Цикл занятий по познавательному развитию с детьми средней группы

Наталья Евстифеева
Цикл занятий по познавательному развитию с детьми средней группы

Комплексное занятие в средней группе на тему:

«О чем рассказали цветы»

Цель: Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания, формирование осознанно-правильного отношения представителям растительного мира.

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке за цветами

Уход за цветами на клумбе

Чтение сказки «Дюймовочка»

Рисование.

Ход занятия:

В. Доброго Вам всем утра. А утро сегодня на самом деле доброе. Почему оно доброе?

Д. Хорошее настроение, светит солнце.

В. Как Вы думаете, для чего растениям нужны цветы?

Д. Чтобы было красиво, чтобы их было видно, чтобы выросли семена.

На мольберте цветок из сказки «Дюймовочка».

В. Из какой сказки этот цветок?

Д. Из сказки «Дюймовочка»

Дюймовочка:

Волшебница – Осень узнала, что маленькие человечки почти ни чего не знают о цветах, в которых они живут. Осень рассердилась и хочет придти в страну эльфов. Но тогда цветы завянут, и маленьким человечкам негде будет жить. Что бы им помочь нужно много знать о цветах.

В. Чем мы можем помочь стране эльфов?

Дети вспоминают все, что знают о цветах.

Д/И «Напоминающие знаки» Не рвать, не топтать, ухаживать и оберегать, беречь природу.

В. А Вы знаете, из чего состоит цветок?

Д. Корень, Стебель, Листья, Цветок.

В. А что нужно чтобы цветок нормально рос и развивался?

Д. Земля, Вода, Солнце, Тепло, Свет.

В. Какие цветы Вы знаете?

Ответы детей – колокольчик, роза, ромашка, одуванчик и т. д.

ФИЗМИНУТКА:

В. Раз-Два-три – выросли цветы!

Д. К солнцу потянулись высоко – тянутся на носочках

Стало им приятно и тепло

Ветерок пробегал – ветер пробегает среди детей

Стебелечки покачал

Влево качнулись – наклоны

Вправо качнулись

Низко пригнулись

Ветерок убегай – убегает ветер

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут

Детям радость принесут – руки вверх.

В. Давайте для маленьких человечков нарисуем цветы, а Дюймовочка передаст им, чтобы их страна стала краше.

Дети рисуют пластилином цветы.

В. Ребята, понравилось Вам наше занятие? А чем оно понравилось?

Д. Как мы играли в игру, рисовали пластилином и др.

В. Что нового узнали?

Д. Как беречь природу.

В. Сейчас пойдем на прогулку и будем сажать цветы (ловушка)

Д. Нет!

В. А когда можно сажать цветы?

Д. Весной.

Улыбнитесь друг другу… Молодцы!

Я вам сегодня довольна!

Используемая литература.

1. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Изд. АРКТИ Москва 2006г.

2. Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»

Комплексное занятие в средней группе на тему:

«Весенние изменения в природе»

Цель: Расширить кругозор детей знаниями о явлениях природы и весенних изменениях. Показать детям зависимость, которая существует в природных сообществах. Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах. Дать представление о том, что звери живые – они приспосабливаются к трудным условиям. Воспитывать любовь к природе, животным, беречь и проявлять посильную заботу о них. Приучать детей по одному отвечать на вопрос воспитателя.

Материал: иллюстрации птиц, лист бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия:

Как вы думаете, какое сейчас время года?

Д. Сейчас время года - Весна

Что изменилось с приходом весны?

Д. Тает снег, день прибывает

Почему снег тает?

Д. Потому что, стало тепло, солнце стало пригревать

Отгадайте загадку: Тает снежок, ожил лужок – День прибывает, когда это бывает? Д. (ВЕСНОЙ)

Дети, кто живет в лесу?

Д. В лесу живут лиса, заяц, медведь, волк, белка, еж.

Какие сказки вы знаете о диких животных?

Д. «Теремок», «Лиса и заяц», «Колобок» и др.

Какие изменения происходят в жизни диких животных с приходом весны?

Д. Просыпается медведь, звери меняют шубку теплую, на легкую.

Просыпается медведь, звери начинают линять, у них выпадает ставшая им не нужной теплая шерсть. Белка и заяц меняют окрас своей шерсти подстраиваясь под природу, в конце весны появляются детеныши. Еж еще не проснулся. И спит до наступления тепла.

Дети как вы ведете себя в лесу?

Д. Не кричать, не шуметь, не рвать, не ломать, не брать ничего в руки!

Чтение стихотворения

Берестов В. Д.:

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

Мы выжили

Мы дожили!

Мы живы! Живы мы!

О чем поют воробьи?

Д. Мы выжили! Мы живы! Живы мы!

Действительно, зима – очень трудное время для птиц, особенно если зима морозная и снежная.

Давайте поиграем в веселую игру «Прилетели птицы»

Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите, что-то другое, то нужно хлопнуть ладошками:

Прилетели птицы: Голуби, синицы – мухи

Галки и стрижи – лягушки, комары

Чибисы чижи – жуки

Аисты, кукушки – мышки

Даже совы-сплюшки – стрекозы

Вы все молодцы!

Давайте своими руками изготовим книжки малышки для детей младшей группы. Книжки-малышки о перелетной птице снегире, который весной улетит на север. Давайте вспомним, как мы с вами составляли книжки.

Когда прилетает птица, чем питается.

Что вы интересного узнали?

Что вы еще хотели бы узнать?

Молодцы, дети! Как мне было приятно с вами общаться!

Используемая литература:

1. Н. Н. Кондратьева «МЫ» программа экологического образования детей» Санкт-Петербург» изд. «Детство-пресс» 2004г.

2. Л. П. Молодова «Игровое экологическое занятие с детьми» Минск изд. «Асар», 1996г.

Комплексное занятие в средней группе на тему:

«Путешествие в весенний лес»

Программное содержание:

Знакомить с образом жизни диких животных весной (белка, еж, заяц, лиса, медведь).

Дать понять, что весной у них рождаются детеныши.

Учить правильно, называть детенышей животных.

Понять зависимость жизни животных от времени года; изменения цвета и характер шерстного покрова, особенности поведения.

Развивать умение устанавливать простейшие связи между цветом шерстного покрова и средой обитания.

Дать представление о том, что звери живые они приспосабливаются к трудным условиям. Воспитывать любовь к природе, животным, беречь и проявлять посильную заботу о них.

Учить правильно, отвечать на вопросы воспитателя, развивать речь детей, правильное логическое мышление. Приучить детей по одному отвечать на вопросы, задаваемые всей группе, участвовать в коллективном разговоре, беседе.

Предварительная работа:

Чтение рассказов о диких животных. Рассматривание иллюстраций, заучивание загадок, стихов. Экскурсия в зимний лес, рассматривание картин о животных.

Ход занятия:

Дети, вы когда-нибудь путешествовали? Д. - ДА На чем? Д. - На машине, поезде, автобусе, самолете! Сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие на поезде в лес. Вот вам пригласительные билеты. Раздача билетов (геометрические фигуры).

Посмотрите на них внимательно. А сейчас, согласно пригласительного билета займите свои места в вагоне. Но знайте, поезд не отправится, если вы сядете не на свое место.

Из стульев сделан вагон, сиденье тоже с геометрическими формами. Едем в поезде.

Дети, кто живет в лесу? Д. – В лесу живут медведи, зайцы, лисы, белки, волки. Какие сказки вы знаете о животных? Д. «Маша и медведь», «Лиса и заяц» Показ картины к сказке «Красная шапочка»

Дети, из какой это сказки? Д. – эти герои из «Красной шапочки» Как вы думаете, о чем могли говорить волк и Красная шапочка. Д. – О бабушке и тропинке где живет бабушка.

А это картина, к какой сказке? – Д. «Заячьи слезы»

Почему зайчик плачет? Д. – Лиса выгнала из дома, лиса выгнала зайца из избушки

Как вы думаете, в какое время года? А какое время года у нас сейчас? Д. Весна

Что изменилось в природе с приходом весны? Д. Тает снег, бегут ручьи, дни стали длиннее. Почему снег тает? Д. Потому что, весной стало теплее.

Отгадайте загадку:

Тает снежок, ожил лужок. День прибывает, когда это бывает? Д. Весной

Посмотрите в окно, уже лес видно, приехали. Выходите. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.

А как же мы пройдем? Д. По дорожке. Сколько снегу растаяло.

Перепрыгнем через ручеек, чтобы ноги не замочить. Сейчас снег рыхлый, вот пройдем по узенькой дорожке, осторожнее. А вот и лес!

Здравствуй лес, дремучий лес!

Полон сказок и чудес, все открой и не утай,

Ты же видишь мы свои!

Дети, а вы умеете в лесу себя вести? Д. – ДА. Посмотрите на деревья, что изменилось? Д. Стали набухать почки, вокруг деревьев стал таять снег.

А сейчас послушайте лес? Что услышали? (Звучит звукозапись голосов птиц). Д. - Голоса птиц.

А зимой, что слышно было? Д. – Шум ветра, стук дятла.

Откуда в лесу птицы? Почему поселились в лесу? Д. – Птицы в лесу живут, это их дом! Чему рады, так весело чирикают? Д. – Чувствуют приближение лета. Как называют птиц? Д. - Санитарами леса!

Почему? Д. – Поедают вредных насекомых (гусениц и др.)

Отгадайте загадку? Зимой и летом, одним цветом. Д. – Это ель

Сколько их, кто посчитает? (Сравнить по величине, высоте, найти одинаковые): Д. – Пять, две высокие и три низких, 2 большие и 3 маленькие.

Дети, посмотрите, есть ли в лесу под елкой хата, кто там спит? Д. – Медведь.

Оказывается, у медведицы зимой родились медвежата, и она их до весны кормила своим молоком; сейчас они спят беспокойно, скоро выйдут из берлоги, и медведица будет учить медвежат искать пищу, а весной они питаются корнями растений, едят молодые побеги. Мать у медвежат очень заботливая, до весны будет ходить за медвежатами обучать их всему. А сейчас: тише, тише, не шумите и медведей не будите.

А кто на дереве? Д. - Белки

Какого цвета у белки шубка была зимой? – Д. –Серая. Почему? Д. – Под цвет деревьев

А весной она меняет шубку на рыжий цвет, она будет не такая пушистая, как зимняя, чтобы белке было не жарко. У нее совсем недавно родились детеныши. Как они называются? Д. Бельчата

Бельчата, их бывает три-пять

Они такие маленькие, слабенькие. Белочка их целый месяц кормит своим молоком и никуда не отпускает. Потом они подрастают и начинают выбегать из дупла и самостоятельно находить пищу.

А это кто под елкой спит? Д. - Еж.

Да, он еще не проснулся. И спит до наступления тепла. Затем воспитатель обращает внимание на следы лисы. Воспитатель ведет детей по следам и под елочкой находит лису.

Кто это ребята? Д. - Лиса. А у лисы тоже появились детеныши. Их много пять-восемь.

Как они называются? – Лисята. Они рождаются слепые, но крепкие, а когда подрастут, мать лиса вытащит их из глубокой норы на солнышко. Там они играют, лают как «собачки», а мама лиса и папа лис приносит пищу: мышей, птиц.

Дети, а кто это на пенечке сидит, длинными ушами шевелит? Заяц.

Какого цвета шубка? Д. – Серая. А зимой, какой была? Д. – Белая. Почему заяц сменил шубку? Д. - Он полинял, чтобы быть незаметным среди кустов и травы.

У зайчихи тоже ранней весной родились зайчата, они рождаются зрячими, с густой шерстью и очень быстро растут и сами добывают себе пищу.

Слышится чей-то голос; дети находят лесовичка с письмом. Лесовичок спрашивает у детей, что они видели интересного в лесу. Воспитатель рассказывает о том, что в природе все взаимосвязано, нет ничего лишнего, все живые организмы нужны друг другу. В лесу есть люди, которые охраняют и оберегают лес и его обитателей, они называются лесники. Лесовик предлагает поиграть в игру «Когда это бывает» - лесовик показывает картинки по временам года, а дети подбегают с билетиками соответствующего цвета:

Синий-Зима

Красный-Лето

Зеленый-Весна

Желтый-Осень

Воспитатель приглашает лесовика и детей сесть в поезд и поехать в детский сад. ПО дороге воспитатель спрашивает, какие изменения увидели в весеннем лесу? Д. - Прилет птиц, на деревьях не стало снегу, животные линяют и у них появились детеныши.

Вы летом еще поедете в лес с родителями и всегда должны помнить, как нужно себя вести на природе.

Воспитатель читает книгу Маяковского В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо» переделанную на экологическую тему.

Используемая литература:

1. Л. П, Молодова «Игровое экологическое занятие с детьми» Минск изд. «АСАР» 1996г.

2. Н. Н. Кондратьева «МЫ» Программа экологического образования детей» Санкт-Петербург изд. «Детство-Пресс» 2004 г.

Публикации по теме:

Использование схем-моделей при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с миром растений. В своей работе при знакомстве детей с миром растений я использую различные схемы-модели. Они помогают детям лучше ориентироваться в мире.

Земля — наш общий дом (презентация Power Point) "Земля - наш общий дом". Это презентация Power Point к познавательной беседе на соответствующую тему с использованием Информационно-коммуникационных.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Земноводные, рептилии
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Цикл занятий по познавательному развитию с детьми средней группы
Опубликовано: 11 марта 2013 в 14:23
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...