Цикл тематических занятий на тему «Масленица»

Миниса Иваношвили
Цикл тематических занятий на тему «Масленица»

Рекомендую для работы фольклорного кружка.

Аннотация:

Авторский цикл занятий рекомендован для работы кружка «Россияночка» в МДОБУ с приоритетным осуществлением художественно-эстетичекого направления.

Цель:

дать детям представление о народном зимнем празднике – Проводы зимы (Масленица).

Программное содержание:

познакомить детей с последним зимним праздником «Масленица», приобщение детей к русским народным праздникам и традициям через искусство, формировать восприятие музыки во взаимосвязи с живописью.

Реквизит:

репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», аудиозапись муз. произведения П. И. Чайковского «Февраль», солома, материи, палки, нитки, тонкая проволока, ножницы.

Хозяйка

С давних времён Масленица – самый весёлый предвесенний праздник. Его отмечают в конце зимы, и празднуют целую неделю.

Посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено.

(ответы детей). Правильно, мы видим, что народ на картине веселиться, кругом лежит снег. Эта картина называется «Масленица», а нарисовал её художник Б. Кустодиев. А сейчас, мы с вами послушаем музыкальное произведение великого русского композитора П. И. Чайковского «Февраль. Масленица».

Слушание музыкального произведения П. И. Чайковского «ФЕВРАЛЬ, МАСЛЕНИЦА»

Беседа о характере произведения.

Каждый день Масленицы имел своё название. Первый день – встреча Масленицы. Малые ребятишки, такие же, как вы, бегали по деревне с лаптями в руках, встретив возвращавшихся с базара, спрашивали их: «Везёте ли Масленицу?». Если, те отвечали «нет», то их били лаптями. В этот день устраивали катание с гор. Девушки делали соломенное чучело – Масленицу и ходили с ним по деревне с песнями, катали чучело на санях.

Сегодня мы с вами вместе сделаем чучело вот из этих заготовок.

Дети вместе с музыкальным руководителем и воспитателем делают чучело из соломы, материи, палок, ниток. При этом ведём беседу: для чего нужна солома, из чего она получается

Фоном звучит муз. произведение П. И. Чайковского «Масленица».

Вот и мы с вами сделали наше чучело – Масленицу. А теперь осталось выучить песню про Масленицу.

Песня «Здравствуй Масленица»

Здравствуй масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных,

Чтоб слуги были молодые,

Нам подарки везли дорогие,

И блины, и калачи, к нам в окошко их мечи!

Разучивание песни.

Потрудились мы на славу, можно и поиграть.

Русская народная игра «ПЛЕТЕНЬ»

Вот теперь пора прощаться,

До свидания друзья!

Приходите, не стесняйтесь,

В мою избу детвора!

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «МАСЛЕННИЦА – БЛИНОЕДКА»

Цель:

формирование культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

Программное содержание:

продолжить знакомство с русским праздником «Масленица», закрепить пройденный материал, разъяснение непонятных слов, их значение.

Реквизит:

аудиокассета с музыкальным произведением П. И. Чайковского «Февраль», репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», блины, самовар с чаем.

Хозяйка

Здравствуйте детишки,

Девчонки и мальчишки!

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобнее располагайтесь!

На прошлом занятии мы с вами только приоткрыли занавес большого весёлого народного праздника «Масленица». Познакомились с первым днём этого праздника. Как он называется?

Правильно, первый день называется «встреча». Мы с вами встречаем Масленицу, славим её, поем песни, катаемся с горы. Не только народ славил Масленицу, но и люди искусства прославляли Масленицу в своём творчестве. Давайте вспомним с вами этих людей.

С помощью хозяйки вспоминаем картину Б. Кустодиева «Масленица», рассматриваем повнимательнее репродукцию картины, изучаем её и слушаем музыкальное произведение П. И. Чайковского «Февраль» из цикла «Времена года».

Хозяйка берёт Чучело, ходит по избе и поёт песню «Здравствуй, Масленица», предлагает спеть эту песню вместе. Дети подпевают ей и ходят по избе с чучелом.

Дети, а кто мне скажет, почему Масленицу называют «блиноедкой»? (ответы детей)

Правильно. Блины были обязательным лакомством в Масленицу.

Почему? Круглая форма и золотистый цвет блинов считались символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением. Дети ходили из избы к избе, поздравляли с праздником хозяев и просили блины.

Тинка – тинка!

Подай блинка,

Оладышка – прибавышка.

Тётушка, не скупися,

Масленым кусочком поделися!

Дети запоминают слова, идёт разучивание текста

Второй день праздника называется «Заигрыш». В этот день начинали собираться на игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, катания с ледяных гор, воздвигали снежные городки.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Сегодня мы с вами. Познакомимся с новой русской народной игрой «Горшки».

Проводится разучивание правил игры со словами, затем дети играют в эту игру.

Русская народная игра «Горшки»

Третий день Масленицы – среда – называлась «лакомка» или «сладкоежка». В этот день лакомились блинами и другими масленичными яствами. На Масленицу ели сытно, жирно, вволю.

Когда наступит праздник Масленица, мы с вами пойдем вместе с чучелом по группам. Будем петь масленичные песни и просить угощение. А сейчас посмотрим, как у вас это получится! Надо петь красиво, выразительно и весело. А я буду хозяйкой избы. Если мне понравится, как вы будете петь, посмотрю на ваше старание, то возможно будет угощение!

Дети поют песню «Здравствуй, Масленица» и просят блины.

В тереме расписном я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу.

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу!

Самовар в руках несу,

Песню русскую пою.

Песня «Ой, блины, блины, блины»

Хозяйка накрывает стол и угощает блинами с чаем.

А поблагодарить надо хозяйку низким поклоном и словом добрым.

Дети благодарят хозяйку избы и прощаются с ней.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

Цель:

приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Программное содержание:

развивать интерес к традициям русской народной культуры и активного участия в праздновании Масленицы, воспитывать любовь к Родине и чувство гордости за неё.

Реквизит:

аудиозапись, музыкальные инструменты, аккордеон, платочек.

Хозяйка

Проходите детки малые, да рассаживайтесь поудобнее. А я вам приготовила загадку, а вы дадите мне отгадку. Посмотрим, кто у нас самый смышленый, да быстрый.

Они на солнышко похожи,

Круглые, румяные.

Достают их из печи,

С маслицем - румяные!

Правильно! Это блины. Мне хочется спеть весёлую песню. А у нас есть мастера игры на ложках? Берите ложки и играйте под гармошку! Сегодня у нас четверг, четвёртый день Масленицы. А называется он – «Разгуляй четверг» или «широкая Масленица». Желающие подпевают мне, скучающих - нам не надо!

Песня «Ой, блины, блины, блины»

Четвёртый день Масленицы называется «широкая Масленица».

В этот день веселились больше всего, устраивали ярмарки, общее катание с горок, пели, плясали до вечера. Поэтому сегодня мы будем с вами много петь и играть в русские народные игры. Но сначала нам надо выучить народную песню «Широкая Масленица».

Хозяйка поёт песню «Широкая Масленица», затем дети разучивают слова и мелодию песни.

Широкая Масленица,

Мы тобою славимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся.

Масленица – блиноедка!

Накормила всех людей,

Заиграла, заплясала,

Сразу стало веселей!

А теперь пойдём на ярмарку покупать горшки!

Русская народная игра «Горшки»

Продаются свистульки, трещотки, ложки!

Кто хочет поиграть немножко!

Оркестр русских народных инструментов в исполнении детей под музыкальное произведение П. И. Чайковского «Февраль»

Сегодня мы познакомимся ещё с одной русской народной игрой «Горелки».

Знакомство с правилами игры, разучивание мелодии со словами к этой игре. Проведение игры

Нравится вам праздник Масленица?

Тогда давайте уважим нашу Зимушку-Зиму, споём ей песню.

Русская народная песня «Как на тоненький ледок» в обр. Иорданского.

А теперь давайте прославлять нашу широкую Масленицу.

Русская народная песня «Широкая Масленица»

А теперь пора прощаться. Время делу – потехе час!

Все прощаются и уходят.

Публикации по теме:

Мультимедийная аттестационная разработка развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы.Мультимедийная аттестационная разработка развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы. Данное занятие я проводила для аттестации на 1 квалификационную категорию в марте 2013 года. Это занятие является частью цикла занятий.

Просветительская деятельность кружка «Истоки»Просветительская деятельность кружка «Истоки» Одной из форм работы кружка духовно-нравственного воспитания «Истоки» является просветительская деятельность. Это и встречи со священнослужителями,.

Библиотека изображений:
  • Грибы
Автор публикации:
Цикл тематических занятий на тему «Масленица»
Опубликовано: 31 октября 2013 в 20:00
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...
Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе.
Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества зависит успешность...