Цикл тематических занятий на тему «Масленица»

Миниса Иваношвили
Цикл тематических занятий на тему «Масленица»

Рекомендую для работы фольклорного кружка.

Аннотация:

Авторский цикл занятий рекомендован для работы кружка «Россияночка» в МДОБУ с приоритетным осуществлением художественно-эстетичекого направления.

Цель:

дать детям представление о народном зимнем празднике – Проводы зимы (Масленица).

Программное содержание:

познакомить детей с последним зимним праздником «Масленица», приобщение детей к русским народным праздникам и традициям через искусство, формировать восприятие музыки во взаимосвязи с живописью.

Реквизит:

репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», аудиозапись муз. произведения П. И. Чайковского «Февраль», солома, материи, палки, нитки, тонкая проволока, ножницы.

Хозяйка

С давних времён Масленица – самый весёлый предвесенний праздник. Его отмечают в конце зимы, и празднуют целую неделю.

Посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено.

(ответы детей). Правильно, мы видим, что народ на картине веселиться, кругом лежит снег. Эта картина называется «Масленица», а нарисовал её художник Б. Кустодиев. А сейчас, мы с вами послушаем музыкальное произведение великого русского композитора П. И. Чайковского «Февраль. Масленица».

Слушание музыкального произведения П. И. Чайковского «ФЕВРАЛЬ, МАСЛЕНИЦА»

Беседа о характере произведения.

Каждый день Масленицы имел своё название. Первый день – встреча Масленицы. Малые ребятишки, такие же, как вы, бегали по деревне с лаптями в руках, встретив возвращавшихся с базара, спрашивали их: «Везёте ли Масленицу?». Если, те отвечали «нет», то их били лаптями. В этот день устраивали катание с гор. Девушки делали соломенное чучело – Масленицу и ходили с ним по деревне с песнями, катали чучело на санях.

Сегодня мы с вами вместе сделаем чучело вот из этих заготовок.

Дети вместе с музыкальным руководителем и воспитателем делают чучело из соломы, материи, палок, ниток. При этом ведём беседу: для чего нужна солома, из чего она получается

Фоном звучит муз. произведение П. И. Чайковского «Масленица».

Вот и мы с вами сделали наше чучело – Масленицу. А теперь осталось выучить песню про Масленицу.

Песня «Здравствуй Масленица»

Здравствуй масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных,

Чтоб слуги были молодые,

Нам подарки везли дорогие,

И блины, и калачи, к нам в окошко их мечи!

Разучивание песни.

Потрудились мы на славу, можно и поиграть.

Русская народная игра «ПЛЕТЕНЬ»

Вот теперь пора прощаться,

До свидания друзья!

Приходите, не стесняйтесь,

В мою избу детвора!

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «МАСЛЕННИЦА – БЛИНОЕДКА»

Цель:

формирование культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

Программное содержание:

продолжить знакомство с русским праздником «Масленица», закрепить пройденный материал, разъяснение непонятных слов, их значение.

Реквизит:

аудиокассета с музыкальным произведением П. И. Чайковского «Февраль», репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», блины, самовар с чаем.

Хозяйка

Здравствуйте детишки,

Девчонки и мальчишки!

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобнее располагайтесь!

На прошлом занятии мы с вами только приоткрыли занавес большого весёлого народного праздника «Масленица». Познакомились с первым днём этого праздника. Как он называется?

Правильно, первый день называется «встреча». Мы с вами встречаем Масленицу, славим её, поем песни, катаемся с горы. Не только народ славил Масленицу, но и люди искусства прославляли Масленицу в своём творчестве. Давайте вспомним с вами этих людей.

С помощью хозяйки вспоминаем картину Б. Кустодиева «Масленица», рассматриваем повнимательнее репродукцию картины, изучаем её и слушаем музыкальное произведение П. И. Чайковского «Февраль» из цикла «Времена года».

Хозяйка берёт Чучело, ходит по избе и поёт песню «Здравствуй, Масленица», предлагает спеть эту песню вместе. Дети подпевают ей и ходят по избе с чучелом.

Дети, а кто мне скажет, почему Масленицу называют «блиноедкой»? (ответы детей)

Правильно. Блины были обязательным лакомством в Масленицу.

Почему? Круглая форма и золотистый цвет блинов считались символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением. Дети ходили из избы к избе, поздравляли с праздником хозяев и просили блины.

Тинка – тинка!

Подай блинка,

Оладышка – прибавышка.

Тётушка, не скупися,

Масленым кусочком поделися!

Дети запоминают слова, идёт разучивание текста

Второй день праздника называется «Заигрыш». В этот день начинали собираться на игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, катания с ледяных гор, воздвигали снежные городки.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Сегодня мы с вами. Познакомимся с новой русской народной игрой «Горшки».

Проводится разучивание правил игры со словами, затем дети играют в эту игру.

Русская народная игра «Горшки»

Третий день Масленицы – среда – называлась «лакомка» или «сладкоежка». В этот день лакомились блинами и другими масленичными яствами. На Масленицу ели сытно, жирно, вволю.

Когда наступит праздник Масленица, мы с вами пойдем вместе с чучелом по группам. Будем петь масленичные песни и просить угощение. А сейчас посмотрим, как у вас это получится! Надо петь красиво, выразительно и весело. А я буду хозяйкой избы. Если мне понравится, как вы будете петь, посмотрю на ваше старание, то возможно будет угощение!

Дети поют песню «Здравствуй, Масленица» и просят блины.

В тереме расписном я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу.

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу!

Самовар в руках несу,

Песню русскую пою.

Песня «Ой, блины, блины, блины»

Хозяйка накрывает стол и угощает блинами с чаем.

А поблагодарить надо хозяйку низким поклоном и словом добрым.

Дети благодарят хозяйку избы и прощаются с ней.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

Цель:

приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Программное содержание:

развивать интерес к традициям русской народной культуры и активного участия в праздновании Масленицы, воспитывать любовь к Родине и чувство гордости за неё.

Реквизит:

аудиозапись, музыкальные инструменты, аккордеон, платочек.

Хозяйка

Проходите детки малые, да рассаживайтесь поудобнее. А я вам приготовила загадку, а вы дадите мне отгадку. Посмотрим, кто у нас самый смышленый, да быстрый.

Они на солнышко похожи,

Круглые, румяные.

Достают их из печи,

С маслицем - румяные!

Правильно! Это блины. Мне хочется спеть весёлую песню. А у нас есть мастера игры на ложках? Берите ложки и играйте под гармошку! Сегодня у нас четверг, четвёртый день Масленицы. А называется он – «Разгуляй четверг» или «широкая Масленица». Желающие подпевают мне, скучающих - нам не надо!

Песня «Ой, блины, блины, блины»

Четвёртый день Масленицы называется «широкая Масленица».

В этот день веселились больше всего, устраивали ярмарки, общее катание с горок, пели, плясали до вечера. Поэтому сегодня мы будем с вами много петь и играть в русские народные игры. Но сначала нам надо выучить народную песню «Широкая Масленица».

Хозяйка поёт песню «Широкая Масленица», затем дети разучивают слова и мелодию песни.

Широкая Масленица,

Мы тобою славимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся.

Масленица – блиноедка!

Накормила всех людей,

Заиграла, заплясала,

Сразу стало веселей!

А теперь пойдём на ярмарку покупать горшки!

Русская народная игра «Горшки»

Продаются свистульки, трещотки, ложки!

Кто хочет поиграть немножко!

Оркестр русских народных инструментов в исполнении детей под музыкальное произведение П. И. Чайковского «Февраль»

Сегодня мы познакомимся ещё с одной русской народной игрой «Горелки».

Знакомство с правилами игры, разучивание мелодии со словами к этой игре. Проведение игры

Нравится вам праздник Масленица?

Тогда давайте уважим нашу Зимушку-Зиму, споём ей песню.

Русская народная песня «Как на тоненький ледок» в обр. Иорданского.

А теперь давайте прославлять нашу широкую Масленицу.

Русская народная песня «Широкая Масленица»

А теперь пора прощаться. Время делу – потехе час!

Все прощаются и уходят.

Публикации по теме:

Мультимедийная аттестационная разработка развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы.Мультимедийная аттестационная разработка развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы. Данное занятие я проводила для аттестации на 1 квалификационную категорию в марте 2013 года. Это занятие является частью цикла занятий.

Просветительская деятельность кружка «Истоки»Просветительская деятельность кружка «Истоки» Одной из форм работы кружка духовно-нравственного воспитания «Истоки» является просветительская деятельность. Это и встречи со священнослужителями,.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Грибы
Автор публикации:
Цикл тематических занятий на тему «Масленица»
Опубликовано: 31 октября 2013 в 20:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фото отчёт «Весна в художественном творчестве детей».
В своих творческих работах ребята опираются на свой опыт и отражают окружающий их мир, поэтому стараемся активизировать их опыт, побуждаем их вспомнить,...
Конспект ООД по лепке во второй младшей группе «Птичка».
Конспект ООД по лепке во второй младшей группе «Птичка». Цель: создать у детей радостное настроение; вызвать желание вылепить птичку; побуждать...
Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности для старшей...
Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности для старшей группы, область ПОЗНАНИЕ: «Путешествие по знакомым сказкам» Программное...
Мастер-класс «Открытка ветерану»
Цель: Создание открытки к 9 Мая. Задачи: Развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение; развивать мелкую моторику рук,...
Оформление туалетной комнаты (фото отчёт)
Группа у нас новая и симпатичная сама по себе ) Но всё же мы решили украсить туалетную комнату рыбками, всё же садик и малышам будет интереснее заходить в...