциональное состояние через исполнительское творчество;

- углублять представление детей об эмоциональном содержании звуков природы;

- закреплять название музыкально-шумовых инструментов;

- систематизировать и углублять знания о признаках весны.

- развивать умение создавать шумовые композиции из звуков речи;

- воспитывать чувства прекрасного через любовь к природе.

1 занятие

Тема: «Весна пришла

Дети входят в музыкальный зал под веселую музыку, строятся в круг, музыкальный руководитель предлагает поздороваться, исполнить приветствие:

«Здравствуйте!» (фонограмма «Веселые дети» диск «Коммуникативные танцы и игры» автор А. Буренина)

И. п.: руки на поясе

Я здороваюсь везде: - машут правой рукой вправо-влево

Дома и на улице. то же левой

Даже «здравствуй» говорю - «пружинка»

Я соседской курице. - прямые руки опущены вниз, прижаты к туловищу,

изображают крылышки курочки

Здравствуй, солнце золотое, - руки вверх, сжимают-разжимают пальчики

Здравствуй, небо голубое, - руки вверху

Здравствуй, легкий ветерок, - качают руками вправо-влево, кисти расслаблены

Здравствуй, маленький щенок. – прикладывают кисти рук г голове, изображают ушки

Здравствуй, утро, - вытягивают вперед правую руку

Здравствуй, день, - вытягивают вперед левую руку

Нам здороваться не лень, - повороты головы вправо-влево

Здрав-ствуй-те! - хлопки с подпеванием.

Музыкальный руководитель приглашает детей пройти на стульчики.

Муз. рук.: Ребята, отгадайте мою загадку.

Вокальная импровизация педагога:

Поет Тает снежок, ожил лужок,

Птички прилетают,

Когда это бывает?

Дети отвечают: Весной!

Муз. рук.: А теперь ответ на мою загадку нужно пропеть.

Ребенок исполняет вокальную импровизацию на слова: Это бывает весной (индивидуальный опрос 2-3 детей).

Музыкальный руководитель: Наступила весна, солнышко стало пригревать землю, сосульки тают и поют свои веселые песенки, птички тоже радуются приходу весны, совсем скоро появятся первые весенние цветочки. Ах, как хорошо весной! Ребята, сегодня я приглашаю вас погулять по весенним дорожкам вместе с девочкой Катей, и порадоваться приходу весны.

Пройдемте на музыкальную полянку, и с помощью музыкальных инструментов расскажем сказку «Весна пришла.

Дети садятся на коврик, у каждого ребенка – набор музыкально-шумовых инструментов: ксилофон, барабанчик, шуршунчик, колокольчик, бубен.

Музыкальный руководитель ведет рассказ, дети озвучивают его музыкально-шумовыми инструментами, голосом, звукоподражанием.

Музыкальный руководитель показывает детям куклу, одетую в пальтишко, шапочку, штанишки, сапожки: Ребята, а вот и девочка Катя, давайте пропоем ее имя: КА-ТЯ! (дети поют м. 3 вниз). А теперь споем ласково: КА-ТЕНЬ-КА, и прохлопаем (интонируют мажорное трезвучие вниз-вверх - D-dur).

Однажды рано утром Катю разбудили первые солнечные лучи, они заглянули в окно ее комнатки и пропели:

Ка-тя, вставай! (треугольник, Катя потянулась (дети потягиваются,

Улыбнулась (дети показали улыбку, И громко крикнула: У-РА! (хлопок в ладошки над головой). Наступила весна, и я пойду гулять! Катя вышла из дома, и отправилась по весенним дорожкам. Шла она неторопливо, спокойно, вот так: топ-топ-топ-топ, прямо по дорожке, топ-топ-топ-топ, шли у Кати ножки (ритмичные удары по барабану) Прямо перед собой Катя увидела деревянную горку.

- Как здорово, наступила весна, и горка оттаяла от снега. Она стала забираться на горку, вот так: топ-топ-топ-топ…. (игра на ксилофоне от самой низкой пластины, до самой верхней) А затем скатилась с нее вот так: (glissando сверху-вниз, и упала (удар по барабану). Катя встала, отряхнула штанишки (шуршунчик, и побежала дальше: топа-топа-топа-топа (игра на барабане в ритме слов).

Вдруг Катя остановилась, она услышала чью-то песенку. Давайте и мы послушаем, и отгадаем, чья это песенка.

Дети слушают запись «Капель» (диск «Из чего родилась музыка», приложение к методическому пособию «Музыка» Т. Э. Тютюнниковой).

Музыкальный руководитель: Верно, это песенка капели. Наступила весна, сосульки тают, и поют свои веселые песенки то медленно, то быстро. Посмотрите, на этой карточке изображены капельки: большие капельки – поют медленно свою песенку, а маленькие – быстро. Давайте возьмем колокольчики, и вместе с ними споем песенку «Капель». (авт. О. Усольцева)

Кап-кап, я капель, капаю тихонько

Кап-кап, целый день капли пляшут звонко. (удары колокольчиком по ладошке)

Капа-капа, побыстрей капли побежали,

Потому что солнышко капли повстречали. (встряхивают колокольчиком)

-«Какая красивая музыка,- подумала Катя, это потому, что пришла весна

И Катя пошла дальше: топ-топ-топ-топ (удары по барабану).

Шла Катюша по весенним дорожкам, слушала песенки капели, и вдруг остановилась, дорогу преградил ей веселый ручеек, и тоже пел свою веселую звонкую песенку, вот так:

Дети а капелла исполняют песенку «Ручеек», (авт. М. Картушина) подыгрывая себе на музыкальных инструментах.

1. Ручеек-проказник весело звенит,

Ручеек-проказник песенку журчит (удары по бубну)

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля….(встряхивание бубном)

2. Ручеек-проказник скачет по камням,

Песенку-скакалочку напеваем нам.

Прыг-скок, прыг-скок,

Скачет по камням. (удары по ксилофону по разным пластинам)

-«Какая красивая песенка,- подумала Катя, это потому, что наступила весна». И вдруг Катя услышала мамин голос: «Катя, домой» (хлопок в ладошки на слове: до-мой). Катенька бегом побежала домой, и услышала, как под ее ножками весело поют песенку брызги воды:

- По дорожке – топ-топ, и по лужам- шлеп-шлеп (барабан+бубен: правой рукой ребенок ударяет по барабану, левой бубном ударяет по коленке).

Прибежав домой, Катя сказала маме, что сегодня на прогулке она повстречала музыку весны. И завтра она вновь отправится гулять, звуки весны искать.

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилась сказка? Что услышала Катя на прогулке, с кем повстречалась?

Дети отвечают: На прогулке Катя услышала песенку капели, которая звучала то медленно, то быстро; песенку ручейка, который пел то напевно, то отрывисто, когда прыгал по камушкам, а еще она каталась с горки, и весело шлепала по лужам.

Музыкальный руководитель: На следующем занятии мы вновь отправимся гулять вместе с Катей, и узнаем, кого еще повстречала она на весенней прогулке. Ну, а мы с вами будем в парочки вставать, «Весеннюю польку» исполнять.

Дети танцуют под фонограмму «Весеннюю польку», подпевая слова:

1. На дворе опять весна, всем ребяткам не до сна.

Дружно парой идем, за собою всех зовем. (идут парами по кругу)

Припев: Мы в ладошки хлоп-хлоп-хлоп,

Мы ногами, топ-топ-топ.

Покружись, покружись,

И друг другу поклонись.

2. А теперь веселым кругом,

Побежим мы друг за другом,

Веселей, веселей,

Своих ножек не жалей.

Музыкальный руководитель:

Весеннюю пляску мы танцевали, звуки весенние мы повстречали,

До свиданья, в добрый час, с нетерпеньем жду я вас.

Дети поют прощальную песенку, уходят в группу.

2 занятие

Тема: «Весенние голоса»

Дети входят в музыкальный зал, встают в круг, исполняют песенку- приветствие «Здравствуйте», затем садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель: Ребята, на прошлом занятии мы с вами побывали на весенней прогулке вместе с девочкой. (внести куклу). Давайте поздороваемся с ней.

Дети пропевают фразу в нескольких вариантах:

- здравствуй, Катя с хлопком

- здравствуй, Катенька с притопами

- здравствуй, Катюшка со шлепками по коленкам.

Музыкальный руководитель: Давайте вспомним, что делала Катя на прогулке?

Дети: Шагала, бегала, каталась с горки, шлепала по лужам.

Музыкальный руководитель: Какие звуки услышала Катя?

Дети: звуки весны: звуки капели, ручейка.

Инструментальная импровизация.

Музыкальный руководитель напоминает содержание сказочки-шумелки, дает индивидуальное задание:

- (Имя ребенка) сыграй, как солнышко разбудило утром Катю (ребенок играет на треугольнике)

- (Имя ребенка) сыграй, как Катя шагала, и как бежала (удары по барабану быстро-медленно)

- (Имя ребенка) сыграй, как Катя забралась на горку, скатилась, и упала (игра на ксилофоне: поступенное движение мелодии вверх, затем glissando, удар по барабану)

- Девочки споют песенку капели, а мальчики подыграют на колокольчиках

Вокально-ритмическое упражнение «Капель».

- Песенку ручейка нам исполнят мальчики, а девочки подыграют на бубнах и ксилофонах.

Песня «Ручеек-проказник» М. Картушиной.

- А вы, ребята (приглашает 2 детей, сыграете на барабане и бубне, как Катенька бежала, и шлепала по лужам. (муз. рук. подговаривает топ-шлеп, топ-топ, шлеп-шлеп).

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я предлагаю вновь отправиться с Катей на прогулку. Проходите на музыкальную полянку.

Дети рассаживаются на коврике, у каждого ребенка набор музыкальных инструментов: ксилофон, бубен, ритмические палочки.

Музыкальный руководитель: Наша Катенька идет, Катя песенку поет. Давайте и мы с ней споем песенку-закличку «Ой, бежит ручьем вода» (укр. нар. п., и подыграем себе на музыкальных инструментах. (дети выбирают себе инструмент по-желанию.)

Музыкальный руководитель продолжает рассказ: Шла Катя шла, и пришла на лесную полянку. Остановилась, вдруг слышит, кто-то песенки поет, давайте послушаем вместе с ней.

В записи звучат голоса птиц: утка, дятел, воробей, чиж, жаворонок, соловей. Дети отгадывают, называют голоса птиц, рассматривают иллюстрации с их изображением, затем музыкальный руководитель предлагает сыграть их песенки на музыкальных инструментах, дети играют, подпевают звукоподражания.

Пение с подыгрыванием на музыкальных инструментах

«Пение птиц» (польская народная песня)

1. Вот кукушка поет, малых детушек зовет:

Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку. (колокольчик)

2. В небе крылья раскрыв, звонкий жаворонок вьется,

Над полями раздается: жив-жив-жив (молоточек)

3. Прилетел пестрый чиж, он запел нежней свирели,

А ребята присмирели:

Тишь-тишь-тишь, тишь-тишь-тишь (маракасы)

4. Соловей лучше всех, разливается, хлопочет,

Словно ночью спать не хочет: цех-цех-цех, цех-цех-цех (бубен)

5. Птичка дятел сидит, и по дереву стучит:

Тук-тук-тук, тук-тук-тук (ритмические палочки)

6. Воробей прилетел, звонко песенку запел:

Чик-чирик, чик-чирик (колокольчик)

Музыкальный руководитель: «Какие красивые песни поют птички, - подумала Катя, - это потому, что пришла весна!». Затем Катя отправилась домой, рассказать маме, какие звуки она повстречала весной.

Музыкальный руководитель: Ребята, какие звуки Катя услышала?

Дети: Она услышала голоса птиц. (дети перечисляют птиц)

Музыкальный руководитель: Давайте мы сейчас превратимся в птичек, потанцуем, порадуемся приходу весны.

Танец-импровизация под аудиозапись «Песни и пляски птиц» из оперы Н. Римского-Корсакого «Снегурочка».

Музыкальный руководитель: Как красиво вы станцевали танец птиц, каждый из вас постарался, молодцы.

В заключении занятия педагог опрашивает детей, какую птичку он изобразил, и почему.

Музыкальный руководитель: Как хорошо, что пришла к нам весна! Вместе с Катей мы побывали сегодня на прогулке в лесу, и послушали голоса птиц, а теперь пора наступила попрощаться.

Музыкальный руководитель и дети поют

«Прощальную песенку» (авт. О. Усольцева)

Ну-ка все, встали в круг, за руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять, ручками махать.

Хорошо мы занимались, и, конечно, постарались,

А теперь, детвора, в группу нам пора.

Дети с воспитателем уходят в группу, машут кукле рукой.

Публикации по теме:

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по конструированию из бумаги. Тема «Грачи прилетели» Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по конструированию из бумаги. Тема «Грачи прилетели…» Техника: оригами Задачи:.

Мультимедийная аттестационная разработка развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы.Мультимедийная аттестационная разработка развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы. Данное занятие я проводила для аттестации на 1 квалификационную категорию в марте 2013 года. Это занятие является частью цикла занятий.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Цикл музыкально-интегрированных занятий для детей 4–5 лет экологической направленности «Нежные звуки весны»
Опубликовано: 21 апреля 2013 в 19:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Спасибо сайту МAAM, за то что дружбу дарит нам!
Уважаемые гости моей страницы, дорогие друзья! Спешу поделиться радостью - ровно год как я зарегистрировалась на сайте МААМ. Теперь уже любимом и родном! С...
Сценарий выпускного 2017 год в группе «Василёк»
Выпускной в группе «Василёк» Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой выпускников. Раскрыть творческие возможности каждого ребенка....
Образовательная среда — Центр «Литература»
Исследования профессора Джона Стейна говорят о том, что чтение хороших книг способствует повышению уровня психического и физического развития. Ученый уверен,...
Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста «Осьминожки»
Тепло приветствую всех, кто ко мне заглянул! Как вы могли догадаться по снимку, сегодня речь вновь пойдёт об осьминогах. Расскажу, как мы рисовали...
Любимым маамовцам
Здравствуйте, дорогие мои маамовцы! Я спешу высказать вам, огромные слова благодарности - за ваши потрясающие комментарии и душевные слова. Каждый вечер,...